Украинский цугцванг
События в Украине продолжают волновать мировое сообщество. После жестокого разгона Майдана спецназовцами, власти стали действовать более осторожно, но противостояние продолжается. Единодушное решительное осуждение этой акции привело к тому, что Президент Украины Виктор Янукович пригласил оппозицию к диалогу и обещает не допустить применения силы.
“Я неоднократно подчеркивал, что единственно возможный путь — это путь примирения и взаимопонимания. Действия всех сторон должны проходить исключительно в рамках законов и Конституции Украины”, — заявляет Президент.
Он приглашает представителей всех политических сил, святых отцов, представителей общественности к общенациональному диалогу. “Я лично готов к участию в таком круглом столе. Ради достижения компромисса призываю оппозицию не отказываться, не идти дорогой противостояния и ультиматумов”, — говорится в заявлении.
Янукович заверил, что власть будет действовать исключительно в рамках закона и никогда не будет применять силу против мирных собраний.
Заявление украинского президента совпало с регистрацией в Европарламенте проекта резолюции «О результатах Вильнюсского саммита и будущее Восточного партнерства, в частности относительно Украины». В документе говорится, в частности, о создании новой посреднической миссии ЕС на высшем уровне, которая бы «помогла в проведении круглого стола между правительством, демократической оппозицией и гражданским обществом и обеспечила мирное разрешение нынешнего кризиса». Авторы проекта выразили солидарность с украинскими митингующими. Поддержана в нем и финансовая помощь Украине со стороны МВФ и ЕБРР — «в осуществлении реформ, связанных с подписанием Соглашения об ассоциации».
Спецподразделение «Беркут» спешит на разгон Майдана
И пока власти и оппозиция, поддерживаемая протестующими по всей стране, нащупывают возможности диалога, экономическая ситуация в Украине все больше ухудшается. На минувшей неделе статистические показатели опубликовали Госстат и Нацбанк. В частности, по данным статистического ведомства, инфляция в Украине замедлилась до 0,2% по сравнению с октябрем. В годовом выражении (против ноября 2012 года) также зафиксирована инфляция в 0,2% — впервые за три месяца. Как отмечают в Госстате, подорожали в ноябре сахар, яйца, молоко, масло, сыр, творог и алкоголь. А вот фрукты, мясо и бензин даже подешевели.
В свою очередь Нацбанк сообщил о сокращении золотовалютных резервов – до 18,791 млрд долл. С начала года они «похудели» на 23,5% (на 5,7 млрд долл.). Показательно также, что в ноябре Нацбанк потратил порядка 800 млн долл. на проведение валютных интервенций, направленных на поддержку курса гривни. Ранее такие вмешательства не раз критиковали специалисты Международного валютного фонда и аналитики ключевых рейтинговых агентств.
Сейчас насущнейшей задачей правительства является поиск кредитов. Для этого Янукович ездил и в Китай, и в Россию. Срочно необходимо рефинансирование внешних долгов, объем выплат по которым в 2014 году должен составить около $7 млрд. Еще одной острой проблемой, по оценке экспертов, станет гарантированный государством долг НАК Нафтогаз, объем погашения которого в 2014 году составляет $1,6 млрд. По сообщениям некоторых СМИ, МВФ также собирается предоставить стране кредиты, значительно снизив свои первоначальные требования.
Но политическое противостояние по прежнему очень обострено. Власти пока ничем не готовы пожертвовать, отставка правительства, которой требует оппозиция, для Януковича пока неприемлема. Такой ход, который мог бы успокоить страсти, отмечают некоторые эксперты, для Януковича неприятен, но не катастрофичен: президент может пожертвовать крупную фигуру — премьера — с тем, чтобы продолжить шахматную партию. И он ее продолжит. Как — зависит не только от того, упадёт ли правительство, но и от того, как оно упадёт. Одно дело — жертвовать Николаем Азаровым, другие дело — если будет массовая перебежка депутатов из «Партии регионов» — с тем, чтобы новое оппозиционное большинство в Раде дало отставку кабмину. В последнем случае — это потеря большинства в Раде, тогда Януковичу будет труднее через Раду проводит нужные законы.
Власти все надеются, что все как-то само собой «рассосется». Люди устанут и уйдут с площадей и улиц. Но факты говорят о том, что накал противостояния только нарастает, появляются все новые люди, все новые формы протеста. Объявленные мирный поход протестующих на Киев из провинции может привести к непредсказуемым последствиям. Украинская власть попало в ситуацию, которую в шахматах называют цугцванг – когда любой ход только ухудшает положение. Ситуация, когда «делать нельзя, и не делать нельзя».
О событиях в Украине сегодня размышляют известные люди, экономисты, политики, те, чье мнение ценят во всем мире. Вот, например, что пишет о перспективах Украины в своей статье Збигнев Бжезинский, уверенный, что все-равно Украина войдет в Европу, и скорее раньше, чем позже: «В предстоящие месяцы все-таки можно будет придумать какую-нибудь сделку между ЕС и Украиной. Чтобы облегчить эту работу, ЕС должен внимательнее прислушиваться к просьбам Киева об экономической и финансовой поддержке и откликаться на них. А украинцы должны понять, что европейских налогоплательщиков не прельщает перспектива платить за ошибки и моральное разложение нынешней киевской элиты. Затягивание поясов станет необходимым предварительным условием для подписания соглашения. Оно же станет проверкой Украины на решимость подтвердить свои европейские устремления. Киеву также придется показать, что исход выборов в стране не определяется лишением свободы политических соперников.»
Что же происходит в Украине и что эти события значат для Казахстана? С этими вопросами мы обратились к нашим экспертам:
Олжас Худайбергенов, Директор «Центра макроэкономических исследований»:
— Сам вопрос подписания Украиной соглашения об ассоциации с ЕС имеет как политическую, таки экономическую составляющие. По моему мнению, политики там примерно 90 процентов, а экономика остается на втором плане. Хотя это центральная проблема. И Украина выбирает не то, что наиболее выгодно в экономическом смысле, а тот путь, где потери меньше. Потому что экономические потери были бы в любом случае, но на европейском направлении они были бы куда более значительными.
Выбор предопределялся простой логической схемой: если Украина подписывает соглашения с ЕС, то она сразу же несет очень большие потери от сокращения экспорта в Россию и от высокой цены за российский газ. И даже в среднесрочном плане – еще долгие годы украинская промышленность не сможет конкурировать с европейской на общем рынке. А в России ее продукция пользуется спросом. Кроме того, выполнение всех требований Евросоюза в экономической сфере поставило бы украинскую промышленность и сельское хозяйство на грань выживания, поскольку значительная ее часть субсидируется. А Евросоюз, со своей стороны, в силу своих собственных экономических трудностей, не в состоянии компенсировать Украине те потери, которые неизбежно будут, если Россия закроет для Украины свои рынки и сохранит высокие цены на энергоносители. Посмотрите на состояние стран, которые вступили в Евросоюз недавно – им помощь со стороны ЕС сегодня значительно сокращена. Бюджеты стран, членов ЕС, сегодня весьма напряженные, эти государства вынуждены идти на сокращения своих расходов, даже в социальной сфере. И в такой ситуации они не могут вот так просто взять, и оказать масштабную помощь Украине, котороая еще даже и не член ЕС. Население этих стран такого подхода может не понять. А политики в ЕС очень внимательно относятся к общественному мнению. Так что выбор Украинского руководства был продиктован трезвым экономическим расчетом.
Разворот страны в сторону России уже сразу дает две важнейшие вещи для экономики: низкие цены на газ и кредиты, без которых Украине сегодня грозит дефолт. К этому – открытый российский рынок. Если вычесть сумму за газ из взаимного товарооборота двух стран, то Украина продает в Россию больше, чем Россия в Украину. Понятно, кто в ком больше заинтересован.
Но это чистая экономика, а в ситуации обострившегося противостояния народа и властей я вижу куда больше политики. Люди сегодня на Майдане и вообще в стране выражают свое недовольство уже не столько отказом руководства страны от ассоциации с ЕС, а общей политикой властей. Они недовольны своей жизнью, неспособностью их решить острейшие экономические и социальные проблемы, расцветом коррупции. Для Украины, на мой взгляд, лучше было бы не акцентировать внимание на том или ином выборе экономического блока, а вплотную заняться перестройкой и модернизацией своей экономики. Оздоровленная экономика сама подсказала бы, с кем ей лучше интегрироваться.
Свое мнение об этой ситуации высказал известный казахстанский политолог, руководитель аналитической службы ОФ «Real politik» Талгат Мамырайымов:
— Конечно, очевидно, Россия, которая усиленно пытается втянуть Украину в Таможенный Союз и противодействует курсу этой страны на интеграцию с Европой, будет продолжать свое экономическое давление на Украину. Зависимость Украины от российского газа очевидна. Кроме того, через эту страну идут до сих пор основные маршруты транспортировки российского газа в Европу. Так что и в этом плане Украина уязвима. Не говоря уже о других аспектах экономических отношений двух стран, они сегодня очень тесные и масштабные. И нарушение их может нанести Украине большой ущерб.
Но, несмотря на это, проблема эта обострилась именно в политическом аспекте. В долгосрочном плане углубление экономической интеграции Украины с ЕС могло бы способствовать разрешению ее экономических проблем. Но Янукович уже пошел на массированное применение силы при разгоне мирной демонстрации и значит, можно предполагать, он свой выбор сделал. Уже этот факт делает нелепыми кое-кем высказываемые предположения, что Янукович «использует» национал — патриотов внутри страны для «притормаживания» движения Украины в сторону европейской интеграции.
Значительная часть украинской экономической и политической элиты выступает против интеграции с Россией, с Таможенным Союзом, и это их мнение разделяет значительная часть электората. Весьма возможно, что такое резкое неприятие евразийской интеграции у граждан страны станет доминирующим, и Янукович просто вынужден будет отказаться от этих планов. Выбор все равно придется сделать.
Особенную настороженность вызывают планы России по созданию различных наднациональных органов в этом, вроде бы, сугубо экономическом объединении. И не только в Украине. Путин, к примеру, недавно, на встрече с лидерами партий, высказал идею создания Евразийского парламента… Так что очевидно, что начав с экономической, Москва будет постепенно расширять и политическую интеграцию стран из бывшего СССР. Разумеется, при своем доминировании. И Казахстану здесь следует быть очень внимательным.
У украинской оппозиции сегодня не хватает лидеров- «тяжеловесов», харизматичных политических вожаков, вроде Юлии Тимошенко. Если бы сегодня на Майдане была бы Тимошенко, то ситуация развивалась бы совсем в другом ключе, возможно даже, Янукович был бы вынужден уйти в отставку.
События в Украине должны стать уроком и для казахстанской власти, казахстанской элиты и для всех граждан. Мы должны очень тщательно подходить к вопросам сохранения своей государственной независимости при углублении евразийской интеграции. Особенно – при создании каких-либо наднациональных органов. Мы не должны допустить умаления суверенитета Казахстана в принципиальных вопросах. События в Украине показываю всем нам, к чему это может привести.
Комментариев пока нет