Евразийские страдания
Как в свое время заметил один из классиков жанра, какую партию не создавай в России, все равно получается КПСС. Так и с интеграционными структурами, возглавляемыми Москвой. Как ни пытается Кремль придать жизнь находящимся в летаргическом сне постсоветским объединительным структурам, получается дешевая подделка под советские посиделки лидеров союзных республик.
Не пора ли уже оформить цивилизованный развод и жить с чистого листа, признав, что не получилось общего прошлого, и нет, видимо, никаких перспектив для общего будущего.
О симулякрах, которые Кремль выдает за новые эффективные форматы сотрудничества Москвы с бывшими сателлитами Exclusive.kz поговорил с заместителем директора Центра стратегических оценок и прогнозов Игорем Панкратенко.
— Мы видим, что Путин в последнее время активен на центральноазиатском направлении, недавнее участие в саммите СНГ в Душанбе, встреча с Мирзиеевым в Ташкенте и с Назарбаевым на юге Казахстана. Путин формирует новый формат постсоветского содружества?
— Если говорить откровенно, то на постсоветском пространстве сейчас нет ничего более странного, чем саммиты глав государств-членов, например, столь странной организации, как СНГ. Нет, они были вполне уместны в 90-х прошлого века, когда их участников объединяли общие воспоминания о работе в руководящих органах страны, развал которой вынес их на вершины власти — была хотя бы тема для воспоминаний.
Даже в первую половину 10-х нового тысячелетия им было о чем поговорить — общее экономическое прошлое, как ни крути, давало повод для обсуждения совместных проектов, обычных между соседями неурядиц, да и просто было прекрасной возможностью вспомнить под рюмку что-то политически-выдержанное и идеологически-очищенное.
В конце концов, будь ты хоть «лидером нации», хоть «Аракдагом», хоть тем, «без кого нет России» — но тоже имеешь право слегка расслабиться, пусть и за бюджетный счет (но не будем мелочны), за хорошим столом в кругу тех, кого с тобой объединяет общая историческая память.
Так было. И не вызывало особых вопросов — мало ли в мире происходит элитных тусовок, которые выглядят пафосно, но для реалполитик совершенно бесполезны. Главное ведь — не относиться к ним слишком серьезно и не ждать от них каких-либо принципиальных решений.
— Но в какой-то момент просто посиделки Москву уже не стали устраивать. Мы видим, что Кремль ждет «единства позиций по ключевым вопросам международной и региональной политики».
— Это так. Действительно произошло слишком много такого, что в корне поменяло отношение к этим безобидным с виду посиделкам. После российского «принуждения к миру» Грузии, «возвращения в историческую гавань Крыма» и многих других событий к главному инициатору — Кремлю, возникает очень много вопросов.
Главный из которых — а для чего, собственно, вы раз за разом вытаскиваете для демонстрации почтенной публике этого пропитанного нафталином и расползающегося под тяжестью собственной немощи монструозного политического покойника?
Даже самые ярые ревнители прошлого прекрасно осознают, что за все время своего существования это недоразумение не решило ни одной проблемы и продемонстрировало свою полную бесполезность. Ну, разумеется, за исключением того, что от таких посиделок кормится некоторое количество чиновников и придворных «экспертов». Если не считать этой небольшой группы лиц, кормящихся от обслуживания призрака покойного, пользы никакой. Вреда, собственно, тоже.
— ЕАЭС, СНГ, ОДКБ, хоть и имеют разное предназначение, но мы все понимаем, в целом служат единой цели, раньше формальность этих структур воспринималось как должное, но кажется, в Москве считают, что пора бы это изменить.
— Проблема в том, что, судя по всему, Кремль действительно такое пассивное положение покойника устраивать перестало. И он решил явить его общественности. Пусть чучелом — но поставить в строй симулякров, сражающихся на виртуальных фронтах того феерического процесса, что зовется «российской политикой на ближнем зарубежье». А это уже далеко не безобидно.
В сценарии Кремля вытащенному из глубин чучелу отведена достаточно важная роль — зазывалы в созданный российским правящим классом цирк-шапито с красивым и солидным названием «Геополитика». В нем по арене носятся сферические кони в вакууме, демонстрируют чудеса словесной эквилибристики пропагандисты-акробаты, предсказывают будущее пророки разной степени бородатости и зажигают словом чиновные стендап-спикеры.
Периодически, для поддержания градуса эмоций у публики, на арену выкатываются потрясающие воображение изделия постсоветского сумрачного гения — Тополя, Арматы, Кинжалы и прочие страшилки флоры, фауны и ассортимента магазинов бытовых изделий. Что мы воочию наблюдали в ходе недавних учений ОДКБ в Кыргызстане.
— Какова конечная цель этого «цирка»?
— Все это масштабное и временами впечатляющее действо направлено только на одно — чтобы посетители приходили в это шапито постоянно, а еще лучше — не уходили из него вовсе. То есть — стали бы его обитателями. Поскольку, как внезапно выяснилось, российскому правящему классу рамки ЕАЭС и ОДКБ уже тесны, хотелось бы развернуться шире, на все постсоветское пространство.
То, что даже имеющиеся «интеграционная площадка» и «военно-политический блок» находятся в состоянии хронической недоделанности — Кремль не смущает. Российский правящий класс, исчерпав резервы внутреннего обогащения, не прочь попробовать себя в экспансии. Предлагая себя в качестве поставщика двух уникальных, по его мнению, товаров — «безопасности» и «стабильности», с сертификатами и гарантиями.
По большому счету, все эти демонстрации с чучелом являются попытками Кремля продать тем, кого он хотел бы видеть в так называемом «интеграционном, или все же правильнее — интегрируемом из Москвы? пространстве», страх. Страх перед «цветными революциями», «агрессией исламистов», «рукой Запада» или «китайской колонизацией». От которого и предлагается лекарство в виде «интеграционных проектов».
— Но ведь что-то от этих амбиций Москвы должно перепасть и Центральной Азии в плане материального вознаграждения?
— Обольщаться не стоит. Инвестиции, инфраструктурные проекты, технологии, научные и образовательные программы — это все в предложениях Кремля сугубо вторично, вроде набора плюшек за благонравное поведение «азиатских и прочих друзей».
Все разговоры о «мягкой силе» выродились в набор штампов. Вложения в нее не приносит быстрой прибыли, а потому, с точки зрения нынешней российской правящей элиты — не имеют никакого смысла.
Иного подхода от этого, правящего сегодня Россией класса, ждать, попросту не стоит. И чучело никому, кроме него и обслуживающих его пропагандистов, сегодня не нужно. Вот и пусть оно остается там, куда его поместила история.
Комментариев пока нет