Елена Бахмутова: Мы живем в новой реальности.
Поддержать

Елена Бахмутова: Мы живем в новой реальности.

Недавний саммит ОДКБ в Астане показал, что проблемы в организации есть и они нарастают. В ходе встречи так и не удалось согласовать позиции по объединению систем противовоздушной и противоракетной обороны, эксперты считают, что таким образом страны, входящие в Организацию, выразили свое тайное несогласие с военным доминированием России в ОДКБ. Еще один острый вопрос – избрание нового генерального секретаря Организации, которого так и не произошло.

«У нас коллизия возникла в связи с тем, что Хачатуров, представитель Армении, у нас был генсеком и он отозван. Я не буду называть причины, это дело армянской стороны. У нас по уставу, по алфавиту после Армении идет Беларусь. Конечно, Армения хочет продления своего представительства, но главы всех государств сказали, что остается один год, новый генсек не успеет объехать даже страны, поэтому нужен нормальный действующий генеральный секретарь — с белорусской стороны», — сообщил Назарбаев.

Что же показала встреча в Астане, куда идет ОДКБ и почему «армянский фактор» может серьезно подпортить жизнь организации, Exclusive.kz рассказали эксперты.

Руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде заметил, что, например, руководитель Армении Никола Пашинян отказался фотографироваться на общей фотографии, показав недовольство Еревана позицией Организации.

По словам г-на Велизаде, саммит стран ОДКБ, несомненно, показал, что государства-члены организации, образно говоря, уже выросли из той рубашки, которая обеспечивала военно-политические интересы сторон при безусловном доминировании одной страны — России.

Развитие собственных военно-технических программ в таких странах, как Беларусь и Казахстан, формирование собственных наборов приоритетных тем в региональной и международной политике, способствуют развитию горизонтальных связей и созданию взаимодополняющих компонентов безопасности.

Стороны подтвердили желание совместно развивать оборонно-промышленные комплексы государств путем увеличения объемов взаимных поставок вооружения, военной и специальной техники и предоставления услуг в данной сфере, налаживания тесных кооперационных связей оборонных предприятий и организаций, а также расширения научно-технического сотрудничества, отметил эксперт.

«Представляется, что ведущие страны ОДКБ настроены на создании более устойчивой системы безопасности на евразийском пространстве, с включением в нее всех заинтересованных сторон, в том числе такой страны, как Узбекистан. Не исключено, что в обозримой перспективе в повестке дня деятельности организации станет создание формата «ОДКБ +» с возможным включением Узбекистана в качестве наблюдателя или партнера ОДКБ. Благо, вопросы дальнейшего совершенствования военной составляющей организации, проекты решений о правовом оформлении статусов наблюдателя при ОДКБ и партнера ОДКБ предметно и самым внимательным образом рассматриваются», — отметил г-н Велизаде.

По словам эксперта, нельзя исключить, что такие страны, как Казахстан и Беларусь, хотели бы видеть в качестве партнера ОДКБ также и Азербайджан. Интерес Астаны и Минска далеко не праздный. Азербайджан по факту уже участвует с Казахстаном и Россией в создании каспийской системы безопасности, а для Беларуси это надежный и перспективный покупатель белорусского оружия, сказал г-н Велизаде.

«Думаю, что и Москва не против видеть Баку в числе партнеров или наблюдателей. Да и для Азербайджана ОДКБ не является враждебной структурой.Единственным препятствием выступает Армения, которая не только препятствует развитию отношений между Баку и отдельными странами ОДКБ в военно-технической сфере, но и не оставляет попыток создать из стран-членов ОДКБ союз против Азербайджана. Позиция президентов Н. Назарбаева, А. Лукашенко, политического руководства России, Таджикистана и Кыргызстана, заключающаяся в том, что армяно-азербайджанский конфликт выходит за рамки компетенции ОДКБ, и организация не вправе вмешиваться в пределы территории, которая всеми странами организации, кроме Армении, признается в качестве азербайджанской, позволяет сдерживать текущие устремления Еревана», — сказал политолог из Азербайджана.

Политолог Максим Крамаренко более оптимистично настроен в отношении судьбы ОДКБ.
По его словам, государства-участники ОДКБ заинтересованы в расширении границ Евразийского военного союза, о чем свидетельствует правовое оформление внутри организации таких статусов, как наблюдатель и партнер.

Благодаря этим новым статусам могут быть вовлечены в деятельность ОДКБ многие страны, такие как Узбекистан, Иран и Азербайджан, что, несомненно, будет способствовать реализации основной цели организации — обеспечение коллективной безопасности в евразийском регионе. Это определенный эволюционный шаг, призванный продемонстрировать, что, в отличие от того же НАТО, ОДКБ — не военно-политический блок, действующий против кого-то, а открытая к сотрудничеству организация, для которой главное – не проведение политики сдерживания в отношении какого-либо государства, а формирование пространства безопасности.

Поэтому государство-участник рассматривает ОДКБ действительно как военный щит, без угрозы потери собственного политического суверенитета, ведь за ним сохраняется право на собственную внешнюю и внутреннюю политику, считает он.

«Следуя этому принципу, в период последнего внутриполитического кризиса в Кыргызстане ОДКБ не стала вмешиваться во внутренние дела этой республики. За что в адрес этой организации прозвучала критика. Но она безосновательна. Поступи по-другому, ОДКБ, и, в первую очередь Россию, обвинили бы в нарушении принципов ООН о невмешательстве во внутренние дела суверенного государства. В целом же организация состоялась как союз обеспечения коллективной безопасности», — сказал г-н Крамаренко.

По его словам, помимо КСОР, миротворческих подразделений, создается Центр кризисного реагирования ОДКБ.

В его рамках активно взаимодействуют полицейские подразделения под эгидой организации в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. К 2020 году планируется создать единую систему ПВО и ПРО ОДКБ, вопрос о которой поднимался уже несколько раз. И отсрочка с его решением связана с тем, что сейчас Россия, как основной оружейный донор в организации, должна закончить комплектацию своей армии ЗРС С-400, после чего начнутся поставки этого вооружения в армии союзников по ОДКБ, являющиеся на настоящей момент основой ПВО и ПРО.

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *