«Пятилетка» терроризма в СУАР
Нурсултан Назарбаев выбил у своих оппонентов главный тезис: вы хотели, чтобы я ушел? Извольте. И то, что Токаев хриплым от волнения голосом переименовал Астану в Нурсултан, ничего не меняет.
Теперь важно, насколько удастся сохранить контроль над ситуацией в стране. Пожалуй, самый высокий уровень вероятности дестабилизации может быть в южных и западных регионах. Однако именно внезапность – главное преимущество. Страна будет привыкать жить в новой «старой» реальности. И это очень психологически правильный прием – изменить все оставив по-старому.
Конечно же тригером такого сценария стал уход Каримова, да и варианты транзита у других соседей малопривлекательны.
Очень правильно выбрано время – не ельцинский Новый год, конечно, но тоже перед Наурызом. Банки не работают, за пять дней народ привыкнет к этой мысли. Иллюзия стабильности останется. Казахи привыкли ждать. И будут наблюдать дальше. А серьезные силы для влияния на ситуацию все уже так или иначе вовлечены в игру, где они актеры второго плана.
Народ в растерянности реагирует с юмором, но в целом достаточно спокойно. Ведь при Назарбаеве выросло целое поколение, которое не знает другого президента. Уже не говоря о тех, кто помнит времена политбюро. Но, как сказал одна киргизская правозащитница: «Мы, в отличие от вас, казахов, уже давно утратили такое сакральное отношение к власти. Кто бы ни сел на трон, мы привыкли надеяться только на себя».
Так или иначе, но многое будет зависеть от того, как будет складываться социально-экономическая ситуация. А судя по всему, будет не просто. Мы живем на пороге мирового цунами, которое не обойдет нашу системно импортозависимую экономику стороной. И у Назарбаева еще будет повод, скрывая удовлетворение, сказать: вот видите, ушел я, а стало только хуже. Но важна не сама ситуация, а отношение к ней.
Россия слегка опешила. И не только потому, что Токаев, как, впрочем, и Масимов прекрасно говорят по-китайски, и вроде бы оба не склонны делать резких движений. Но на востоке самые важные вещи делаются в полной тишине. Россия, США и Китай непременно будут пытаться воспользоваться ситуацией. Понятно, что тень Назарбаева будет явно маячить за спиной Токаева. Но человек, уже давно не принимавший самостоятельных решений, кроме судьбоносного решения о полной лояльности, будет вынужден учиться создавать хотя бы их видимость.
Ну а пока экс-президент заштопал все носки, наварил борща и ушел с улыбкой Джоконды: сменив правительство, сделал главные кадровые назначения, раздав ордена и звания.
Он обыграл всех крикунов. Гросмейстер хорошо начал финал. Теперь будем надеяться, также мастерски завершит комбинацию. Самое сложное для политика — искусство уходить.
Главная интрига сохраняется: кто станет спикером сената? Когда будут назначены выборы? Так или иначе, но процесс транзита, о необходимости которого говорили столько лет, начался. Но наивно надеяться на изменение политического ландшафта: радикальных перемен не будет. Именно поэтому министр информации Даурен Абаев с непроницаемым лицом менял законодательство о масс-медиа. Не стоит ждать и каких-то изменений в экономике. Пожалуй, разве что будет интереснее читать наши СМИ.
Токаев, как впрочем, и остальные обитатели Акорды, будут еще какое-то время привычно сверять свои часы с председателем Совбеза. Но со временем все начнут играть в свои игры. Однако «Папа», как и прежде, будет по-отечески «опекать» своих отпрысков.
Однако интереснее другое. Как сами жители Казахстана поведут себя? Правы те, кто считает, что мы боимся свободы, которая означает не что иное, как ответственность за свою судьбу.
Комментариев пока нет