Еще одна вершина Жании Аубакировой
Предстоящие выборы в Европарламент — самая решительная схватка популизма с традиционными европейскими демократическими партиями. Развал правительства Австрии показывает, насколько высоки ставки. Теперь каждый европейский демократ должен задаться вопросом: а каковы же реальные масштабы коррупции в крайне правых партиях Европы?
С 2017 года Австрией правит коалиционное правительство, сформированное Австрийской народной партии (её называют также «Список Себастьяна Курца» в честь лидера партии и нынешнего канцлера страны) и Партией свободы (сокращённо FPÖ), которую основали в 1950-е годы бывшие офицеры СС. Видео, опубликованное двумя ведущими новостными изданиями Германии – журналом Der Spiegel и газетой Süddeutsche Zeitung, – развалило эту коалицию. Новые выборы назначены на сентябрь.
Видеозапись просто поразительна: сильно выпивший вице-канцлер Австрии Хайнц-Кристиан Штрахе, лидер партии FPÖ, обещает госконтракты некой женщине, которая утверждает, что является племянницей российского олигарха. Штрахе предлагает этой женщине купить самую популярную газету Австрии «Kronen Zeitung» и превратить её в сторонника FPÖ, а в обмен готов гарантировать контракты на строительство дорог в Австрии по завышенным ценам. Впрочем, коррупционные цели Штрахе не заканчиваются предложенной им атакой на «Kronen Zeitung». Реальная цель FPÖ, по его словам, заключается в том, чтобы сделать в Австрии то же самое, что премьер-министр Венгрии Виктор Орбан проделал в своей стране: превратить СМИ в услужливых сторонников своей партии.
Беспечная готовность Курца отдать партии FPÖ контроль над министерствами обороны и внутренних дел во время формирования коалиционного правительства показывает, насколько безрассудно действуют многие европейские лидеры на фоне растущего количества фактов, свидетельствующих о готовности крайне правых популистов Европы прислуживать президенту России Владимиру Путину. О пророссийской деятельности FPÖ и о связях Штрахе с экстремистским «Движением идентичности» было хорошо известно в тот момент, когда Курц заключал сделку с FPÖ. Поразительно, но Курц просто закрыл глаза на этот факт и передал FPÖ контроль над некоторыми наиболее важными министерствами страны.
Надо было приложить немало усилий, чтобы сохранять подобную слепоту, поскольку одним из первых дел FPÖ после получения контроля над министерством внутренних дел стала организация рейда на службу национальной безопасности Австрии. Это ведомство давно и эффективно следило за неонацистскими и пророссийским организациями. После этого случая разведслужбы других стран ЕС, как сообщается, стали уклоняться от обмена информацией с австрийцами из-за опасений, что вся их информация тут же будет передана Кремлю.
Политическая жизнь в Австрии погрузилась теперь в хаос, а партнёры страны в Европе больше не могут доверять её правительству. Аналогичное исчезновение доверия наблюдается и в отношении Италии, что вызвано участием крайне правой партии «Лига» во главе с вице-премьером Маттео Сальвини в коалиционном правительстве страны. После вхождения в коалицию с «Движением пяти звёзд» (и получения контроля над министерством внутренних дел) Сальвини превратился в главного защитника Путина в Европе: он возглавил борьбу с санкциями, введёнными против России из-за её интервенции на территорию Украины, и защищает незаконную оккупацию и аннексию Крыма. Как и в случае с Австрией, западные разведслужбы стали с осторожностью относиться к своим коллегам в Риме.
Эти партии далеко не в одиночестве. Европейцам уже давно известно, что крайне правая партия Марин Ле Пен (в 2018 году её переименовали в «Национальное объединение», попытавшись частично избавиться от её прошлого) занимала деньги у российского банка, связанного с властями страны. Между тем, британские следователи присматриваются к вероятной роли российских денег в поддержке кампании за Брексит, а это означает, что российское влияние в Британии могло заметно возрасти после Брексита. Большая ирония в том, что правительство консерваторов, которое оказалось среди тех, кто наиболее решительно противодействовал российским попыткам ослабить ЕС и правительства отдельных стран Европы, ждут дополнительные проблемы после Брексита.
Всё дело в том, что Брексит является кремлёвским проектом в той же степени, в какой и чьим-либо ещё. Путин хочет разделить европейцев, и в Великобритании Брексит успешно расколол британцев. Их ничто так не раскалывало со времён дебатов о «Хлебных законах» почти 200 лет назад. Путин хочет фрагментации ЕС, и Брексит стал самой большой (пока что) трещиной за всю историю этого объединения. Путин хочет сеять сомнения в легитимности традиционных источников новостей, и СМИ, выступающие за Брексит, постоянно передают ложь в качестве правды и яростно критикуют уважаемые газеты, такие как «Financial Times», называя их врагами народа из элиты.
Кризис в Австрии стал тревожным звонком для лидеров Европы и для её граждан. Коррупция популистов и их прислуживание России теперь очевидны для всех. На выборах в Европарламент, которые состоятся на этой неделе, европейские избиратели получат шанс продемонстрировать, что они разгадали этот заговор против их стран и против ЕС и что они дали отпор пятой колонне популистов там, где это реально важно – на избирательных участках.
Чарльз Тэннок – член комитета иностранных дел в Европарламенте.
Copyright: Project Syndicate, 2019.
Комментариев пока нет