Экономика самопоглощения
«Иных уж нет, а те далече…». Эта хрестоматийная строка классика как нельзя лучше подходит для описания сегодняшней казахстанской политики в ее человеческом измерении. Причем, те, кто уже покинул этот мир (http://www.exclusive.kz/expertiza/politika/116700/), кажутся едва ли не живее живых. Хотя среди последних немало по-настоящему ярких личностей.
Отправной точкой для перемены участи плеяды политиков и бизнесменов, которые могли бы сыграть выдающуюся роль в истории страны и более того – изменить вектор ее развития, стала осень 2001 года, прошедшая под знаком движения ДВК – первой ласточки внутри элитного раскола в Казахстане. Ни попытка группы молодых бизнесменов организовать движение «Новое поколение» в 1994 году, ни даже отъезд из страны экс-премьера Акежана Кажегельдина тремя годами позже не произвели эффекта, сопоставимого с явлением «Демвыбора». И это не удивительно, если вспомнить, какие люди входили в ДВК и какие программные цели они преследовали.
Вот неполный список основателей движения:
- аким Павлодарской области Галымжан Жакиянов;
- председатель совета директоров Темир-банка Мухтар Аблязов;
- вице-премьер Ораз Джандосов;
- вице-министр обороны Жаннат Ертлесова;
- министр труда и социальной защиты АлиханБайменов;
- вице-министр финансов Кайрат Келимбетов;
- председатель правления Казкоммерцбанка Нуржан Субханбердин;
- депутаты парламента Толен Тохтасынов, Cерик Конакбаев и Булат Абилов;
- народный артист Казахстана Асанали Ашимов;
- председатель Агентства РК по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса Берик Имашев.
А вот краеугольные пункты их программы:
Реформы в политической сфере:
- Ликвидация должности Президента;
- Установления в Казахстане парламентской республики с однопалатным парламентом и всеобщими прямыми выборами. Парламент назначает премьер-министра и правительство;
- Независимость судебной системы, реформа правоохранительных органов и прокуратуры;
- Защита прав человека и освобождение политических заключенных. Отмена политически мотивированных статей и общая гуманизация Уголовного кодекса РК;
- Свобода создания объединений, профсоюзов и партий;
- Свобода мирных собраний, демонстраций, митингов, забастовок;
- Свобода слова, запрета цензуры. Демонополизация СМИ;
- Проведение реформы децентрализации. Развитие местного самоуправления. Расширение прав и полномочий депутатов маслихатов. Выборность акимов всех уровней;
- Формирование независимой и прозрачной избирательной системы.
Реформы в социально-экономической сфере:
- Борьба с коррупцией на всех уровнях власти;
- Контроль за использованием средств Национального, Пенсионного и других фондов, природных ресурсов.
- Прозрачность деятельности компаний в нефтяной и горно-металлургической отраслях;
- Значительное увеличение зарплаты учителям, врачам, служащим, а также пенсий и пособий (детских пособий, по инвалидности, по безработице и т.д.);
- Усиление защиты трудовых прав и свобод. Увеличение заработной платы в добывающих, перерабатывающих и других отраслях, исходя из стандартов стран-лидеров мировой экономики;
- Запрет на приватизацию государственной земли;
- Выделение государством всем гражданам 10 соток земли и долгосрочных кредитов сроком на 20 лет для строительства жилья. Предоставление государственных инвестиций для строительства необходимой инфраструктуры на этих землях;
- Поэтапное увеличение минимальной заработной платы до европейских стандартов;
- Создание новой государственной программы занятости для безработных;
- Уменьшение налогового бремени и ликвидация бюрократических препятствий для развития малого и среднего бизнеса.
- Полная кредитная амнистия.
- Выплата пособий многодетным матерям.
(Эх, если бы сегодня, спустя почти два десятка лет, те программные установки были реализованы хоть наполовину…)
Правда, вскоре радикальный пыл демвыборцев заметно остыл, а наиболее революционные положения их «манифеста» изменили или вовсе вычеркнули.
Тем не менее, персонажи, затеявшие этот «бунт на корабле», заслуживают того, чтобы рассказать о них.
Тот же Галымжан Жакиянов в 31 год стал самым молодым в истории акимом области, получив от журналистов прозвище «казахский Немцов» (Борис Немцов в это же время стал самым молодым губернатором в России). И тому, и другому политологи прочили президентское кресло. Но…Бориса нет, а Галымжан далече.
Жакиянов, пришедший в политику из бизнеса, очень быстро понял, насколько политика выгодный бизнес. Стоя у руля Семипалатинской области, он при поддержке вчерашних деловых партнеров активно занялся приватизацией, создал финансово-промышленную группу «Семей», собственный банк. В соседней Павлодарской области, которую Жакиянов возглавил позже, он проделал примерно то же самое.
А потом они вместе с Мухтаром Аблязовым (с которым у Галымжана было много общего: оба окончили элитные московские вузы, у обоих хватало амбициозности и предприимчивости) решили начать большую игру и осенью 2001 года объявили о создании движения «Демократический выбор Казахстана» (ДВК). Вот только ребята явно пребывали в плену иллюзий: тот же Жакиянов после нескольких аудиенций у Назарбаева был абсолютно уверен в том, что президент готов разделить их демвыбор. И вполне возможно, так бы и случилось, будь на дворе год эдак 2010, когда Рахата Алиева в стране уже не было, а заоблачные цены на нефть уже были. Впрочем, как справедливо заметил в одном из недавних интервью давний соратник Жакиянова Виктор Ковтуновский, «недостаточно было убрать со сцены Рахата Алиева, нужно было модифицировать сложившуюся вертикаль. Хотя, думаю, ни у кого не было личных претензий к Назарбаеву».
Трудно сказать, как в головах этих молодых прагматиков поселилась вера в доброго царя, которого дискредитируют злые бояре, но факт остается фактом: очень многие тогда всерьез считали «фактор Рахата» определяющим. Снова процитируем Ковтуновского: «Чувство собственной правоты искажает восприятие реальности. Поэтому на вопросы о возможных последствиях Галымжан Жакиянов отвечал вопросом: «За что меня сажать?» Уверенность в собственной правоте была почвой для таких иллюзий. Но машина заработала сразу: после увольнения Галымжана группа следователей возбудила дела в отношении всех его заместителей, за исключением Бахыт Туменовой.
В итоге получилось то, что получилось – одних (ту же умницу Ертлесову) уволили, других (Жакиянова с Аблязовым) посадили, третьих — вроде Кайрата Келимбетова и Алихана Байменова– слегка пожурив, вернули в обойму…
Картина была бы явно неполной без Булата Абилова – фигуры харизматического плана, для нашей политики даже несколько диковинной. Бутя – политик скорее американской, нежели советской традиции — подчеркнуто демократичный и одновременно пижонски элитный.
Хотя его биография в чем-то сродни горьковским «университетам».
Работал на шахте в Караганде, на нефтепромысле в Западном Казахстане, даже денежно-вещевую лотерею организовывал…
Независимость встретил успешным бизнесменом, меценатом, обласканным властью. Был внештатным советником президента, потом недолго – депутатом мажилиса от правящей партии.
После разгрома ДВК с головой окунулся в парт строительство, поочередно финансировал несколько партий, участвуя в руководстве ими: «Ак Жол» с пятью сопредседателями, «Нагыз Ак Жол» с тремя, и ДПК «Азат» с тем же коллективным председательством да еще с постом генсека в придачу и, наконец, ОСДП. Сам Булат раздавал журналистам громкие интервью, то обещая « в 2019 году сформировать правительство», то выражая готовность хоть завтра идти в президенты.
В итоге вместо него единым кандидатом от оппозиции в 2005 году стал громко переобувшийся в оппозиционеры Жармахан Туякбай с его ОСДП, которую позже сначала прилепили к «Азату», а после отказа в регистрации фактически похоронили обе партии (первая под предводительством Ермурата Бапи скорее мертва, чем жива, вторая законсервирована в регистрационном реестре Минюста с перспективой в некий «час Х» стать роялем в кустах).
Словом, из-за фальстартов 2001-ом сегодня, 18 лет спустя, многие знаковые фигуры тех лет стали тенью самих себя. Ораз Жандосов, еще вчера считавшийся экономическим гуру, фактически исчез с публичного горизонта. Ушел в бизнес Булат Абилов, Галымжан Жакиянов, после УДО в 2006 году выражавший твердое намерение остаться в оппозиции, отучился в Бостоне в элитном технологическом институте и теперь занят борьбой за денежные знаки в Китае и Монголии в паре с другим героем вчерашних дней – Толеном Тохтасыновым.
А их любимое детище ДВК усилиями прокуратуры превратилось в страшилку, которой власти пугают обывателей.
Комментариев пока нет