Россия готова пойти далеко для того, чтобы восстановить свое влияние в бывшем СССР
Игорь Романенко, экс-замглавы Генштаба вооруженных сил Украины генерал-лейтенант считает, что, если политик за год не провел радикальные изменения, потом у него уже ничего не получится. Он обрастает обязательствами и начинает балансировать.
— Как вы думаете, какие уроки должен извлечь Казахстан из ситуации, в которой сейчас оказалась Беларусь?
— История эта началась давно. Четыре республики: Россия, Украина, Беларусь и Казахстан — по экономическим, политическим, социальным вопросам наиболее значимы с точки зрения формирования нового Советского союза. Для Путина, судя по его высказываниям, наибольшая беда 20 века — распад СССР. Поэтому, его мечта заключается в том, чтобы возродить теперь уже «Путинский СССР», естественно, под его руководством и России. И, надо отдать должное, он много для этого делает и использует все ресурсы. Правда, Украина всегда пыталась выйти из этого круга, в отличие от Беларуси и Казахстана. Но Путин постоянно возвращается к истории царской России, когда включение Украины в свой состав — было первостепенным!
Но никогда это не получалось у России так, как она хотела. Вот и сегодня уже семь лет на нашей территории идет гибридная война. На территории Донбасса россияне хотели создать Новороссию, с последующим её включением в состав России! Неудавшийся у нас сценарий начал реализовываться с Белоруссией — союзный договор практически вступил в силу. А это означает появление войск агрессора на нашей северной границе. Что касается Казахстана, то вы помните, как еще Солженицын писал, что северные казахские земли – это российские. Поэтому, к сожалению, для вас это сценарий тоже не абстрактный, а вполне рабочий. Во-первых, буквально недавно Вооруженные силы РФ провели стратегическое командно-штабное учение «Кавказ-2020». Это завершающий этап комплекса мероприятий оперативной и боевой подготовки армии и флота в текущем году. Я, как человек военный, могу сказать, что это генеральная репетиция полномасштабной войны с Украиной. Так они отрабатывают планы против Украины, Польши, Беларуси и Казахстана. Не понравится состояние дел в Казахстане, они будут реализованы. Вы можете к этому относиться, как к далеким перспективам, но, на мой взгляд, нужно подготовиться: хочешь мира – готовься к войне.
— Выборы в США как-то поменяют ситуацию?
— Мы отчасти поумнели. Порошенко авантюрист. В свое время он поставил на Хилари Клинтон, потом с Байденом была история. В прессе писали, что у Трампа с Путиным были общие бизнес-интересы и даже, якобы, Трамп у Путина на крючке, когда он был бизнесменом, в связи с его планами строительства Трамп-тауэр в Санкт-Петербурге. Поэтому, сегодня позиция Украины – равноудаленность. Мы стараемся соблюдать нейтралитет, хотя Трамп обижен, что мы не дали компромат по поводу Байдена. Балансируем…
— Если вернуться к Казахстану, то, по вашей версии о том, что Казахстан может быт следующим объектом агрессии. Но едва ли Россия может позволить себе еще один конфликт…
— Я согласен с вашим подходом, что у России сейчас нет ресурсов для еще одного конфликта: Нагорный Карабах! Но это не означает, что Путин не использует это обострение, чтобы окончательно пристегнуть Беларусь к России. Давайте определимся – холодная война Россией проиграна. Все так считают. Да, Россия скатилась на 7-ое место в мире по экономике, но по военной мощи- занимает второе место в мире! Используя это, Кремль хочет участвовать в новом разделении мира на сферы влияния. В этом контексте речь идет прежде всего о постсоветских странах. И для этого Россия готова зайти достаточно далеко. Вплоть до применения ядерного оружия. И на западе тоже такой вариант не исключают!
— Но ведь Европа не заинтересована в сильной России, потому что это предполагает возрождение холодной войны?
— Вопрос возрождения военной мощи России стоит как никогда! Ответом на это должно быть организованное противодействие!
— Реалистичен ли путь в Европу не через Россию? Для Казахстана это, например, может быть Турция…
— Есть старый исторический опыт, который говорит о том, что любой вариант имеет право на жизнь, если он отвечает интересам государства. Еще Черчилль говорил, что готов встречаться с Гитлером, если это поможет народу. Любой политик должен подавить свои амбиции, если они отвечают интересам его государства. Эрдоган – серьезный региональный лидер, использующий нарастающее противостояние России, поэтому он ведет переговоры с Украиной, Татарстаном, ведет военные действия в Сирии и Ливии…
— Сегодня есть две фобии. Одна — распад России, а вторая реинкарнация СССР. Какая из них более реалистична, на ваш взгляд?
— Путин занимается реинкарнацией Союза во главе с собой. У себя в России уже достиг за 20 лет чего хотел. Теперь он хочет войти в мировую историю. Но есть объективные процессы, которые происходят в развитии государства и народа. Нельзя исключать, что пойдут дезинтеграционные изменения, поэтому надо смотреть за этими процессами, за их динамикой.
— Говорят, что глава администрации Зеленского — российский агент?..
— Это ближайшая к Президенту особа в команде Зеленского. Я не думаю, что в нашей власти есть люди, которые хотят провести пророссийские изменения. Наше общество очень прогрессировало после 2014 года. Будь у Ермака, Порошенко, Медведчука пророссийские цели, народ не даст их реализовать.
— Действительно, гражданское общество в Украине сегодня очень развито. Но это никак не уменьшило масштабы коррупции.
— Хороший вопрос. Это так. Но мы научились убирать и менять неугодных правителей. Вы можете провести коррупционную схему, но, если об этом узнает народ, вас сметут с лица земли. Другое дело, что у нас проблемы с судами. Я полагаю, надо провести референдум и полностью поменять судейский корпус. Это государство в государстве, из-за этого многие вопросы не решаются. Обещания были, но изменений нет. Конституционный суд пытается их контролировать, но, если в ближайшее время их не будет, значит, будет меняться власть!
— Что думаете о Саакашвили?
– До сих пор в Украине есть серьезные надежды на то, что он может стать премьером! Состояние страны в условиях пандемии показало много проблем и кандидатуру Саакашвили могут принять, потому что за его плечами есть истории успеха. И не одна. И то, что он предлагает, можно сделать только решительными действиями. Теория и практика построения государственности говорит о том, что демократия эффективна во времена стабильной власти. На переходные периоды эффективно авторитарное управление. Поскольку я военный, то по своему опыту знаю: когда ты пришел в новую часть, ты должен что-то решительное предпринять в течение года. Потом ты начинаешь обрастать связами, контактами, обязательствами. И тогда у тебя уже ничего не получится. Ты начинаешь балансировать. За год политик становится зависимым, если не отважится на решительные действия…!
Начало формы
Комментариев пока нет