Европа и Китай договорились вопреки США
Джеффри Д. Сакс
Европейская комиссия завершила новое инвестиционное соглашение с Китаем. До этого европейские дипломаты также сыграли роль в недавнем обязательстве Китая достичь углеродной нейтральности к 2060 году – решение, за которым вскоре последовало обещание Японии по декарбонизации к 2050 году. Теперь она добилась еще одного крупного успеха.
Новое инвестиционное соглашение между ЕС и Китаем принесет пользу Европе, Китаю, миру и даже Соединенным Штатам, вопреки предостережениям последних. В общих чертах, соглашение означает намерение ЕС и Китая продолжать углублять экономические отношения, предоставляя каждой стороне более гарантированный доступ для инвестиций в экономику другой. Европейская промышленность получит лучший доступ к огромному внутреннему рынку Китая в тот момент, когда Китай вступает в десятилетие зеленой и цифровой реструктуризации своей экономики, и в то время, когда Европа стремится оставаться на переднем рубеже технологических достижений в этих областях.
Соглашение было заключено в период глубоко ошибочных – и действительно опасных – попыток администрации Президента США Дональда Трампа не только разорвать экономические связи с Китаем в высокотехнологичных отраслях, но и сдержать рост Китая путем создания альянса под руководством США, который как надеется Трамп поддержат ЕС и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, включая Австралию, Индию, Японию и Южную Корею. Похоже, что новая администрация Байдена вполне может занять такую же позицию, хотя, безусловно, более утонченно и менее напыщенно чем Трамп.
Как заявляют США, предполагаемой целью американской политики является сдерживание агрессивности Китая и нарушение им прав человека. Но стоит отметить, что эту политику поддерживает двухпартийный внешнеполитический истеблишмент США, который поддерживает около 800 зарубежных военных баз и неоднократно развязывал незаконные войны, вводил незаконные односторонние санкции и иным образом отказывался соблюдать Устав Организации Объединенных Наций, договора и решения Совета Безопасности. Конечно, сложно утверждать, что здесь Китай является воюющей стороной.
Безусловно, Китай должен улучшить свои показатели в области прав человека – особенно в решении вопросов, поднятых Верховным комиссаром ООН по правам человека в отношении ситуации в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Но давайте внесем ясность: США, Европа, Индия и многие западные страны должны внести аналогичные улучшения. В частности, за последние 20 лет мусульманское население на Ближнем Востоке, в Южной и Центральной Азии неоднократно страдало от жестоких войн, ведущихся западными державами, внутренних репрессий, односторонних санкций США и других злоупотреблений.
Факт в том, что немногие страны должным образом соблюдают Всеобщую декларацию прав человека; а США, к своему большому стыду, до сих пор даже не ратифицировали Пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах, в то время как Китай и 27 стран-членов ЕС уже давно это сделали. Правильный подход в решении реальных проблем в области прав человека – это обсудить их в серьезной и конструктивной манере, без лицемерного указывания пальцем, преувеличения или прерывания диалога, дипломатии и экономических отношений. Пусть страна без греха первой бросит камень.
Но настоящее намерение Америки противостоять Китаю не имеет ничего общего с правами человека. В частности, при беззаконной администрации Трампа, политика США была мотивирована стремлением к господству, простым и понятным. США пытаются остановить технологический и экономический рост Китая, чтобы сохранить свое превосходство. Однако мировая экономическая система не может и не должна работать на благо гегемонии США, особенно с учетом того, что США представляют всего 4% мирового населения.
После трагедий 2020 года, миру необходимо обновление глобального сотрудничества, а не новая холодная война, разжигаемая США. Настало время взять пандемию под контроль и наметить новый курс на восстановление и устойчивое развитие. Китай может и должен быть полноправным партнером в решении этих проблем.
В конце концов, в 2020 году Китай, в отличие от США и Европы, успешно справился с эпидемией COVID-19 (как и большинство его соседей в Азиатско-Тихоокеанском регионе). Теперь Китай и его соседи должны помочь остальному миру внедрить нефармацевтические меры (тестирование, отслеживание контактов и карантин), которые оказались успешными там, где политика США и Европы потерпела неудачу. И при условии, что новые вакцины Sinovac и Sinopharm окажутся безопасными и эффективными на основании данных экспертной оценки, Китаю следует начать массовое производство и распространение этих вакцин по всему миру.
ЕС, Китай и администрация избранного Президента США Джо Байдена также должны объединить свои усилия, чтобы наметить экологическое и цифровое восстановление мировой экономики. Сейчас, когда ведущие эмитенты стремятся к углеродной нейтральности, а Байден планирует вернуть США к Парижскому соглашению по климату и обязать США к декарбонизации к 2050 году, у нас появились предпосылки для действительно широкомасштабного зеленого восстановления.
Более того, разработка и внедрение новых зеленых технологий – возобновляемых источников энергии, электромобилей (EV) и аккумуляторов – существенно выиграют от глобального сотрудничества. Например, буквально на этой неделе китайская компания Yahua Group, крупный производитель гидроксида лития, подписала пятилетний контракт на поставку материалов для производства аккумуляторов Tesla, американского производителя электромобилей.
Цифровые технологии предоставляют аналогичные возможности. В мире, где цифровой доступ играет решающее значение для экономического участия, технологии на основе 5G обещают новаторские решения множества проблем, от повышения энергоэффективности до расширения электронной коммерции и электронного здравоохранения. К счастью, инвестиционное соглашение между ЕС и Китаем поможет стимулировать цифровое сотрудничество, что может дать огромный импульс устойчивому развитию.
Тем не менее, для Европы также важно будет продолжать противостоять давлению США на Китай. Основным оружием Трампа против Китая было прекращение экспорта передовых технологий в надежде поставить на колени Huawei и другие крупные китайские технологические компании. Этот шаг является прямым следствием стратегии гегемонии США и был применен против Советского Союза во время Холодной войны.
Администрация Трампа оправдывает свой подход к Huawei тем, что Китай может шпионить за другими, кто использует оборудование Huawei 5G. Более правдоподобная причина заключается в том, что оборудование Huawei затруднит для правительства США шпионаж за другими, в том числе за гражданами США. Еще более вероятная причина состоит в том, что США наивно полагают, что смогут бесконечно удерживать свое технологическое превосходство, перекрывая поставки передовых технологий Китаю. Вместе с тем, Китай, вероятно, сможет быстро закрыть оставшиеся технологические пробелы в производстве передовых полупроводников.
Европа имеет право активно, глубоко и конструктивно взаимодействовать с Китаем, уделяя при этом внимание своей неизменной и достойной восхищения озабоченности по поводу прав человека во всем мире. Администрация Байдена должна противостоять импульсу гегемонии и вместо этого возобновить конструктивные отношения с Китаем.
На данный момент, новое инвестиционное соглашение между ЕС и Китаем – это хороший способ завершить печальный год. ЕС заявляет о своих соответствующих внешнеполитических прерогативах независимо от США. Но в 2021 году нас ждут новые проблемы, когда миру крайне необходимо изменить курс, чтобы положить конец пандемии и встать на путь устойчивого развития.
Джеффри Д. Сакс, профессор по устойчивому развитию и профессор политики и управления здравоохранением Колумбийского университета, директор Колумбийского центра устойчивого развития и Сети решений ООН в области устойчивого развития.
Copyright: Project Syndicate, 2020. www.project-syndicate.org
Комментариев пока нет