Почему Байден должен отказаться от торговой войны Трампа с Китаем
Чжан Цзюнь и Ши Шо
Когда Джо Байден вступит в должность, он сразу приступит к трансформации большинства политических аспектов США. Явным исключением является Китай. Но если Байден сохранит конфронтационный подход уходящего Президента Дональда Трампа ко второй по величине экономике мира, вероятнее всего он будет сожалеть о своем решении.
Даже если Байден менее враждебен по отношению к Китаю, чем Трамп, он неоднократно повторял многие жалобы своего предшественника на торговую практику Китая, обвиняя страну в “краже” интеллектуальной собственности, демпинге товаров на зарубежных рынках и принуждении к передаче технологий американскими компаниями. Он указал, что не сразу откажется от “первой фазы” двустороннего торгового соглашения, достигнутого в прошлом году, или отменит 25% тарифы, которые на сегодняшний день затрагивают примерно половину китайского экспорта в Соединенные Штаты.
По мнению Байдена, лучше всего не вносить никаких существенных изменений в нынешний подход к Китаю, пока он не проведет полный обзор существующего соглашения и не проконсультируется с традиционными союзниками Америки в Азии и Европе, чтобы “разработать согласованную стратегию”. Выбранный им торговый представитель США Кэтрин Тай – торговый юрист азиатско-американского происхождения (свободно владеющая китайским языком) с большим опытом работы в Китае – может сыграть важную роль в процессе рассмотрения.
Но, для того чтобы увидеть, что высокие тарифы и соглашение о первой фазе принципиально несовместимы, нет необходимости в проведении всестороннего изучения. За последние два года, доля китайского экспорта в США, подлежащая обложению дополнительными пошлинами, выросла с почти незначительной доли до более 70%. А доля экспорта США в Китай с учетом пошлин резко выросла с 2% в феврале 2018 года до более чем 50% два года спустя.
За тот же период, США ввели 11 раундов санкций против китайских компаний. Добавление в прошлом месяце 59 китайских предприятий и частных лиц к перечню организаций, находящихся под экспортным контролем Министерства торговли США, увеличило их общее количество до 350 — максимум для любой страны.
С такими высокими затратами и строгими ограничениями на экспорт, Китай не может выполнить свое обязательство, включенное в первую фазу соглашения, о закупке дополнительных товаров и услуг у США на сумму около 200 миллиардов долларов в 2020-2021 годы. С января 2020 года, экспорт из США в Китай далек от достижения целей сделки. В результате, в ноябре 2020 года Китай выполнил только 57% от своего годового обязательства по закупкам.
Возможности Китая для ускорения прогресса сильно ограничены. Частному сектору – на который приходится почти 80% китайского спроса на импорт из США – нельзя просто дать указание покупать американские товары по таким высоким тарифам. А принуждение государственных предприятий к тому, чтобы восполнить нехватку, создало бы свои собственные проблемы.
Вывод очевиден: до тех пор, пока Байден будет поддерживать конфронтационный подход Трампа, первая фаза соглашения будет принципиально неработоспособной, и дальнейшее продвижение к взаимовыгодным торговым отношениям станет практически невозможным. Двусторонняя торговля может даже рухнуть.
Но это не означает, что администрации Байдена достаточно лишь отменить тарифы. У первой фазы соглашения также имеются серьезные недостатки, не в последнюю очередь потому, что его соблюдение вынудит Китай сократить импорт из других стран. Предоставляя США значительное преимущество перед другими торговыми партнерами Китая, соглашение может даже нарушить принцип недискриминации Всемирной торговой организации.
Поэтому, другие страны пытаются уравнять правила игры. В конце 2020 года, Европейский союз и Китай заключили Всеобъемлющее соглашение об инвестициях, и все десять стран АСЕАН подписали Всестороннее региональное экономическое партнерство (ВРЭП) совместно с Китаем, Японией, Южной Кореей, Австралией и Новой Зеландией.
Все это не в интересах Америки. Во-первых, страны АСЕАН – которые в совокупности формируют четвертый по величине экспортный рынок Америки – скорее всего, переориентируют большую часть торговли на своих партнеров по ВРЭП. Тот факт, что в ВРЭП отсутствуют трудовые и экологические стандарты, предусмотренные соглашениями с Канадой, Мексикой и США, лишь усилит этот сдвиг.
ВРЭП также, вероятно, увеличит спрос Китая на экспорт сельскохозяйственной и энергетической продукции из Австралии и Новой Зеландии. А путем косвенного создания зоны свободной торговли между Китаем, Японией и Южной Кореей – так называемый “железный треугольник” – это объединит цепочки поставок в Северо-Восточной Азии и Западной части Тихого океана. Все это ставит США в невыгодное стратегическое положение.
Вместо того, чтобы поддерживать конфронтационную политику Трампа в отношении Китая, Байден должен признать центральную роль Китая в мировой экономике и заключить взаимовыгодное недискриминационное торговое соглашение. Усилия Китая по присоединению ко Всестороннему и прогрессивному соглашению о Транстихоокеанском партнерстве – которое возникло из Транстихоокеанского партнерства после того, как Трамп отказался от него после вступления в должность четыре года назад – могут открыть большие возможности.
Администрация Байдена обещает новый старт для США и их отношений с миром. Чтобы выполнить это обещание, она должна положить конец разрушительной торговой войне своего предшественника против Китая.
Чжан Цзюнь – декан школы экономики Университета Фудань и директор Китайского центра экономических исследований, аналитического центра в Шанхае. Ши Шо, кандидат экономических наук в Китайском центре экономических исследований Фуданьского университета и приглашенный научный сотрудник CERDI—IDREC, Университета Клермон Овернь.
Copyright: Project Syndicate, 2021. www.project-syndicate.org
Комментариев пока нет