Тохтар Аубакиров: стоит ли моральным авторитетам идти в политику?
Ситуацию вокруг первого космонавта Казахстана Тохтара Аубакирова, который якобы, злоупотребляя своим статусом, решил поохотиться в частных охотугодьях в резервате «Алтын дала», продолжают обсуждать в обществе. Многие казахстанцы уверены, что идет намеренная дискредитация уважаемого человека за его попытку заняться политикой. Слишком высока цена риска, которой подвергает себя любимец народа.
Стоит ли моральному авторитету идти в политику? Exclusive.kz услышал два диаметрально противоположных мнения.
«Первого космонавта — в президенты»
– Про Тохтара Аубакирова я вот что думаю: у какого-нибудь другого народа он был бы сейчас президентом, — считает политолог Андрей Шухов. — У какого народа? Во-первых, такого, который сам выбирает своих правителей. Во-вторых, у которого культ реальных героев, а не сказочных персонажей мутной мифологии. В-третьих, у народа, который нуждается в моральных авторитетах, а не в аморальных, и не хочет развратиться и разложиться вместе с элитой. И тогда лучшего кандидата в президенты, чем настоящий и едва ли не единственный герой, первый казах в космосе Тохтар Аубакиров, просто не найти.
Отношение властей к первому казахскому космонавту, конечно, постыдное, но объяснимое. В свете настоящей звезды тусклое мерцание липовых светил вообще не видно. Поэтому звезду нужно затушить. Печально, что общество покорно согласилось с этим назначением в космонавты номер один космонавта номер два, человека, видимо, достойного, но все-таки не первого. Кафкианский сюжет с этой подменой вышел, честное слово.
Был бы Аубакиров хорошим президентом? Думаю, да. Могут возразить, что у него нет чиновного опыта, но это как раз тот случай, когда такого опыта лучше не иметь. У Гавела его тоже не было, но для Чехии он, несомненно, оказался спасительной фигурой. Когда в президентах моральный авторитет, каким-то образом атмосфера и в обществе становится здоровее, и экономика налаживается, и утечка мозгов прекращается. Но пока действует этот позорный антиконституционный закон, по которому на высший пост можно избирать только чиновников, таких чудес не будет. Этот закон гарантирует, что у власти будет очередной прирученный, приученный к лотку деятель – как пел Высоцкий, «проверенный, наш товарищ».
И еще одно соображение. Тохтар Аубакиров – человек военный. И когда эти клоны в одинаковых серых костюмчиках и однотонных галстучках окончательно все распилят и развалят, потребуется твердая рука. Теперь все глядят на нового кумира, на Турцию – так вот вся послевоенная история Турции — это история вмешательства армии в моменты, когда гражданские власти доводили дело до очередного кризиса. Так что я первый проголосую за Аубакирова.
– О чем, на ваш взгляд, говорит история с фермером-латифундистом, на чьих землях, по его словам, хотел поохотиться на волков первый космонавт?
– А откуда вообще взялись эти латифундии? Когда какой-нибудь третьеразрядный российский политик в дурацком шоу скажет что-нибудь про «подаренные земли», поднимается буря, требуют выхода из договоров, аппелируют к оону, к путину-шмутину… А земли-то, выходит, действительно раздарены. Непонятно кому, на каких основаниях, под какие гарантии. Друзья страшные вещи рассказывают: едут по степи, и туда уже не сверни, тут не остановись – кругом частные угодья. И что, свои продукты появились? Яблоки китайские, дыни узбекские, остальное в розовых фантазиях уже тридцать лет. Моисей, правда, сорок лет по пустыне евреев водил, но хоть не морочил голову всякими программами «сто шагов до земли обетованной».
Раз уж мы взялись сегодня цитировать Высоцкого – у него есть пронзительные слова: «земля – это наша душа…». У казахов-то точно, кроме земли по большому счету и нет ничего, остальное все распродано и распихано по офшорам.
– В Казахстане, едва выехав за город, оказываешься на частной земле, где ничья нога за пределами автобана, кроме хозяйской, не должна ступать бесплатно. А как с этим в Европе? В той же Австрии, например?
– Разумеется, здесь есть и частные леса, и частные поля. Но только землевладельцы не очень-то рады такому богатству, потому что, во-первых, платят земельный сбор в казну, во-вторых, выполняют массу обязательств: прорубка леса, удобрения, опрыскивания, (любой агротехник скажет, что землю без должной обработки можно загубить так, что сто лет ничего не вырастет). Поэтому латифундистов здесь нет, но есть фермеры, и работать им приходится так, что не позавидуешь. Зато тирольские яблоки дешевле и вкуснее китайских и аргентинских. Чего и вам желаю.
Аферист на аферисте
Бывший соратник первого космонавта по оппозиционной партии ОСДП «Азат» высказал свое мнение анонимно, что само по себе является красноречивым фактом. Даже представители партии, которые должны вести за собой народ, боятся говорить открыто по такому безобидному вопросу – должен ли моральный авторитет идти в политику?
– Таких людей, которые являются гордостью нации, ее моральным авторитетом, нельзя впутывать в политику. Я имею в виду не только Тохтара Аубакирова, но и, к примеру, поэтов Мухтара Шаханова и Рината Заитова. Кто-то в пику мне может сказать, что у них есть своя голова на плечах, но эти люди, являясь настоящими патриотами своей страны, как правило, бывают очень наивны, а политика — грязная вещь, здесь честных не бывает, аферист, что называется, сидит на аферисте.
Эти любимцы народа, защищая его интересы, идут обычно до конца. Но режим, чтобы нейтрализовать их, либо ломает им хребет, либо находит слабые точки и давит на них. Я лично верю космонавту, и даже если он и согрешил в чем-то, то покажите хоть одного ангела среди нас. То, что сейчас ему «сделали проблему», связанную с охотой на частных землях, — это просто банальное очернение и дискредитация, месть за громадный авторитет в народе. В свое время за то, что он ввязался в политику, искренне веря, что поможет своему народу, его «достали» через сына. Так, по крайней мере, говорили юристы, которые видели это состряпанное дело. Меня, наверное, спросят, а почему тогда партия «Азат», наняв лучших юристов страны, не защитила своего члена — первого космонавта и его семью? Это надо спрашивать у тогдашних лидеров партии — Булата Абилова и Жармахана Туякбая.
Комментариев пока нет