Захват Протасевича: провал западных спецслужб
Поддержать

Захват Протасевича: провал западных спецслужб

Славомир Сераковски

Белорусский президент Александр Лукашенко в очередной раз продемонстрировал, как далеко он готов зайти ради разгрома оппонентов. 23 мая он применил истребитель МиГ-29, чтобы заставить приземлиться гражданский самолёт, выполнявший рейс Афины-Вильнюс и уже почти покинувший воздушное пространство Беларуси. Целью этой акции был арест Романа Протасевича, бывшего главного редактора Nexta, белорусского оппозиционного СМИ и канала в социальных сетях: он был задержан после посадки самолёта в Минске.

Материалы по теме

Нетрудно догадаться, почему этот режим, уже находящийся под санкциями США и ЕС, зашёл настолько далеко, что захватил самолёт, совершавший полёт из одной страны ЕС в другую. Nexta – это лукашенковский враг народа номер один. Это не просто новостной портал с миллионами подписчиков в множестве социальных сетей (прежде всего, в Telegram); канал Nexta стал самым важным источником информации в Беларуси после фальсификации итогов президентских выборов, прошедших в этой стране в августе.

Помимо репортажей о жестоком подавлении белорусскими силами безопасности мирных демонстраций, в Nexta ежедневно публиковались инструкции о том, где, когда и как белорусы могут мобилизоваться, чтобы принять участие в проходивших по всей стране массовых протестах против сфальсифицированной победы Лукашенко на выборах. Призывы к общенациональным воскресным «Маршам свободы» помогли вывести не менее 200 тысяч человек на улицы Минска. И все демонстранты точно знали, что им делать, потому что они следовали инструкциям, опубликованным Протасевичем и его коллегой, основателем Nexta Степаном Путило.

После этого беспрецедентного восстания режим Лукашенко запаниковал, и для этого были весомые причины. В Nexta собиралась и публиковалась информация и фотографии со всей страны. А каждое опубликованное сообщение, каждое фото и каждый призыв к действию становились «вирусными»: их видели люди во всей стране и во всём мире.

Главная сила издания Nexta заключается в том, что оно базируется за пределами Беларуси – в Варшаве. Режим Лукашенко не мог отключить ему интернет, не мог посадить в тюрьму и убить, как он продолжает поступать с оппозиционными СМИ и с участниками протестов в Беларуси. Лукашенко несомненно был взбешён тем фактом, что протестующими руководит не столько Светлана Тихановская, которая, вероятно, была реальным победителем на августовских выборах, сколько неуловимый оператор новых медиа, находящийся за пределами белорусских границ.

В марте канал Nexta выпустил документальный фильм о преступно нажитом богатстве Лукашенко (он похож на популярный фильм о президенте России Владимире Путине, который опубликовал Алексей Навальный, вскоре отправленный за решётку). После этого Лукашенко был готов горы свернуть, лишь бы сокрушить своих заклятых врагов, которым нет и тридцати. В его глазах Nexta – это краеугольный камень, на который опираются все разнообразные фронты сопротивления.

Поскольку самолёт Ryanair был намного ближе к Вильнюсу, чем к Минску, утверждения режима Лукашенко, будто из-за угрозы взрывы бомбы требовалась срочная посадка в белорусской столице, не вызывают никакого доверия. Как только самолёт сел в Минске, власти устроили короткое шоу с обыском пассажиров и их багажа, а затем арестовали молодого диссидента и его девушку.

Арест девушки Протасевича – это классический приём КГБ (именно так до сих пор называется белорусская секретная служба), особенно когда его цель – добиться признаний. Протасевич – крайне ценный улов для Лукашенко, потому что, как полагает этот диктатор, у него есть контакты практически со всеми активистами Беларуси. На следующий день после захвата Протасевича режим опубликовал видео, где задержанный признаётся в своём участии в протестах.

Та же самая тактика применялась к Тихановской, чей муж уже находился в тюрьме. После первых августовских протестов в Минске её похитили и заставили записать обращение с призывом прекратить восстание. Скорее всего, это произошло из-за того, что её мужу пригрозили пытками. В дальнейшем её выслали из страны, а поскольку все в Беларуси знакомы с подобными методами, никто не винит её за то, что в основном она старается держаться на втором плане.

Захват самолёта призван стать сигналом. Оппозиции Лукашенко хочет сказать: «Ваши дни сочтены. Вы – предатели, а мы убиваем предателей». А Евросоюзу он бросил прямой вызов: «Мы будет делать из вас дураков каждый раз, когда нам это будет нужно, и вы ничем не сможете нам навредить, потому что вы – слабаки».

Нельзя сказать, что подобные выводы полностью безосновательны. Кремль, чьи сторонники уже злорадствуют по поводу захвата самолёта и ареста Протасевича, отравил Навального боевым нервнопаралитическим веществом и фактически никак не поплатился за это. США, Британия и ЕС выразили озабоченность и ввели символические санкции, а в ответ Россия отправила Навального в колонию.

Когда в апреле Чехия объявила, что Россия стоит за взрывами на оружейном складе в 2014 году, во время которых погибли два чеха, реакция была в основном такая же. Более того, администрация президента Байдена только что отменила санкции против компании, которая строит газопровод «Северный поток-2» между Россией и Германией. Очевидно, что здесь важно: деньги, а не принципы.

Лукашенко берёт пример с России. Кремль давно славится умением опозорить иностранные спецслужбы, которые пытаются защитить оппозиционные фигуры. Обычно он атакует находящихся в изгнании диссидентов прямо у них под носом, как это произошло в марте 2018 года во время попытки убить Сергея Скрипаля в английском городе Солсбери.

Поскольку Nexta базируется в Польше, стоит задаться вопросом, а сделали ли польские власти всё возможное (или вообще хоть что-нибудь), чтобы защитить и предостеречь его и его коллег от грозящих им опасностей. Должно было быть совершенно понятно, что Протасевич и Путило находятся под угрозой. Хорошо известно, что Россия и Беларусь будут преследовать тех, кого они считают предателями, даже если они находится за рубежом. И сейчас уже хорошо известно, как далеко они готовы зайти ради достижения этой цели.

Славомир Сераковски основатель движения Krytyka Polityczna, директор Института перспективных исследований в Варшаве, старший научный сотрудник Немецкого совета по международным отношениям.

Copyright: Project Syndicate, 2021. www.project-syndicate.org




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *