Удастся ли Токаеву победить избирательное покровительство к некоторым компаниям?
Администрация Касым-Жомарта Токаева отдает себе отчет в том, что развитие конкуренции в стране – это ключевая задача. Именно поэтому созданное Агентство по защите и развитию конкуренции находится под его непосредственным подчинением и где-то даже покровительством. Недавно председатель Агентства Серик Жумангарин представил проект Закона по вопросам развития конкуренции, которым вносятся изменения и дополнения в четыре кодекса и шесть законов, реализация которого объявлена приоритетом всех госорганов без исключения. Прежде всего – это доступ к ключевой мощности, искажение ценообразования, а также избирательное покровительство или фаворитизм.
Надо признать, что Агентство за прошедший год после своего создания развело довольно энергичную деятельность в модном сегодня формате краудсорсинга. На открытой диалоговой площадке Open Space состоялось 211 сессий, а также были созданы Советы по барьерам в 17 регионах страны, в которых принимают участие 216 экспертов. Итогом бурных обсуждений стало выявление более 80 барьеров.
В правительстве давно понимают, что пора определиться с ролью государства в экономике, высокий уровень концентрации которого и является, собственно, основным барьером на пути развития конкуренции.
«Новацией» можно назвать то, что наконец определены три основных регуляторных барьера. Это, прежде всего, обеспечение доступа к ключевой мощности или, проще говоря, доступ к инфраструктуре: магистральным железнодорожным сеть, кабельной канализации для связи, первичным металлам для дальнейшей переработки, морским портам, технологиям производства и пр. Среди принципов доступа, наряду с платностью и срочностью появилось ключевое слово «транспарентность». Теперь важно понять механизмы ее обеспечения.
Возможно, имеется в виду развитие биржевой торговли, где появились первые признаки цивилизованного подхода: запущены торги бензином, битумом, углем, сжиженным газом, а до конца года обещают расширить торговлю за счет авиакеросина, дизтоплива и пшеницы. Кстати, уже первые биржевые торги углем Каражыры и Шубаркуля, где базисом поставки выступали сами карьеры, показали, что экономия для потребителя составляет около 20%.
Новый закон также коснется регулирования деятельности так называемых операторов, как государственных, так и частных, которых в стране оказалось, ни много ни мало, 51 монопольных операторов, в том числе 47 из них с участием государства.
Агентство намерено в 24 из них ввести институт специального права. Это значит, что они будут подлежать жесткому регулированию, ценовому, ограничению иной деятельности, запрету на участие в других компаниях, публичности, возмещению убытков бизнесу при создании. По 18 из них регулирование не требуется – эти операторы осуществляют общественные услуги и не получают прибыли. А вот по 9 будут приняты кардинальные меры: 4 ликвидированы либо приватизированы, а 5 лишены статуса оператора. Судьба скандального РОП пока не определена.
О том, что доступ к господдержке имеют только избранные, не писал только ленивый и понятно, что при этом имелся в виду крупный бизнес. Агентство обещает разработать конкурентные принципы оказания мер господдержки с учетом доли МСБ, уровня госучастия, наличия барьеров, уровня рыночной концентрации.
Интересной ситуацией оказалась на рынке электроэнергии. Как выяснилось, на сегодняшний день на организованных торгах продается только 1 % электрической энергии. Все остальное – по непрозрачным прямым контрактам. Агентство планирует увеличить организованную торговлю электроэнергией как минимум до 30 % до 2025 года. Кроме того, оно планирует устранить дифференциацию на рынке снабжения электроэнергией, что, по замыслу, должно дать ежегодную экономию порядка 20 миллиардов бюджетных средств, 31 миллиард будет экономия для расходной части для МСБ и естественно возрастет жилищная помощь примерно на 720 миллионов.
Агентство обещает заняться, наконец, развитием конкуренции на рынках транспорта, особенно грузовых железнодорожных перевозок. Сейчас выдано более 40 лицензий, на рынке работают 3 перевозчика, 2 из которых являются частными и пока работают в пилотном режиме. Нам обещают расширить количество таких перевозчиков как минимум до 10 к 2025 году.
Еще один большой закрытый рынок – аэропорты. К терминальному обслуживанию планируется свободный доступ, к перронному обслуживанию чтобы было минимум 2 оператора, 1 из них независимый, и на рынках аэропортов с пассажиропотоком более
2 миллионов человек доступ не менее к 3 услугам наземного обслуживания.
А вот рынок пассажирских автоперевозок планируется полностью приватизировать.
Однако, несмотря на жесткое регулирование, самым закрытым оказался рынок реализации лекарств. В рамках антитрастового регулирования только за 2020 год завершено 109 расследований, и в работе еще 29. Очевидно, поэтому правительство собирается значительно сократить госрегулирование цен на препараты при наличии взаимозаменяемости.
Агентство считает, что именно внедрение института мягкого права, в рамках которого выдано 210 уведомлений, 6 предостережений, заключено 138 актов антимонопольного комплаенса позволило снизить стоимость медицинских масок и ПЦР тестирования.
На очереди – пакет мер по снижению цен на рынке строительных материалов.
Агентство обещает, что рост биржевой торговли нефтепродуктами до 20 % к 2025 году, а сжиженным газом до 100 % уже в следующем году, экономический эффект чего составит более 1,9 триллиона тенге. Увеличение объема централизованных торгов электроэнергией до 30 % к 2025 году составит более 350 миллиардов тенге, а ежегодная экономия средств бюджета увеличится на 20 миллиардов и 31 миллиард тенге для МСБ. Развитие маркет плейсов позволит сократить в 10 раз время на смену поставщика электроэнергии. Госзадания сократятся на 50% к 2025 году, а операторов останется только 20.
Будем надеяться, что приставка «будет» все же станет реальностью. Ведь о необходимости развития конкуренции правительство говорит уже не менее 20 лет.
Комментариев пока нет