Великая китайская Covid-обструкция
Поддержать

Великая китайская Covid-обструкция

Мы живём с Covid-19 уже больше полутора лет. Эта болезнь остановила развитие обществ, спровоцировав резкий экономический спад, и убила более 4,2 миллионов человек. Но мы до сих пор не знаем, откуда взялся этот смертельный вирус, и по очень простой причине: Китай не хочет, чтобы мы узнали ответ.

Первое сообщение Китая о том, что в Ухане появился новый коронавирус, было сделано спустя несколько недель с момента его обнаружения. Не стоит удивляться такой задержке. Правящая Коммунистическая партия Китая (КПК) предпочитает скрывать информацию, которая может выставить её в невыгодном свете, а рождение Covid-19 внутри Китая, несомненно, является такой информацией. Более того, китайские власти зашли настолько далеко, что подвергали аресту людей, сообщавших о появлении болезни, за «распространение слухов».

К тому времени, когда Китай всё же рассказал миру о Covid-19, сдерживать распространение вируса было уже слишком поздно. Но КПК не выучила этот урок. Понимание, откуда взялся коронавирус – естественным образом из дикой природы или же благодаря утечке из лаборатории, – абсолютно необходимо для предотвращения новых пандемий. Но КПК использует все свои возможности, чтобы не допустить проведения независимого, профессионального расследования этого вопроса.

КПК разрешила провести лишь одно «расследование»: «совместное исследование» с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), которое осуществлялось под руководством Китая. Недавно генеральный директор ВОЗ Тедрос Аданом Гебрейесус предложил провести второй этап исследования с акцентом на аудите китайских рынков и лабораторий, в первую очередь Уханьского института вирусологии (УИВ), однако Китай воспротивился. А когда президент США Джо Байден объявил о проведении разведкой США нового расследования с целью выяснить происхождение Covid-19, руководство Китая осудило Америку за «политизацию поисков причин» этой болезни.

Без готовности Китая к сотрудничеству выяснить происхождение Covid-19 будет практически невозможно. Мы знаем, что институт УИВ публиковал отчёты о генетически модифицированных коронавирусах, некоторые из которых были похожи на SARS-CoV-2 (вирус, вызывающий болезнь Covid-19); и мы знаем, что как минимум с 2017 года этот институт сотрудничал с китайской армией в секретных проектах. Эта информация была включена в отчет Госдепартамента США, опубликованный в последние дни работы администрации президента Дональда Трампа.

Но для того, чтобы доказать, что пандемия Covid-19 стала результатом утечки из лаборатории УИВ (или доказать обратное), американским разведывательным агентствам нужен доступ к дополнительным данным о начале уханьской вспышки, а КПК этот доступ не даёт. И разведка США сегодня не обладает такой шпионской сетью в Китае, которая позволила бы обойти эту официальную блокаду (Китай позаботился об этом ещё десять лет назад, выявив и ликвидировав информаторов ЦРУ).

В любом случае у Китая теперь есть масса времени, чтобы избавиться от любых доказательств своей халатности или преступных действий. И за это он может поблагодарить крупнейшие американские СМИ, гигантов социальных сетей, а также влиятельных учёных (некоторые из которых скрывали факт конфликта интересов), которые почти всю пандемию приравнивали гипотезы о лабораторной утечке к безосновательным теориям заговора.

Их позиция зачастую была политически мотивирована. Трамп уделял гораздо больше внимания сваливанию вины на Китай, чем разработке эффективных мер борьбы с пандемией в США. И поэтому, когда он начал продвигать теорию об утечке вируса из лаборатории, его оппоненты, как правило, игнорировали её, считая эту теорию очередной манипуляцией Трампа.

И даже сегодня, когда Байден назвал утечку из лаборатории одним из «двух возможных сценариев», многие демократы выступают против этой идеи. Тем временем конгрессмены-республиканцы винят демократов в том, что они помогают Китаю скрыть правду о происхождении вируса. Недавно Республиканская партия опубликовала собственный доклад, в котором делается вывод, что институт УИВ занимался модифицированием коронавирусов, чтобы сделать их заразными для людей, а Covid-19 случайно вырвался на свободу из лаборатории за несколько месяцев до того, как Китай поднял тревогу.

Если в заказанном Байденом отчёте американской разведки будет сделан аналогичный вывод, тогда в и так уже напряжённых китайско-американских отношениях может начаться настоящий кризис. А это совсем не то, чего хочет администрация Байдена, что доказывают усилия заместителя госсекретаря Венди Шерман, предпринятые во время её недавнего визита в Китай с целью «определить условия для ответственного управления американо-китайскими отношениями». Поскольку Баден и председатель КНР Си Цзиньпин подумывают о встрече в кулуарах октябрьского саммита «Большой двадцатки» в Риме, представляется весьма вероятным, что – как минимум – расследование разведки США будет решено продлить, завершив его позже установленных ранее сроков (90 дней).

Впрочем, нежелание провоцировать Китай – это не единственная причина, которая заставляет администрацию Байдена колебаться с предъявлением жёстких требований прозрачности. Государственные ведомства США – от Национальных институтов здравоохранения до агентства USAIDфинансировали исследования коронавирусов в институте УИВ с 2014 по 2020 годы через американскую организацию EcoHealth Alliance.

Детали по-прежнему туманны, а чиновники США отрицают какие-либо нарушения. Однако обвинения, что США финансировали так называемые «исследования с целью приобретения новых функций» (gain-of-function), то есть с целью изменения генетических свойств патогенов для повышения их вирулентности или заразности, пока что полностью не опровергнуты. Наоборот, по данным расследования журнала «Vanity Fair», «на одном из заседаний в Госдепартаменте сотрудникам, которые выступали за то, чтобы потребовать прозрачности от китайского правительства, коллеги откровенно советовали не трогать тему исследований с целью приобретения новых функций в Уханьском институте вирусологии, потому что это могло бы привлечь неблагоприятное внимание к финансированию этих исследований правительством США».

Хотя все эти обстоятельства складываются не в пользу раскрытия истины, есть один вопрос, который невозможно замолчать: а может ли быть случайным совпадением тот факт, что пандемия, которая потрясла весь мир, началась в том самом городе, где Китай изучал способы улучшения передачи коронавирусов летучих мышей клеткам человека? Как признал директор ЦРУ Уильям Бёрнс, мы, наверное, никогда не узнаем этого со всей определённостью. Однако мы не должны питать никаких иллюзий по поводу того, что всё это значит. Не проведя надлежащее расследование в тот момент, когда началась пандемия, мы, вполне возможно, позволили КПК уйти от наказания за миллионы смертей.

Брама Челлани профессор стратегических исследований в Центре политических исследований (Нью-Дели) и научный сотрудник Академии Роберта Боша (Берлин), автор девяти книг, в том числе «Азиатский джаггернаут», «Вода: Новое поле битвы в Азии», «Вода, мир и война: Как противостоять глобальному водному кризису».

Copyright: Project Syndicate, 2021. www.project-syndicate.org




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.