Новые санкции ЕС: нарушающим права человека будут замораживать счета
Принимаемые Европейским союзом нововведения в санкционной политике создают более широкий и универсальный механизм использования ограничительных мер в отношении любого иностранного гражданина, независимо от того, подпадает ли его страна под санкционный режим стран ЕС.
Как известно, решения о введении ограничительных мер принимаются в Совете Европейского союза либо в Европейском совете по предложению Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности, а также Европейской комиссии на основе консенсуса.
Новым элементом в санкционной политике является одобрение 18 ноября 2020 года Советом Европейского союза (Советом министров) Плана действий ЕС в области прав человека и демократии на 2020-2024 годы (EU Action Plan on Human Rights and Democracy 2020-2024, №12848/20 от 18.11.2020г.), в котором изложены цели и приоритеты ЕС в этом отношении со всеми третьими странами. Примечательно то, что в Плане введен новый глобальный режим санкций ЕС для борьбы с нарушениями и злоупотреблениями в области прав человека во всем мире.
Кроме того, 7 декабря 2020 года Совет ЕС утвердил «Постановление Совета ЕС, касающееся ограничительных мер в отношении серьезных нарушений и злоупотреблений в области прав человека» (Council Regulation (EU) 2020/1998 of 7 December 2020 concerning restrictive measures against serious human rights violations and abuses, №LI410/1 от 07.12.2020г.), которое получило название – «Глобальный режим санкций ЕС в области нарушения прав человека».
Новый режим санкций устанавливает рамки для целенаправленных ограничительных мер по борьбе с серьезными нарушениями прав человека и злоупотреблениями во всем мире. К ним относятся: геноцид, преступления против человечности, пытки, рабство, внесудебные или произвольные казни и убийства, насильственное исчезновение лиц, произвольные аресты или задержания, торговля людьми, сексуальное и гендерное насилие, нарушения или злоупотребления свободой мирных собраний, ассоциаций, свободой мнений и их выражения, свободой религии или убеждений.
Этот механизм носит глобальный характер и применяется независимо от места нарушения прав человека. Режим санкций направлен на физических и юридических лиц, государственные и негосударственные субъекты, ответственные за оказание поддержки или иным образом причастные к серьезным нарушениям или злоупотреблениям в области прав человека, а также связанным с ним физическими и юридическими лицами.
Ограничительные меры будут касаться замораживания средств и экономических ресурсов (активы любого рода, материальные или нематериальные, движимые или недвижимы) и предоставление финансовых услуг от резидентов ЕС, запрета на въезд на территорию 27 стран ЕС и т.д. (в рамках сформированного глобального черного списка лиц и субъектов).
Необходимо отметить, что аналогичные меры действовали и ранее, но они могли применяться только к тем государствам, которые находились под санкционным режимом ЕС.
Очевидно, что новый механизм позволит политическому руководству ЕС более эффективно использовать режим санкций в качестве важнейшего инструмента внешней политики для достижения целей по защите прав человека, верховенства закона и продвижению демократии в мире.
Анализируя характер двустороннего сотрудничества государств-членов ЕС и Казахстана можно сделать вывод о росте динамики контактов в правовой сфере.
Ежегодно Казахстан совместно с ЕС проводит заседание подкомитета по правосудию и внутренним делам, и диалога по правам человека, где обсуждается широкий круг вопросов, связанных с правами человека. Казахстан участвует с двух соглашениях Совета Европы: Европейской Комиссии за демократию через право (Венецианская Комиссия) и Группе стран по борьбе с коррупцией (ГРЕКО). В 2015 году Казахстан получил статус государства-наблюдателя в Консультативном совете европейских прокуроров (CCPE), а в 2018 году – в Европейской комиссии по эффективности правосудия (CEPEJ) и Консультативном совете европейских судей (CCJE). В 2018 году Казахстан присоединился к трем правовым документам Совета Европы в области уголовного правосудия (Конвенции №141 «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности», №127 «О взаимной административной помощи в налоговой области» и его Протоколу №208 «О внесении изменений в Конвенцию о взаимной административной помощи в налоговой области»).
По результатам 1401-го заседания заместителей министров Совета Европы (далее СЕ), прошедшей 14-15 апреля 2021 года под председательством заместителя министра иностранных дел Германии г-на Рольф Мафаэля, 47 государств-членов СЕ положительно оценили проводимые в Казахстане реформы, отражающие приверженность страны к основным международно-правовым нормам и стандартам Европейского Союза.
В частности, в пункте 14 итогового документа (CM/Del/Dec(2021)1401/4.6, Abolition of the death penalty), касающегося отмены смертной казни (пункт 4.6 повестки дня заседания СЕ) отмечено: «Приветствовали тот факт, что Казахстан, страна, на которую распространяется добрососедская политика Совета Европы, ратифицировала Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни».
Официальную позицию ЕС прокомментировал глава отдела политики, прессы и информации Представительства ЕС в РК Мачей Мадалински:
«2 января 2021 года Казахстан объявил о ратификации Второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, став 88-й стороной. Этот Протокол направлен на то, чтобы сделать необратимой отмену смертной казни, уже закрепленную в Конституции Казахстана в 2007 году. Смертная казнь – это бесчеловечное и жестокое наказание, которое не может сдерживать преступное поведение. ЕС приветствует этот важный шаг Казахстана, который соответствует мировой тенденции отказа от самых бесчеловечных наказаний».
Напомним, что Казахстан ратифицировал указанный международный документ со следующей оговоркой: «Республика Казахстан в соответствии со статьей 2 Второго Факультативного Протокола оставляет за собой право применения смертной казни в военное время после признания виновным в совершении особо тяжких преступлений военного характера, совершенных в военное время».
В этом же триггере июньские заявления Европейского союза и Совета Европы по результатам первого заседания Регионального руководящего комитета совместной инициативы ЕС и СЕ – Программы по верховенству права в Центральной Азии 2020-2023 годы.
В частности, Посол Представительства ЕС в Казахстане Свен-Олов Карлссон и Директор Офиса Генерального директората по программам Совета Европы Верена Тейлор высоко оценили плодотворное сотрудничество по результатам деятельности Программы за последние 17 месяцев, которые содействовали осуществлению реформ в Казахстане и других странах ЦАР, несмотря на сложные обстоятельства на фоне пандемии COVID-19.
Европейская сторона отметила высокую вовлеченность центральноазиатских партнеров в совместную работу над созданием общего правового пространства между Европой и Центральной Азией, повышением знаний представителей юридических профессий о международных стандартах и усилением защиты прав человека, содействием прозрачности бизнеса и эффективному функционированию государственных учреждений.
Представители ЕС и СЕ подтвердили свое намерение продолжать поддерживать коллег из Центральной Азии в обеспечении правосудия и защиты фундаментальных прав человека, которые являются важными элементами в обеспечении безопасности, мира и плодотворного развития в соответствии с европейскими и международными стандартами.
Другая положительная оценка получена в ходе визита 8 июня в столицу Казахстана специального представителя ЕС по Центральной Азии Питера Буриана. Европейский дипломат отметил, что ЕС приветствует инициированные Президентом К-Ж.Токаевым политические реформы в Казахстане и подчеркнул, что партнерство между Казахстаном и ЕС основано на общих ценностях поддержки верховенства закона и гражданского общества.
Рустем Кожыбаев, политический обозреватель
Комментариев пока нет