Кто не работает, того не едят: кто такой Канат Бозумбаев?
Поддержать

Кто не работает, того не едят: кто такой Канат Бозумбаев?

Его хвалили за работу в энергетической отрасли. И за это же ругали. Объявляли выговоры, а потом их отменяли и давали медали. Его карьера развивалась стремительно, но не всегда гладко. 24 ноября он был назначен акимом Алматинской области и практически сразу заявил о намерении решить ряд серьезнейших проблем. На это ему понадобится 2-3 года. И тогда уже не останется никаких сомнений кто был прав – те, кто критиковал Каната Бозумбаева или те, кто его хвалил.

Сейчас Канату Бозумбаеву 52 года – самый расцвет, когда опыт уже есть, а силы и энергия еще есть.

Канат Бозумбаев происходит из рода жалайыр Старшего жуза, надо сказать, весьма богатого на таланты. Род жалайыр дал Казахстану такие известные имена как актриса Бикен Римова, экс-председатель Верхового суда Максут Нарикбаев, космонавт Айдын Аимбетов, заместитель председателя КНБ Даулет Ергожин, первый заместитель Генерального прокурора Берик Асылов и даже… президент Казахстана Касым-Жомарт-Токаев.

По образованию Канат Бозумбаев экономист. В 1993 году он закончил Казахскую государственную академию управления. После этого он пару лет поработал в ТОО с оптимистичным названием «Эдем ЛТД», затем стал помощником акима Алматы, а еще через три года – начальником отдела в Министерстве экономики и торговли РК. Дальше была работа в «КазТрансОйл», Министерстве энергетики, индустрии и торговли и первая министерская должность – в 31 год Канат Бозумбаев стал вице-министром.

Надо сказать, что управленческий опыт Каната Алдабергеновича весьма впечатляет. Председатель правления «Самрука» и KEGOC, министр, помощник президента, аким сначала Жамбылской, а потом и Павлодарской области.

Достижения, о которых чаще всего упоминают в связи с именем Каната Бозумбаева – это ситуация с бензином.

В 2008 году началась модернизация казахстанских НПЗ, которую было проще остановить, чем закончить – она продолжалась целых 10 лет. При этом бензина в стране не хватало. В 2017 году Казахстану нужно было 12,2 млн тонн нефтепродуктов, а производилось всего 10,4 млн тонн. Остальное приходилось импортировать из России, что ставило страну в зависимость от соседа-экспортера. В 2017 за ситуацию с дефицитом ГСМ президент объявил выговор Канату Бозумбаеву, занимавшему тогда должность министра энергетики. В 2018 году выговор был отменен. Долгожданная модернизация НПЗ завершилась, а вскоре Казахстан стал не только покрывать свою потребность в бензине, но даже экспортировать его. Сейчас даже при загрузке НПЗ на 80% Казахстан может позволить себе экспорт. По данным Бюро национальной статистики за январь-ноябрь 2019 года страна поставила на внешние рынки бензина на 2,6 млн долларов, а за такой же период 2020 года – уже на 26,3 млн долларов. Как ожидается, с дефицитом этого вида топлива мы не столкнемся до 2030 года.

Еще одним масштабным проектом стало расширение трех нефтяных месторождений – Тенгиза, Карачаганака и Кашагана. Работы в этом направлении начались в 2017 году. В результате на одном только месторождении Кашаган добыча нефти должна возрасти до 450 тыс. баррелей в сутки к 2024 году. Если бы из-за пандемии коронавируса цены на нефть не упали, а ОПЕК+ не ввел бы ограничение производства нефти, экономическая ситуация в Казахстане была бы сейчас намного лучше.
Тем не менее, Бозумбаев не исключал дальнейшего расширения месторождений после 2025 года для увеличения производства газа, спрос и цены на который в последнее время резко увеличился.

Кстати, газопровод «Сарыарка» из Кызылординской области в Нур-Султан был простроен менее, чем за год тоже при Бозумбаеве. Благодаря этому можно будет постепенно перевести на газ не только ТЭЦ, но и частный сектор как столицы, так и ее окрестностей и, хотя бы частично, решить проблему смога.

Кстати, в 2020 году Нур-Султан был признан одним из самых загрязненных городов Казахстана наряду с Алматы, Карагандой, Темиртау, Актау, Атырау, Актобе, Балхашом, Усть-Каменогорском и Шымкентом. Количество вредных выбросов в атмосфере достигло критических отметок. Возможно, одним из стимулов для борьбы за экологию стал инцидент с розовым снегом в Павлодарской области в 2012 году. Местные жители тогда обеспокоились уровнем выбросов в атмосферу на местных промышленных предприятиях. Тогда Бозумбаев заявил, что лабораторные пробы не показали превышения содержания вредных веществ в воздухе, а розовый снег ему не удалось найти, не смотря на все усилия.

Среди проектов, которые в связи с Бозумбаевым почему-то вспоминают реже – развитие медной отрасли в Павлодарской области, производство комплексных минеральных удобрений в Жамбылской, увеличение бюджета, ВРП, притока инвестиций – все это выглядит обычными рабочими моментами, которые ощутили на себе жители этих областей при акиме Бозумбаеве.

Впрочем, не все в жизни и карьере Каната Бозумбаева шло так уж гладко. Первый скандал грянул в 2014 году, когда в интернете появилось фото, сделанное во время одного из посланий президента. На нем Бозумбаев был изображен с закрытыми глазами и склоненной на бок головой, из чего пользователи интернета сделали вывод, что он спал. На это Канат Алдабергенович логично возразил, что если бы он спал во время послания президента, то его карьера бы на этом и закончилась.

Следующая крупная неприятность в жизни Бозумбаева произошла год спустя. В 2015 году некая девушка рассказала газете «Версия» о том, что ее изнасиловали в резиденции Каната Бозумбаева, и одним из насильников, якобы был сын областного акима. Полиция факт изнасилования подтвердила, но сын Бозумбаева проходил по делу свидетелем. А 8 лет лишения свободы получил главный редактор «Версии» Ярослав Голышкин, который, по мнению следствия и суда, в группе лиц вымогал у акима 500 тысяч долларов за то, чтобы видео с рассказом пострадавшей девушки не попало в интернет.

Почти три года все было спокойно, но в 2018 году по обвинению в коррупции были арестованы три заместителя министра энергетики Анатолий Шкарупа, Гани Садибеков и Бакытжан Джаксалиев. Двоих последних обвинили в хищении денег при очистке озера Карасу, обвинения в адрес Шкарупы с минэнерго были не связаны – по версии следствия, он занимался хищениями еще в свою бытность акимом Сарани. Адвокат Садибекова Альмира Шайхина предположила, что уголовное преследование ее клиента связано с попыткой дискредитировать Каната Бозумбаева.

Случатся ли еще громкие скандалы в жизни Бозумбаева, видимо, будет, прямо или косвенно, зависеть от его успехов в должности акима Алматинской области.

Пока планы главы области не только очень обнадеживающие, но и вполне разумные. Так, например, он считает, что развивать Алматинскую агломерацию акимат южной столицы должен не сам по себе, а в сотрудничестве с областными властями. Мысль о том, что нужно не только электрички в Алматы запускать, а еще и ближайшие к мегаполису города развивать, до этого звучала, скажем так, не часто.

Для реализации генерального плана развития Каскелена Бозумбаев предлагает сначала подумать, разработать детальный план, а потом уже делать – привлекать инвесторов. Судя по тому, как при Бозумбаеве шли дела в Павлодарской и Жамбылской областях, с привлечением средств все должно получиться хорошо. Правда, если Каскелен, а заодно Капшагай и Талгар будут развиваться слишком уж быстрыми темпами, у их жителей отпадет необходимость ездить в Алматы в поисках заработка, а, следовательно, пассажиропоток будущих электричек станет меньше, чем ожидалось. И вот тут не исключен какой-нибудь очередной фото-видео скандал. Впрочем, если исходить из опыта Москвы и Московской области – была б электричка, а пассажиры найдутся.

Большой радостью для жителей Карасайского района Алматинской области стало обещание Бозумбаева решить уже наконец проблему с водой, причем не только с питьевой, но даже с поливной. По плану Бозумбаева, произойти это чудо должно в течение 2-3 лет. За это же время жители Каскелена и почти 20 близлежащих поселков, по идее, должны забыть о перебоях со светом, газом, и о ставшем до боли привычным бездорожье.

Правда, если все эти блага коснутся только Карасайского района и обойдут жителей Илийского и Талгарского районов, то жизнь акима Бозумбаева в Алматинской области однозначно перестанет быть томной.




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *