Встреча Путина с Байденом: дипломатия канонерок по-путински
Одним из заметных событий прошедших дней стала онлайн встреча Джо Байдена и Владимира Путина. Российские СМИ представили это событие едва ли как торжество кремлевской дипломатии, которая одержала очередной триумф. Что же произошло на самом деле, о чем договорились два президента и каковы могут последствия состоявшейся беседы?
Чтобы понять это, нужно вспомнить предысторию этой встречи. Как известно, несмотря на неоднократные сигналы из Кремля о необходимости прямого разговора двух лидеров, Белый дом всякий раз отклонял подобные просьбы. В конце концов, в отличие от Путина, который в условиях международной изоляции отчаянно пытается привлечь внимание, Байдену, как главе ведущей мировой державы, есть чем занять себя. Кремлю пришлось использовать нагнетание обстановки вокруг Украины и таким образом вынудить контрпартнера на аудиенцию.
К слову, весной этого года бряцание оружием, подкрепленное планами по вторжению в Украину, оправдало себя. Во всяком случае 16 июня Путин добился-таки переговоров с Байденом в Женеве. Правда, их итоги почти никак не отразились на волнующих Кремль темах по той самой Украине, расширению НАТО, снятию санкций, получению некого карт-бланша на пространстве СНГ и т.д. И вот теперь применена та же тактика, которая по своим характеристикам укладывается в понятие «Дипломатия канонерок».
Напомним, что под «дипломатией канонерок (англ. gunboat diplomacy) подразумевается военно-политический курс, при осуществлении которого используется демонстративная проекция силы с применением военно-морского флота. Канонерки — небольшие корабли с серьёзным артиллерийским вооружением — широко применявшиеся во флоте США в начале XIX века, сыграли свою роль в обороне Новоорлеанского порта от англичан в 1812 году. Дипломатию канонерок применяли США в Китае при подавлении боксёрского восстания в начале XX века, в ходе которого контроль над китайскими реками осуществлялся американскими и английскими канонерками, а также в Латинской Америке. По определению известного американского писателя и публициста, лауреата Пулитцеровской премии Уильяма Сафайра — «железный кулак угрозы силой в бархатной перчатке дипломатических отношений». Это выражение ныне связано с любой практикой использования военно-морских сил во внешнеполитических целях.
Итак, в ходе состоявшейся виртуальной беседы Байден заявил об «угрожающем» характере передвижений российских войск вблизи украинских границ и обозначил санкционные меры, которые США и союзники готовы применить в случае дальнейшей эскалации обстановки. «Путин в ответ подчеркнул, что не следует перекладывать ответственность на плечи России, поскольку именно НАТО предпринимает опасные попытки освоения украинской территории и наращивает военный потенциал у наших рубежей», — говорится в заявлении пресс-службы Кремля.
С российской стороны было предложено обнулить все накопившиеся ограничения на функционирование дипмиссий, что могло бы послужить нормализации и других аспектов двусторонних отношений. Действительно, в стремлении досадить Западу Кремль несколько лет назад принялся за высылку американских и европейских дипломатов из Москвы, ввел ограничения на наем граждан РФ иностранными посольствами и консульствами. В ответ наткнулся не просто на зеркальные санкции, но и как неминуемое следствие – невозможность получения тех же виз США на территории России. Теперь россияне вынуждены для обретения соответствующего штампа в паспорте, тратя силы и средства, выезжать за рубеж, в том числе Казахстан. В общем-то получилось как всегда – метили в другого, а угодили в своих.
Также российский президент заявил американскому коллеге о том, что Россия заинтересована в надежных юридических гарантиях, исключающих расширение НАТО на восток. Последний пункт примечателен тем, что напрямую касается третьих стран. Фактически Путин настаивает на том, чтобы НАТО исключило появление в своем составе третьих стран, тех же Украины или Грузии, например. Однако, по всем международным канонам, вопрос вступления в ту или иную организацию – суверенное дело заинтересованной страны и этого блока. Россия здесь абсолютно не причем, а значит, выставляемые ею требование являются грубым вмешательством в чужие дела.
В целом же, нынешняя встреча тем и ограничилась, что стороны обозначили свои и так давно и хорошо известные позиции по существующей повестке дня. При этом, достичь каких-либо конкретных подвижек не удалось, о чем, в частности, свидетельствует тот факт, что Владимир Путин отказался публично прокомментировать итоги прошедших переговоров.
Возвращаясь к дипломатии канонерок по-путински. Нельзя сказать, что к ведению внешней политики с позиции силы прибегает только Россия. Ранее схожую манеру поведения демонстрировали те же Штаты в отношении Ирака или Китай в адрес Тайваня. Другое дело – в российском варианте игра мускулами с каждым разом выглядит все более блеклой.
Будет ли война с Украиной – этот вопрос пока остается открытым. Однако, если, как это произошло летом нынешнего года, Россия отведет свои войска с украинской границы, то единственным, и весьма сомнительным призом от очередной авантюры будет встреча с Джо Байденом. А с учетом того, что переброска и содержание 100-тысячной группировки, оружия, военной техники, средств обеспечения и прочего исчисляется сотнями миллионов долларов, то результат ошеломляет. Правда, со знаком минус, так как эту цену за 1,5-часовой разговор президента США заплатили российские налогоплательщики. В общем, Путин в очередной раз всех «обыграл», и начал с себя.
Комментариев пока нет