Кривое зеркало евразийства. Взгляд из Минска
Поддержать

Кривое зеркало евразийства. Взгляд из Минска

Последние данные статистики свидетельствуют о небывалом снижении товарооборота и взаимной торговли Казахстана и Беларуси, которые  пришлись на первый год функционирования Евразийского экономического союза. По итогам 2015 года объем двусторонней торговли Казахстана и Беларуси остановился на отметке  $576,3 млн, это в два раза меньше, чем в 2014 году. Двукратное падение объемов торговли Минска и Астаны демонстрируют существующие диспропорции в рамка ЕАЭС. О чем говорят не только эксперты из Казахстана, но и их коллеги из Белоруссии. В частности,  не скрывает своего скепсиса по поводу хода интеграционных процессов и их влиянии на экономики стран — участниц евразийского объединения известный белорусский политолог, экономист, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий, который в разговоре с Exclusive.kz поделился своими размышлениями о том, как в Минске все больше разочаровываются в ЕАЭС.

— Беларусь в этом году выступила с антикризисным планом в рамках Евразийского экономического союза. Но, кажется, партнеры по объединению его даже не изучили, и он канул в Лету. Так ли это?

— Я напомню, что в основе антикризисного плана для ЕАЭС лежали следующие предложения белорусской стороны: принять меры по скорейшему переходу к согласованной, а в перспективе —  и к единой промышленной и агропромышленной политике; ускорить разработку и принятие основных направлений промышленного сотрудничества в рамках союза, обеспечить безусловное начало функционирования с 1 января 2016 года единых рынков лекарственных средств и медицинских изделий; начать практическую реализацию положений Договора, предусматривающих совместные действия по развитию экспорта. Провести скорейшую отмену всех  изъятий и ограничений в рамках ЕАЭС; ускорить развитие интеграционных процессов в сфере услуг; детально проработать таможенно –тарифную и нетарифную защиту единого таможенного пространства, в том числе — в контексте вступления государств-членов ЕАЭС в ВТО; создать механизмы функционирования ЕАЭС в условиях применения одним из государств–членов односторонних мер защиты рынка в отношении третьих государств.  Имелись в виду ограничительные меры, введённые Россией против Украины, а также государств ЕС в контексте украинского кризиса. В конечном итоге, эти предложения на деле остались проигнорированными со стороны участников ЕАЭС, прежде всего Россией. Это связано с тем, что в Кремле сейчас больше увлечены конфронтацией с Западом,  в духе новой «холодной войны», чем решением реальных экономических проблем в рамках ЕАЭС.

— А что же до критического падения торговли Минска и Астаны. С чем это связано?

 — Если говорить о торгово-экономическом взаимодействии между Казахстаном и Беларусью, то доля Казахстана в общем товарообороте Республики Беларусь составляет всего 1,2%. Беларусь, в основном,  экспортирует сырьевые и минеральные товары из Казахстана,  в то время когда на казахстанском рынке сбывается достаточно широкая номенклатура белорусской продукции, начиная от машиностроения и заканчивая сельскохозяйственными товарами. Поэтому Казахстан для Беларуси важен не просто как торгово-экономический партнер в ЕАЭС, но как партнер политический. Я напомню, что именно совместными усилиями Беларуси и Казахстана была пресечена попытка Москвы политизировать евразийские интеграционные процессы, сконцентрировав основное внимание на экономической интеграции. К сожалению, те экономические кризисные тенденции, с которыми сегодня сталкиваются участники ЕАЭС, судя по всему, имеют среднесрочный характер. Во многом они обусловлены негативными внешнеэкономическими и геополитическими шоками. Поэтому необходимо готовится к тому, что ЕАЭС может и не оправдать возложенные на него ожидания. Это, правда, не мешает углублять взаимодействие в двухстороннем формате, что Беларусь и Казахстан активно и делали до начала украинского кризиса,  с помощью двухсторонних программ и «дорожных карт» сотрудничества. Правда, сегодня это уже нужно делать с поправкой на геополитические  — новая «холодная война» и технологические вызовы,  четвертая индустриальная революция…

-Получается, что геополитические страсти вокруг России дорого обходятся Астане и Минску?

— Геополитическая напряженность между Россией и Западом уже оказала негативное влияние на национальные экономики постсоветского пространства, в том числе – на экономики государств-участников ЕАЭС. С учетом существенной зависимости от экономической ситуации в России, белорусская экономика самым непосредственным образом ощутила и продолжает ощущать на себе это влияние. На фоне очевидного кризиса евразийской интеграции, Минск сформулировал антикризисный пакет мер, направленных на смягчение негативного эффекта от внешних шоков, для реализации в рамках ЕАЭС и Союзного государства. Эти меры, прежде всего, предполагают углубление промышленной кооперации с государствами-участниками ЕАЭС, а также выработку скоординированной и согласованной политики в промышленном, аграрном и финансовых секторах экономики. Однако,  вместо того, чтобы совместно реализовывать данный антикризисный план, Москва взяла курс не только на внешнеполитическую, но и экономическую изоляцию, запустив реализацию программ импортозамещения в различных отраслях экономики, не учитывая потребности и интересы своих партнеров по ЕАЭС. Неспособность выполнять взятые на себя формальные, предусмотренные Договором о ЕАЭС, и неформальные — основанные на двусторонних договоренностях политического характера обязательства, Кремль оправдывает геополитическим противостоянием с Западом, в которое он также пытается втянуть и ряд постсоветских государств, включая Беларусь.

— То есть,  России не до экономического союза с Казахстаном и Белоруссией?

— Создается такое впечатление, что геополитическая турбулентность между Россией и Западом, вызванная последствиями украинского кризиса, заместила внутри России повестку экономического развития повесткой «новой холодной войны», цели и мотивы которой не разделяются белорусской стороной. Одновременно экономический кризис в России также существенно сократил возможности оказания кредитно-финансовой поддержки официальному Минску. При этом ее сокращение происходит на фоне неопределённости политических отношений между Минском и Москвой, которая в последнее время наращивает военно-политическое давление на белорусскую сторону, например, актуализируя проблему создания российской авиабазы в Беларуси. В свою очередь, это способствует нарастанию политической напряженности между Москвой и ее партнерами, не говоря уже о негативных экономических эффектах, которые поставили под большой вопрос реализацию целей и задач ЕАЭС. Нарастающие экономические проблемы вынуждают белорусское руководство искать новые рынки сбыта белорусской продукции, источники привлечения экономической помощи на Западе, сюда вписывается нормализация отношений с ЕС и США, а также прорабатывать возможность своего  углубленного участия в иных интеграционных проектах, например, в Экономическом поясе Шелкового пути. При этом речи о выходе Беларуси из ЕАЭС в силу возможных экономических и военно-политических последствий, безусловно, не идет.

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *