Как Каримов расправил плечи перед Назарбаевым
Поддержать

Как Каримов расправил плечи перед Назарбаевым

Встреча в Ташкенте двух аксакалов постсоветской политики, Ислама Каримова и Нурсултана Назарбаева,  не могла остаться незамеченной. В силу многих причин. Во-первых, и Каримов, и Назарбаев на сегодняшний день, так сказать, «последние из могикан», то есть правители, получившие власть еще в советское время,  и до сих пор находящиеся у руля своих государств. Во-вторых,  в свое время только ленивый не рассуждал о соперничестве, которое, якобы, имело место быть между двумя президентами за региональное лидерство.

Однако со временем, в силу значительного экономического роста в Казахстане и резкого падения уровня жизни в Узбекистане, эти разговоры сами по себе сошли на нет, так как лидер стал очевиден. В-третьих, практически все прогнозы международных экспертных групп основаны на том, что будущее Центральной Азии во многом зависит именно от того, как гладко пройдет процесс транзита власти, после ухода с политической сцены и Назарбаева, и Каримова.

Между тем, встреча двух президентов в Ташкенте вряд ли была формальной. Не случайно президент Казахстана, сразу после визитов в Иран и Турцию, с которыми он укреплял, в основном, экономические контакты, совершил визит в Узбекистан, где, скорее всего, в приоритете политика. Например, в прошлом году товарооборот между двумя странами составил $2,2 млрд,  и если  Казахстан продолжает оставаться в тройке крупнейших торговых партнеров Узбекистана, то для Астаны Ташкент пока сложно назвать важным экономическим партнером. Но в Акорде прекрасно понимают, что ключи от безопасности в Центральной Азии лежат именно в Узбекистане, непосредственно граничащим с Афганистаном и остающимся главной мишенью исламских радикалов в ЦА.

Из скупой сводки официального сайта Акорды известно, что в ходе встречи оба лидера обсудили взаимное стремление к обеспечению роста объемов двусторонней торговли, диверсификации ее структуры, активизации инвестиционного сотрудничества, а также формированию благоприятных условий для транзита внешнеторговых грузов. Также лидеры обсудили актуальные вопросы международной повестки дня, обеспечения региональной безопасности, а также запланированный к проведению в Ташкенте Саммит ШОС. Обратили внимание, что водные ресурсы трансграничных рек Центральной Азии являются общим достоянием народов,  и от их разумного и справедливого использования зависит стабильность и благополучие всего региона.

Казалось бы — стандартная повестка дня. Правда, любопытным можно назвать одну фразу из речи Нурсултана Назарбаева, во время переговоров с Исламом Каримовым.

«Я горжусь своей дружбой с вами и дружбой казахского и узбекского народов. Цель состоит в том, чтобы укрепить эти отношения, взаимное доверие и передать следующим поколениям», — сказал президент.

Таким образом, Астана послала сигнал Ташкенту, что доверие между двумя странами должно сохраниться и после смены политических эпох, что в целом логично, так как понятно, что, как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе,  именно Узбекистан и Казахстан будут определять повестку дня в Центральной Азии.

Между тем риторика Ислама Каримова становится все более уверенной, он называет Нурсултана Назарбаева другом,  и при этом уверенно говорит, что все страны сталкиваются с экономическими трудностями, как бы давая понять, что и Казахстан, который до недавнего времени считался экономическим гигантом на фоне Узбекистана, не исключение.

И здесь Ислама Каримова вполне можно понять. Если до девальвации в августе 2015 года средняя зарплата казахстанцев превышала тот же показатель у узбекистанцев примерно в 4-5 раз, то сейчас этот разрыв заметно сократился. Если сейчас средняя зарплата казахстанцев в долларах составляет менее 500 долларов, то в Узбекистане этот показатель приблизился к 200 — 250 долларам, хотя еще недавно разрыв был не в 2, а почти в пять раз. Вместе с тем,  ВВП на душу населения в Казахстане, по итогам прошлого года, был практически в 10 раз выше, чем в Узбекистане

Узбекская экономика,  в силу своей большей диверсифицированности,  оказалась более приспособлена к кризису, к тому же Ташкент известен своей протекционистской политикой и малой вовлеченностью в глобальную мировую экономику, что сделало его менее подверженным внешнеэкономической конъюнктуре.

Не может не радовать узбекского лидера и статистика Всемирного банка, согласно которой рост ВВП страны в 2015 году составил 7%, а в 2016 году составит 7,5%, в то время как по Казахстану ВБ резко снизил и без того ранее озвученный весьма скромный прогноз —  с 1,1% до 0,1%.

Понятно, что более отсталая экономика Узбекистана и должна развиваться заметными темпами, чем казахстанская, к этому нужно прибавить и лукавость узбекской официальной статистики. По оценкам независимых экономистов реальный экономический рост Узбекистана в 2015 году составил не более 4,5 -5% в год, но даже этот показатель сейчас кажется в Казахстане вполне завидным.

Масло в огонь подливают и аналитики Азиатского банка развития, которые предсказывают, что богатый газом Узбекистан обойдет Казахстан, и станет крупнейшей в Центральной Азии экономикой уже к 2035 году. Посредством добычи новых запасов газа в Юго-Восточном регионе Газли и налаживания связей с Китаем,  Узбекистан будет увеличивать свою экономику со среднегодовой скоростью 6,4%, с менее $28 млрд в 2010 году до более $128 млрд в 2035 году, убеждены они.

Не может не радовать ветерана узбекской политики и ситуация в Евразийском экономическом союзе, в который он предусмотрительно не вступил, а ранее также вышел и из Организации договора о коллективной безопасности, которая вновь встала перед трудным выбором в период обострения конфликта в Нагорном Карабахе.

Первый год работы ЕАЭС оказался более чем неудовлетворительным для стран, входящих в объединение. Взаимные обвинения в реэкспорте запрещенных товаров, проблемы с прохождением товаров  в  формально свободном экономическом пространстве,  подрывают былое единство.

В свою очередь, Ислам Каримов не раз резко высказывался о Евразийском экономическом союзе и предрекал ему фактический провал.

 «Они говорят, что создают лишь экономический рынок,  и ни в коей мере не откажутся от суверенитета и независимости. Скажите мне, разве может быть политическая независимость без экономической независимости?», — иронизировал ранее Ислам Каримов.

Узбекский лидер часто упрекает соседей в желании жить за счет иностранных заимствований, увеличивая объемы внешнего долга. В частности, он говорил об этом и в своей речи на день независимости 31 августа 2015 года, когда недвусмысленно дал понять, что, в отличие от соседних стран, залезших в долги, у Узбекистана все не так и плохо.

Так по данным МВФ внешний долг по отношению к ВВП в Узбекистане на конец 2015 года составил 11,6%, в то время как в декабре 2015 года министр финансов РК Бахыт Султанов сообщил, что в Казахстане внешний долг  составляет 15-17% по отношению к ВВП. В абсолютных цифрах эта разница выглядит еще более разительной. Так, по подсчетам ЦРУ США, общая внешняя задолженность Узбекистана составляет $8,751 млрд, в то время как в Казахстане этот показатель достиг по итогам 2015 года $153 млрд.

У узбекского лидера действительно все больше поводов для оптимизма. Правда, пока уровень жизни казахстанцев  все еще значительно превышает узбекистанский, и даже тот ограниченный уровень свобод, которым могут пользоваться жители РК, кажется для граждан соседней республики недосягаемым.  




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *