Чего на самом деле боится Астана
Почему, как только в Казахстане вспыхнули протесты, в Узбекистане заблокировали все внешние новости?
Американский разведывательно-аналитический ресурс Stratfor обратил внимание на протесты в Казахстане. Аналитики отмечают, что власти Казахстана редко идут на попятную под давлением общественности. Спорные земельные реформы спровоцировали столько протестов, происходивших в течение последних двух недель, что президент Нурсултан Назарбаев был вынужден объявить мораторий. Его заявление говорит о том, насколько сильно обеспокоено правительство поддержанием стабильности, особенно на фоне ухудшающейся экономики.
В контексте протестов примечателен также и тот факт, что план земельной реформы рассматривался в правительстве в течение двух лет, но слухи, что правительство будет продавать землю китайским инвесторам, начали циркулировать в социальных медиа только недавно. Беспокойство распространилось в основном среди граждан Казахстана, которые, справедливо или ошибочно, боятся китайцев, как полагают в Stratfor, «благодаря» годам советской пропаганды».
Растущие экономические связи между двумя странами несколько развеяли эти опасения, но экономические трудности, которые сегодня испытывает Казахстан, вновь вывели эти страхи на первый план. Для многих Китай представляется страной, которая имеет достаточно средств, чтобы продолжать инвестировать в регион. Граждане Казахстана способны ментально переварить экономическую интеграцию, но только до тех пор, считают аналитики, пока она не затрагивает вопросов владения китайцами больших земельных наделов.
Как известно, в большинстве стран Центральной Азии протесты довольно редки, поскольку правительства осуществляют жесткий контроль государственных, независимых и социальных медиа. Но, как отмечают в Stratfor, искаженная информация о новых земельных законах распространилась по всему Казахстану с беспрецедентной скоростью. Несмотря на попытки Астаны разъяснить суть этого закона, десятки казахстанцев вышли сначала на демонстрацию в городе Атырау, а в течение недели протесты росли и распространились по многим другим городам Казахстана.
Теперь правительство должно решить, стоит ли затевать новую волну репрессий или снять определенную долю экономических проблем за счет увеличения площадей, сдаваемых в аренду. Объявив мораторий на государственном телевидении, президент говорил о непонимании народа, перекладывая вину на правительство технократов, которые не смогли должным образом разъяснить положения законодательства. Тем не менее, считают в Stratfor, даже это признание отражает беспокойство казахстанского руководства страны по поводу прошедших митингов.
Как отмечают аналитики, усугубляют проблемы Астаны сепаратистские настроения в Северном Казахстане. После того, как Россия присоединила Крымский полуостров в 2014 году, в Астане начали задаваться вопросом: способна ли Москва сделать то же самое с севером Казахстана? Вслед за тем, как главный смутьян российской политики Владимир Жириновский заявил, что Москва должна, по крайней мере, рассмотреть такую возможность, в Астане состоялось чрезвычайные заседание с участием представителей самых различных ведомств. С тех пор Астана старается снизить российское влияние в северных регионах, ограничив там работу ряда средств массовой информации, перекрыв им финансирование, а также арестовав несколько этнических русских, распространявших сепаратистские настроения.
В настоящее время источники Stratfof сообщают, что правительство Казахстана предлагает некоторым семьям некие финансовые стимулы для переезда из густонаселенного юга на север страны, в попытке разбавить русское население региона. И хотя Казахстан остается одним из ближайших союзников России и Москва никогда не давала намеков, что собирается аннексировать часть территории своего соседа, опасения Астаны, относительно возникновения внутренней нестабильности и ростом внешнего влияния, сохраняются.
Тревога из-за экономического спада и роста общественного недовольства пронизывает все государства Центральной Азии. Точно так же антикитайские настроения широко распространены в Таджикистане, Узбекистане и в Кыргызстане, и подпитываются они озабоченностью вопросами собственности на землю. Таджикистан и Узбекистан настороженно относятся к растущему влиянию России в регионе.
Казахстан уже давно является одной из наиболее стабильных стран региона, способной разумно балансировать между центрами влияния в пределах своих границ. Но как только здесь вспыхнули протесты, в Узбекистане заблокировали все внешние новости. Менее стабильные страны Центральной Азии понимают, что если ситуация в Казахстане будет дестабилизирована, либо по причине внутренних протестов, или из-за внешнего давления, то они могут стать следующими.
Комментариев пока нет