Евразийский медведь превращается в дракона
Основанный выпускниками Лондонской школы экономики ресурс Global Risk Insights (GRI), специализирующийся на анализе рисков, опубликовал материал, в котором представлен видимый контур китайского присутствия в регионе. Эксперт GRI Виктория Келли-Кларк взвесила нетто — инвестиции Пекина, а также количество сделок, совершенных лидерами ЦА с представителями Китая, и пришла к неожиданным выводам.
Центральная Азия уже давно застряла между молотом и наковальней, с точки зрения своего геополитического окружения. Без выхода к морю, с Китаем на востоке и с Россией на севере и на западе, центрально-азиатские лидеры вынуждены сбалансировать свои альянсы с силами, которые их окружают.
В досоветские времена лидеры Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана выстраивали свои отношения с точки зрения получения выгод для своих стран. Однако после распада Советского Союза встал вопрос безопасности: чтобы вновь образовавшиеся государства не оказались под влиянием более сильных игроков. Чтобы этого избежать, государства Центральной Азии вошли в региональные объединения с Китаем и с Россией, в рамках, например, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в надежде продолжать контролировать свое влияние.
Двадцать пять лет спустя сбалансировать отношения не удалось, и Китай теперь готов совершить впечатляющее экономическое завоевание рынков Центральной Азии. В 2015 году Китай стал крупнейшим торговым партнером Узбекистана на общую сумму в $ 3 млрд, и крупнейшим инвестором Казахстана с 33 сделками, на общую сумму $ 23,6 млрд. Китай также в значительной степени представлен в туркменском энергетическом секторе, где он с 2009 года закупает около 30 млрд кубометров газа в год, оказывая при этом существенную военную помощь. Китай также нашел себя и в Кыргызстане, где с прошлого месяца он выступает в качестве партнера в двух гидроэнергетических проектах.
Россия, прощай — здравствуй, Китай!
Едва ли удивительно, что доминирующая роль России в Центральной Азии снижается. Экономические проблемы России хорошо всем известны. Проще говоря, РФ больше не располагает средствами, чтобы поддерживать регион. В результате многие страны оказались в подвешенном состоянии, как это произошло в случае с Кыргызстаном, которому недавно пришлось упразднить российское партнерство в одном из вышеупомянутых гидроэнергетических проектов, в связи с неспособностью Москвы исполнять свои обязательства.
Кроме того, российское влияние может оказаться под угрозой из-за властного поведения России, рассматривающей регион в качестве своего эксклюзивного поставщика ресурсов. Покупка Россией нефти и газа по ценам ниже рыночных только для того, чтобы с наценкой их реэкспортировать, бросила Казахстан и Туркменистан в объятия Китая, который предлагает лучшие условия торговли. С этой точки зрения легче понять, почему Китай стали в последние несколько лет рассматривать в качестве экономического «стабилизатора» и даже некоей необходимости для правительств стран Центральной Азии.
Евразийский медведь превращается в дракона
Это не означает, что Китай упорно не трудился, чтобы закрепить свое нынешнее положение в Центральной Азии. Начиная с инвестиций в размере $ 1 млрд в регионе в 2000 году, Китай, по данным МВФ, довел этот показатель до $ 50 миллиардов. Начиная с развития своих западных приграничных регионов, чтобы обеспечить возможности для торговли, строительства инфраструктуры, трубопроводов и железных дорог по всему региону в рамках, запущенной в 2013 году программы экономического пояса Шелкового пути (SREB), Китай намерен обезопасить регион, как свою собственную зону экономического интереса, и, похоже, что он добьется своей цели.
Но в этой стратегии существует риск. Россия привыкла рассматривать Центральную Азию как персональную «ахиллесову пяту», и поэтому старается поддерживать тесные связи в регионе в экономическом, политическом и военном отношении. Вполне понятно, что китайский проект SREB и новая волна инвестиций на «заднем дворе» России, послали Москве четкий сигнал тревоги.
По словам руководителя программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Московского Центра Карнеги Александра Габуева, «когда Китай объявил о своих планах в Казахстане в рамках Шелкового пути, они были встречены с большим скептицизмом, и даже страхом со стороны российского руководства, было такое чувство, что этот проект запущен, чтобы «используя наши экономические трудности, украсть у нас Центральную Азию и укрепить свое присутствие в этом регионе».
Для того, чтобы противостоять такому давлению со стороны Пекина, Владимир Путин объявил о разработке Евразийского экономического союза (ЕАЭС), как способ связать более надежными узами Россию с регионом Центральной Азии. Тем не менее, ЕАЭС затормозил свое развитие, когда финансовый кризис ударил по экономике России, и с тех пор она сама влилась в китайскую инициативу Шелкового пути.
Медведи — живучие существа и они, как и Россия, не прекратили предпринимать попыток сохранить свой статус. В последние месяцы Россия завершила масштабные военные учения с центрально-азиатскими партнерами, что посылает Китаю четкий сигнал: Россия по-прежнему в игре. Владимир Путин также сделал попытку замедлить вступление Китая на рынки ЕАЭС путем введения новых ограничений на импорт.
Антикитайские настроения Центральной Азии
Существуют определенные риски для крупных инвестиций Китая в Центральной Азии, где наблюдается общественное недоверие и противостояние среди широких слоев населения по поводу «большой любви» лидеров с китайским руководством. То есть, антикитайские настроения достаточно высоки во многих государствах Центральной Азии. В Казахстане в прошлом месяце состоялся ряд крупных протестов против предложения приватизировать неиспользуемую пахотную землю. Правительство, в итоге, из-за протестов отказалось от запланированной приватизации.
Подобные протесты происходили не только в Казахстане. В Кыргызстане в прошлом году премьер-министр подал в отставку из-за скандала вокруг контракта, переданного в пользу китайской компанией, а в 2012 году 200 протестующих заблокировали доступ к золотому руднику под китайским управлением.
Все на борт!
Тем не менее, центрально-азиатские лидеры – прагматики, и многие пытаются поправить свои экономики. В долгосрочной перспективе экономическое поручительство и процветание, которые предлагает Китай, выглядят не только привлекательным предложением, но станет благом для их экономик.
Страны получат в свое распоряжение автомобильные и железные дороги, а также другие объекты инфраструктуры, которые будут построены или обновлены без больших затрат для себя. Благодаря взаимодействию с Китаем, в Центральной Азии можно будет увидеть новые товары импортного производства, будут созданы новые отрасли промышленности и новые рынки для каждого из пяти государств.
Комментариев пока нет