Казахстан в украинском котле. Зачем Петр Порошенко заигрывает с Акордой?
Украинский лидер Петр Порошенко попросил Казахстан выступить модератом в разрешении конфликта на востоке Украины. Астаны уже предлагала свои посреднические услуги в разгар противостояния, но лавры страны-миротворца тогда удалось перетянуть Александру Лукашенко. Хотя, вполне возможно, что вместо Минских соглашений, положивших начало процессу урегулирования на востоке Украины и концу кровопролития, могли бы быть Астанинские. Но не случилось. Теперь у Казахстана появляется второй шанс?
Согласно сообщению сайта Акорды президент Украины Петр Порошенко в ходе телефонного разговора попросил президента Казахстана Нурсултана Назарбаева продолжить посредническую деятельность в разрешении кризиса на востоке Украины.
«Главы государств обменялись мнениями по текущей ситуации на востоке Украины. Петр Порошенко выразил убедительную просьбу Нурсултану Назарбаеву продолжить посредническую деятельность в разрешении кризиса. Разговор состоялся по инициативе украинской стороны», — говорится в сообщении официального сайта Акорды.
Правда, эксперты сомневаются, что Астане под силу стать эффективным модератором вялотекущего конфликта на востоке Украины, так как кроме примирительных деклараций Казахстану особо нечего предложить. Какого-то конкретного плана разрешения кризиса в РК никто не озвучивал, к тому же сам так называемый прецедент Донбасса для Астаны крайне неприятен, учитывая, сколько разговоров и теорий было, как в экспертных кругах, так и в среде рядовых граждан об уязвимости и самого Казахстана в этом вопросе.
Страна добрых услуг
Напомним, что в отношении Казахстана ставка на его миротворческие усилия после начала конфликта на востоке Украины делалась в первую очередь со стороны США. На это намекала помощник госсекретаря США по Южной и Центральной Азии Ниша Бисуол, посетившая Алматы и Астану еще в самом начале кризиса. Сам казахстанский лидер во время саммита по ядерной безопасности в Гааге не преминул сказать, что республика готов стать площадкой для переговоров по самым сложным международным вопросам, включая и украинскую ситуацию.
Координатор проектов по внешней политике Института мировой экономики и политики Аскар Нурша заметил, что вопрос о посредничестве Казахстана поднимается украинской стороной не в первый раз. С обострением военной обстановки на востоке страны обсуждался вопрос о запуске переговорного формата Украины, России с участием западных стран при посредничестве Казахстана в рамках возможного «Астанинского процесса». Однако вместо этого заработал «Минский процесс», который сыграл важную роль в снижении интенсивности боевых действий, но политического урегулирования не произошло, заметил эксперт.
«Сдвинуть с мертвой точки диалог между Киевом и Москвой по вопросу ДНР-ЛНР не удается. Благодарность, выраженная турецким руководством в адрес Казахстана за посредничество между Анкарой и Москвой, с одной стороны, и, избрание Казахстана непостоянным членом Совета Безопасности ООН на 2017-2018 годы с другой, — все это, очевидно, могло подтолкнуть Украину вновь попытаться прибегнуть к «добрым услугам» Казахстана и использовать его предстоящую деятельность в СБ ООН как еще один канал донесения своей позиции и размораживания диалога с Россией. Перспективы посредничества зависят о готовности обеих сторон идти на взаимные уступки. Пока такого в отношениях Киева и Москвы не наблюдается. Если такое относительно простой «вопрос Савченко» вызывал большое напряжение у дипломатов двух стран, то, что уже говорить о территориальных вопросах. Надо понимать, что Россия в данном вопросе ищет принципиальной договоренности не с Украиной, а с Западом и НАТО по Украине», — подчеркнул Аскар Нурша.
А был ли мальчик?
Украинский политолог, эксперт Центра общественных отношений Евгений Магда заметил, что вызывает сомнение сам факт обращения Петра Порошенко за помощь к казахстанской стороне. По его словам стоит обратить внимание, что упоминание о «посреднической миссии» Нурсултана Назарбаева есть только на официальном сайте президента Казахстана, на сайте его украинского коллеги об этом не упоминается.
«К возможностям посредничества иностранных лидеров на Донбассе я отношусь скептически, поскольку ключ от разрешения конфликта лежит в Москве, а Владимир Путин продолжает отрицать причастность России к разжиганию конфликта на востоке Украины. В Украине зачастую Казахстан воспринимают как стопроцентного союзника России, но я полагаю, что ситуация несколько сложнее. Казахстан сегодня сталкивается с новыми вызовами, ранее для него не свойственными, поэтому Нурсултан Назарбаев пытается повысить собственную значимость в мировой политике. Правда, я очень сомневаюсь, что в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН Казахстан будет активнее поддерживать Украину, а не Россию. Однако это не означает, что диалог между Киевом и Астаной будет полностью заморожен», — сказал Евгений Магда.
Политолог Султанбек Султангалиев сказал, что если отвлечься от помпезных международных проектов Казахстана и обратиться к реальной внешней политике, то можно признать её прагматичность и целесообразность. Казахстан ни с одной страной мира не состоит в конфронтации, поддерживая миролюбивые и дружелюбные отношения со всеми государствами. такая политика не может не влиять позитивно на международный имидж страны и избрание республики в непостоянные члены Совета безопасности есть прямое следствие такого внешнеполитического курса, считает он.
Восточный формат
Г-н Султангалиев сказал, что международные политические круги устали от жесткой конфронтации между различными странами, а Казахстан известен как страна-посредник, способная эффективно участвовать в процессе налаживания отношений и нивелирования конфликтов. Политолог напомнил, что еще в 90-ых г.г. Нурсултан Назарбаев приложил усилия для урегулирования карабахского конфликта, правда он длится, и по сей день. Если же обратиться к недавним событиям, то Астана выступила эффективной переговорной площадкой для диалога сирийского правительства и вооруженной оппозиции. Так же известна роль Казахстана в налаживании напряженных отношений между Россией и Турцией. Эксперт заметил, что сам Назарбаев неоднократно отмечал, что готов стать посредником в урегулировании ситуации на востоке Украины и в украино-российских отношениях. По его словам, все вышеперечисленные факты учитываются и в Москве и в Киеве поэтому обращение украинского президента с просьбой о посредничестве не вызывает удивления, оно очень логично и естественно.
«Что касается разноголосицы в информационных сообщениях пресс-служб украинского и казахского президентов то здесь я более склонен доверять нашим источникам. Следует учитывать крайне сложную внутриполитическую ситуацию, в которой сейчас находится Петр Порошенко вынужденный считаться с настроениями ястребов украинской политики, за которыми стоит поддерживающий их весьма немаленький агрессивно настроенный электорат. Казахстан может стать эффективным модератором по разрешению внутриукраинского конфликта на Донбассе и урегулированию отношений между Россией и Украиной. Моя уверенность в этом проистекает не из-за высокой оценки влияния Казахстана в международной политике, а из убеждения, что конфликтный процесс зашел в тупик и мешает выстраивать взаимоотношения между великими державами. Никто не хочет уронить свой международный престиж, имидж в глазах собственного населения. Создание условий для мягкого и мирного взаимоотступления для всех прямых и косвенных участников конфликта на востоке Украины будет являться главной задачей потенциальных посредников. Казахстан прекрасно может с этим справиться в силу личных крайне доверительных отношений между президентами Владимиром Путиным и Нурсултаном Назарбаевым и невовлеченности страны в данную кризисную ситуацию. Запад в лице Назарбаева имеет идеального посредника для переговоров с Путиным по разрешению конфликта. Неудача Минска-2 ясно показала, что необходим несколько другой, более гибкий и скажем так восточный формат дипломатических переговоров», — заключил Султанбек Султангалиев.
Комментариев пока нет