Аты-баты, все идут в стройбаты…
В СМИ появилась информация, что правительство рассматривает вопрос о создании в стране военно-строительных батальонов, пресловутых советских «стройбатов», в которые будут загонять безработную казахстанскую молодежь. Чтобы, так сказать, не отвлекались от строительства светлого будущего.
Вначале я подумал, что это фейк. Но потом, перейдя на сайт КТК, осознал, что все правда. Тамара Дуйсенова, министр здравоохранения и социального развития РК, прямо заявила, что необходимо проработать вопрос призыва в Вооружённые силы лиц, не трудоустроенных после завершения обучения и в организациях технического и профессионального образования, высших учебных заведениях, выпускников школ, не поступивших в вузы и колледжи.
— Может быть, в рамках этих проработок можно возобновить практику строительных батальонов и там, может быть, давать дополнительно им те специальности, которые им будут необходимы – сказала она. http://www.ktk.kz/ru/news/video/2016/07/20/70971
В памяти сразу возник грибоедовский Скалозуб:
Ученостью меня не обморочишь;
Скликай других, а если хочешь,
Я князь-Григорию и вам
Фельдфебеля в Вольтеры дам,
Он в три шеренги вас построит,
А пикните, так мигом успокоит.
Идее создания подневольных трудовых армий – уже несколько тысячелетий. Сохранились папирусы, свидетельствующие, что еще в Древнем Египте фараоны перебрасывали большие массы крестьян на новые, необжитые места или на строительство каналов. Тоже как бы создавали свои «стройбаты». Причем основу их составляли не только рабы, но и формально вполне свободные граждане.
Свою лепту в развитие этой идеи внесли и российские императоры — Петр I, Александр I(знаменитые «военные поселения» Аракчеева), и особенно Николай I («Палкин»), который отдавал студентов и вообще интеллигентов в солдаты не раздумывая. Он понимал, что это тягчайшее наказание. Жесточайшая военная муштра, тяжелый труд и убийственные наказания шпицрутенами – вот чем оборачивалась тогда для человека армейская служба. Недаром Некрасов писал тогда: «И ужас народа при слове «набор» Подобен был ужасу казни…» Что уж говорить об интеллигенции! Судьбы таких гениев, как Достоевский и Шевченко, прошедших ад подневольной армейской службы, красноречиво говорят об этом.
Эта политика продолжалась вплоть до 1991 года. Советский период ее только «творчески обогатил». И если в начале прошлого века эмигрант В.И.Ленин с возмущением писал свою статью «Отдача в солдаты 183-х студентов», где он клеймил и бичевал за это преступление царский режим, то в дальнейшем, придя к власти, он и его соратники сами взяли этот метод на вооружение. Пророчески и зловеще звучат сегодня строки из этой статьи: «…расправа нужна примерная: отдать в солдаты сотни студентов! «Фельдфебеля в Вольтеры дать!» — эта формула нисколько не устарела. Напротив, XX веку суждено увидеть ее настоящее осуществление» (В. И. Ленин, Полное собрание сочинений, т. 4, с. 392 — 393).
Действительно, XX век доказал неубиваемость этой идеи. На примере «миллионных трудовых армий» Троцкого, оставшихся в проекте, и до системы сталинского ГУЛАГа, реализованного в СССР, в котором сгинули десятки миллионов людей, и даже до последних стройбатов в позднем Союзе, эта зловещая система подневольного труда, меняя обличья, оставалась всегда в арсенале государства.
Неужели и сегодня, когда мы решили строить независимый, демократический, свободный Казахстан – она снова востребована? В чем причина таких, прямо скажем, тоталитарных призывов, отбрасывающих положения нашей Конституции, как ненужную бумажку?
Дело, видимо, в растерянности нашего правительства, столкнувшегося с системными вызовами, с экономическим кризисом и терроризмом. Примечательно, что сенсационное предложение министра (женщины!) прозвучало сразу же после ЧП в Алматы и после совещания правительства с Президентом. На нем, несомненно, поднимался вопрос: что делать с сотнями тысяч безработных молодых людей, которые, не находя себе места в обществе, растерянные и отчаявшиеся, иногда попадают в сети вербовщиков – радикалов и уходя в секты, в террористические организации?
Вопрос, действительно, острейший, И решать его нужно всей мощью и усилиями государства – поощрять бизнес, улучшать образование, создавать новые производства, новые рабочие места, наладить сеть переобучения молодежи. Но почему-то в правительстве бродят и другие идеи – как просто, «одним махом» решит проблему, отправив мальчиков в стройбаты…
Кстати – а что делать с девочками, которых среди безработных тоже немало? В развитие идеи министра предлагаю: создать для девчонок «работные дома», как в Англии времен Диккенса – с тюремным режимом, скудным питанием и телесными наказаниями. Вот будет прекрасно: девушки целыми днями станут трепать пеньку, или стирать – вот и будут при деле… И никаких проблем!
Если идеи ограничения свободы казахстанцев, подобные тем, что высказала с такой непосредственностью Тамара Дуйсенова, министр здравоохранения и СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (!) возобладают, понятно какое «развитие» ждет нашу страну.
А что насчет надежд на то, будто бы стройбаты как-то помогут предотвратить идеологическую радикализацию молодежи… В этой связи опять хочется вспомнить ту, столетней давности, статью Ленина:
«Правительство рассчитывает в этой школе обучить «бунтовщиков» дисциплине. Не ошибется ли оно в своем расчете? Не будет ли школа русской военной службы военной школой для революции? Конечно, не всем студентам под силу пройти полный курс такой школы. Одних сломит тяжелая лямка, погубит столкновение с военными властями, других — слабых и дряблых — запугает казарма, но третьих она закалит, расширит их кругозор, заставит их продумать и прочувствовать их освободительные стремления. Они испытают теперь всю силу произвола и угнетения на собственном опыте, когда все их человеческое достоинство будет поставлено в зависимость от усмотрения фельдфебеля, способного зачастую умышленно поглумиться над «образованным». Они увидят, каково на деле положение простого народа, они изболеются за те надругательства и насилия, которых ежедневными свидетелями заставят их быть, и поймут, что те несправедливости и придирки, от которых страдают студенты, это — капля в море народного угнетения. Кто поймет это, тот выйдет из военной службы с Аннибаловой клятвой борьбы вместе с передовым классом народа за освобождение народа от деспотизма.»
Замените в этом отрывке слова «русская военная служба» на «казахстанский стройбат», а «фельдфебеля» — на «сержанта» — и вы увидите, как он актуален и для сегодняшнего дня… За «безобидными», на первый взгляд, предложениями министра скрывается пропасть.
Комментариев пока нет