Евразийское разобщение. Уязвимые фланги России
Эта одноименная монументальная работа, вышедшая на сайте джеймстауновского фонда*, анализирует международные амбиции российского правительства под президентством Владимира Путина. Авторы большого доклада Януш Бугайский и Маргарита Ассенова не только оценивают стремления Москвы, стратегии и тактику, но и детализируют различные привычные для Кремля инструменты, используемые как в рамках евразийской интеграции, так и в странах Балтии и в Средней Азии. Мультимедийный порта Exclusive предлагает читателям несколько ключевых фрагментов доклада, которые касаются отношений Москвы и Астаны.
Три критических фактора делают самую большую страну Центральной Азии, Казахстан, остро уязвимой для российского давления: сконцентрированное главным образом в северных и восточных областях существенное российское меньшинство, представляющее одну пятую населения Казахстана, большая общая граница с Россией (7,644 км) и обширные экономические связи между двумя странами, в том числе в рамках ТС и ЕАЭС.
Однако есть также много элементов, которые сдерживают Москву от получения ею решающего способа влияния на Астану: огромный размер Казахстана, обширные энергетические ресурсы, большие западные инвестиции в энергетику и в другие отрасли, многовекторная внешняя политика страны, возрастающий международный имидж, интенсивные отношения с Турцией, с исламским миром, либеральная политика в отношении национальных меньшинств, языка, включая русский, способность президента Казахстана Нурсултана Назарбаева сохранять на протяжении 25 лет статичные отношения с Москвой.
Остается однако много неизвестных относительно будущей политической преемственности Казахстане, и будет ли следующий лидер в состоянии сбалансировать внутренние и давления извне, чтобы сохранить суверенитет страны.
Некоторые российские националисты заявляли, что в период политического транзита и неопределенности представили бы шанс для России, чтобы захватить территории северного Казахстана. Тем не менее, основное сдерживание потенциальной агрессии Москвы осуществляется Китаем, который расширяет свою экономическую мощь на Среднюю Азию через Казахстан.
Пекину нужна стабильная и безопасная Средняя Азия, чтобы стабилизировать его собственную беспокойную провинцию (Синьцзян), из-за чего регион ограничен в повышении торговли с Европой. Некоторые предположения, что Пекин мог быть вовлеченным в потенциальную игру Москвы по разделению Казахстана между Россией и Китаем нелогичны и необоснованны. Наоборот, считается, что Китай будет стремиться избежать конфликтов с еще одной мусульманской страной, следующей за Синьцзяном. В отличие от России, которая имеет опыт военного вторжения в Украину и в Грузию в попытке изменить их политическое направление, Китай всегда стремился к влиянию в Средней Азии прежде всего при помощи экономических инструментов.
Пограничный пункт на границе Казахстана и Китая – Хоргос превратился в парадный вход в Среднюю Азию.
Астана торопится диверсифицировать торговые отношения со странами вне ЕАЭС, включая Китай, после того, как выяснилось, что тяжелая зависимость от пораженной санкциями России оказалась экономически разрушительной.
Присоединив Крым и совершив военное вмешательство в восточную Украину, Кремль создал прецедент, нарушив Будапештский Меморандум, который подписан не только Украиной, но также и Казахстаном и Белоруссией. В 1994 году Россия, США и
Великобритания обеспечили гарантии безопасности для территориальной целостности и политической независимость всех трех стран в обмен на уничтожение ядерного арсенала времен СССР. Нападение России на Украину в марте 2014 года накрыло весь Казахстан ударной волной обсуждений, не является ли Казахстан – следующей страной в планах России применить крымский сценарий.
*Jamestown Foundation – ведущий поставщик информации о Евразии. Основан в 1984 году, внес непосредственный вклад в падение коммунизма через распространение информации о закрытых тоталитарных обществах Восточной Европы и Советского Союза.
Комментариев пока нет