Экономика Казахстан будет постепенно восстанавливаться
Худшее, если верить аналитикам структурного подразделения Fitch – BMI Research, – позади. Вместе со стабилизацией цен на нефть в течение ближайших кварталов, стабилизируются и буксовавшая на протяжении почти двух лет экономика Казахстана. Кроме того, предпринимаемые усилия по улучшению инфраструктуры страны станет залогом для долгосрочного роста. Но есть и главный риск. И он лежит, конечно, в политической плоскости.
По мнению специалистов BMI Research, экономика Казахстана, пройдя через темные закоулки кризисных времен, повернула за угол, где ее ждет постепенное восстановление. Помимо ожидания стабилизации цен на нефть, специалисты предрекают рост реального ВВП на 1,5% и 2,4% в 2016 и 2017 годах соответственно.
Восстановление цен на нефть также служит хорошим предзнаменованием для текущих нефтяных проектов. Что, вероятно, приведет к дальнейшему притоку прямых иностранных инвестиций (ПИИ), а также будет способствовать улучшению инфраструктуры, которая, как известно, требует серьезных улучшений. Однако расширение финансового сектора страны в сторону ряда государств Средней Азии, как часть предпринимаемых усилий по диверсификации экономики с целью снижения ее зависимости от экспорта нефти и газа, вряд ли в ближайшее время окупится вследствие чрезмерно амбициозной природы проекта.
Специалисты BMI Research проявляют уверенность, что восстановление и стабилизация цен на нефть, как было уже сказано, обеспечат ту самую необходимую степень поддержки казахстанской экономики и тенге. Однако рост экономики по-прежнему в значительной степени продолжит зависеть от экспорта нефти и газа, составляющих 77% от общего объема продаваемых ресурсов и почти половину правительственных доходов. По мнению BMI Research, цены на нефть достигли своего дна с прогнозом в среднем 46,5 USD за баррель марки Brent в 2016 году, в следующем году они составят в среднем 57,00 USD. В дополнение к обеспечению поддержки экономики и бюджета страны, следует учитывать, что отскок цен на нефть ограничит обесценивание тенге, вытекающего из слабых перспектив роста в Китае и России.
Постепенное восстановление и стабилизация цен на нефть также будет положительным для нефтезависимой экономики, поскольку запланированные проекты становятся выгодными. Решение Казахстана заключить контракт с крупнейшим производителем нефти, Тенгизшевройл (ТШО), для получения первой нефти в точках нефтяного месторождения Тенгиз приведет к постепенному восстановлению инвестиций в нефтяной сектор и снижению капитальных затрат по проекту.
ТШО, как известно, объявило о намерении инвестировать 36,8 миллиарда долларов США в следующий этап расширения производственных мощностей Тенгизского нефтяного месторождения, чтобы поднять показатели производства нефти до 39 млн тонн в год с нынешних производственных показателей в 27 млн тонн. Дальнейшие инвестиции в основной капитал, скорее всего, увеличат производительность страны.
Предпринимаемые правительством усилия в нескольких крупных инфраструктурных проектах также увеличат степень поддержки дальнейшего роста. На данный момент Казахстан имеет средний балл (44,3) в операционном индексе риска в части логистики и значительно отстает по сравнению с Китаем (64,9) и Россией (57,3), однако, признавая важность улучшения показателей, правительство добивается проведения международной экспертизы в стремлении модернизировать страну и, в частности, ее транспортную инфраструктуру.
В июле Всемирный банк одобрил Казахстану кредит (978 миллионов долларов США) для улучшения транспортных связей вдоль центра западного коридора и укрепления потенциала местных органов власти для лучшего управления и поддержания дорожной инфраструктуры. На эти деньги планируется профинансировать строительство около 1,014 км участков дорог, улучшение связи между провинциями и столицей. Кроме того, улучшатся дорожные связи с соседями, что позволит западному региону получить более широкий доступ к России, Кавказу, Ближнему Востоку и к странам Азии.
Казахстан, являясь неотъемлемой частью инициированного Китаем проекта «Один пояс – одна дорога», считают аналитики BMI, сможет извлечь выгоду от увеличения ПИИ в ключевых секторах, что будет способствовать дальнейшему расширению влияния Пекина в Центральной Азии. Как известно, Пекин уже совершил значительные инвестиции в экономику Казахстана, объявив о запуске 12 инвестиционных проектов с общим объемом капиталовложений около 1,2 миллиарда долларов. И хотя Китай уже является крупнейшим инвестором в стране, в BMI считают, что китайско-казахстанское экономические связи обречены на дальнейшее углубление, что обеспечит толчок стране в формировании запасов капитала и заложит фундамент для долгосрочного роста.
Тем не менее, считают в BMI, правительственные усилия по развитию страны в качестве финансового центра ЦА посредством создания международного финансового центра в Астане (AIFC) вряд ли дадут значительный импульс роста в ближайшей и в среднесрочной перспективах. Как известно, AIFC стремится представлять собой некий евразийский центр инноваций, инвестиций, исследований, а в дальнейшем, согласно планам правительства, должен превратиться в культурный центр региона. В попытке привлечь инвестиции, правительство заявило, что AIFC будет рассматриваться в качестве особой зоны. Кроме того, все предприятия и работники AIFC получат выгоду от упрощенных льгот визового режима и налогообложения. Правительство ожидает, что этот проект принесет экономике дополнительных 40 миллиардов долларов, значительно приподняв ВВП к 2025 году, однако, в BMI отмечают чрезмерно амбициозный характер проекта, так как правительство неминуемо столкнется с проблемами в плане достижения своих целей из-за неразвитой инфраструктуры и нерешенных вопросов в финансовом секторе.
На благостную картину грядущих экономических перспектив черными мазками обрушивается политическая неопределенность. Совершенно справедливо специалисты BMI отмечают тот факт, что по большей части вся нынешняя экономическая политика зависит от личной воли 76-летнего президента Нурсултана Назарбаева, который правит страной с 1989 года. Отсутствие зримого плана передачи власти создает риски для экономических проектов, гарантом выполнения которых является президент. Кроме того, большая часть китайских инвестиций в стране в значительной степени является результатом доброй воли между Назарбаевым и Пекином, что может измениться, когда к власти неизбежно придет другой человек.
Комментариев пока нет