Казахстан вне глобальных интересов Китая
Стремящийся к статусу второй экономики мира и новой сверхдержавы Китай огласил свои внешнеполитические приоритеты. И если раньше Поднебесная в основном акцентировала внимание на своих экономических интересах, то опубликованный на сайте Министерства иностранных дел КНР стратегический документ ««Политика Китая в отношении стратегического сотрудничества в АТР» показывает, что КНР заточен на крупных мировых игроков – США, Россию и ЕС. Регион Центральной Азии воспринимается Пекином как мировая периферия и, в основном, как источник дешевых углеводородов. И не более.
Правда, в отношении Казахстана в документе есть вполне прозрачный намек, что Астане не стоит постоянно метаться между интересами крупных стран, а лучше диверсифицировать свою экономику и политику. Безусловно, это не сказано напрямую, но тот, кто умеет читать между строк, поймет столь красиво оформленное определение как «дружественные Китаю страны, не имеющие большого влияния на глобальном уровне». Внешнеполитические приоритеты Китая показывают, что никаких территориальных притязаний к соседям у него нет и все «страшилки» про китайское нашествие, будь то в Казахстан или Таджикистан, лишь умело используются местными элитами, чтобы отвлечь население от сугубо внутренних проблем. Из документа можно сделать вывод, что отношение Китая к Центральной Азии сугубо прагматичное. Да, Пекин готов инвестировать в центральноазиатские экономики, с расчетом на получение дешевого газа из Туркменистана и Узбекистана, выстраивания прочных связей с Казахстаном для успешной реализации своего амбициозного проекта возрождения Шелкового пути. Но, судя по всему, никаких жизненно-важных целей ни в Казахстане, ни в какой-либо другой центральноазиатской стране Китай не преследует.
И хотя в документе упоминается Таджикистан, Узбекистан и Афганистан, то нет ни одного упоминания о Казахстане напрямую.
Примечательно, что Пекин открыто намекает на то, что политика конфронтации, которую выбрала на глобальном уровне Россия, ни к чему хорошему не ведет, а лишь мешает взаимному сотрудничеству.
«Старые концепции безопасности, основанные на менталитете холодной войны, игры с нулевой суммой, и роста напряжения, устарели, учитывая динамичное развитие региональной интеграции. В новых условиях все страны должны идти в ногу со временем, работать на укрепление солидарности и сотрудничества, на совершенствование региональных систем безопасности и найти новый путь для азиатской безопасности», — говорится в документе.
Похоже, единственное, что действительно беспокоит Китай в плане своих соседей и границ – это ситуация в Афганистане.
«Китай поддерживает мир и реконструкцию в Афганистане, и надеется увидеть единый Афганистан, который стабилен и процветает в мире с соседними странами. С 2015 Китай увеличил помощь Афганистану в поддержке национального правительства. В результате 7,8-балльного землетрясения на севере Афганистана в октябре 2015 года пострадали люди, и Китай оказывал помощь доступными средствами. Китай считает, что только всеобъемлющий процесс примирения, может обеспечить окончательное решение проблемы Афганистана. Китай будет и впредь играть конструктивную роль в продвижении процесса примирения в Афганистане», — говорится в стратегическом документе МИД Китая.
Еще одно прикладное значение Центральной Азии для Китая – это борьба с терроризмом. В Стратегии Поднебесной отмечается, что начиная с 2015 года, Китай сотрудничает с целым рядом соседних стран в борьбе с терроризмом и контрабандой людей, был арестован ряд подозреваемых в терроризме, действующих в регионе. Эти усилия нанесли тяжелый удар по вовлечению людей в «Исламское движение Восточного Туркестана» и другие террористические организации.
Китай провел двусторонние консультации по борьбе с терроризмом с США, Россией, Канадой, Великобританий, Индией, Пакистаном, Кореей и Индонезией и провел тринадцатое Межсессионное совещание по вопросам борьбы с терроризмом и транснациональной преступностью, а также содействует развитию сотрудничества по борьбе с киберпреступностью, не преминули напомнить дипломаты Поднебесной. Они также напомнили, что Китай, Афганистан, Пакистан и Таджикистан создали координационный механизм по сотрудничеству по борьбе с терроризмом между вооруженными силами четырех стран, направленный на координацию общих усилий в борьбе с терроризмом и совместное обучение персонала.
Еще одна условная точка сопряжения интересов Китая и Казахстана, судя по документу, это антиядерная риторика.
В документе отмечается, что Китай поддерживает и принимает активное участие в международном контроле над вооружениями, предпринимает усилия в области нераспространения и выступает за полное запрещение и полное уничтожение ядерного оружия. Китай готов работать со всеми сторонами посредством неустанных усилий по достижению целей ядерного нераспространения и разоружения и мирного использования атомной энергии, заверяют в МИД Поднебесной. Китай выступает за полное запрещение и полное уничтожение всех видов оружия массового уничтожения, включая химическое оружие, выступает против разработки, накопления и применения химического оружия, поддерживает цели и задачи Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении.
И хотя в документе много стандартной китайской риторики, он интересен именно с точки зрения того, что планирует в отношении своих соседей страна с самым большим населением в мире. Любопытно, что, если в документе в различных контекстах упоминается Таджикистан, Узбекистан и Афганистан, то нет ни одного упоминания о Казахстане напрямую. Вероятно, казахстанцы страдают манией величия и, в лучшем случае, являются гвоздиком в молотке.
Комментариев пока нет