Как мы проиграли Монголии борьбу за цивилизационный выбор
Поддержать

Как мы проиграли Монголии борьбу за цивилизационный выбор

Недавно на Родине столь почитаемого в Казахстане Чингисхана прошли президентские выборы, где победу одержал довольно колоритный и необычный политик —  Халтмаагийн Баттулга, бывший дзюдоист, бизнесмен.​

 

 

Баттулга отказался жить в роскошной президентской резиденции и предпочел ей небольшой домик, на работу глава государства собирается ходить пешком

Новоизбранный лидер, еще не успев толком ничего сделать, уже у всех на слуху – он посмел нарушить одну из традиций монгольской власти, впервые за 63 года посягнув на одну из ее основ. Баттулга отказался жить в роскошной президентской резиденции и предпочел ей небольшой домик, на работу глава государства собирается ходить пешком.

К созидательности и скромности глава Монголии призывает и все свое окружение, считая, что пришло время бороться с коррупцией и улучшать условия жизни людей, а не чиновников. Все эти новости для жителей почти всех авторитарных постсоветских республик кажутся как сообщения из космоса, но все это происходит в стране, которая также на протяжении почти 70 лет была в социалистическом лагере, и получала значительную материальную помощь из Москвы. Сами прошедшие выборы также «для наших Палестин» кажутся чем-то, что возможным только за бугром.

Победу одержал оппозиционный кандидат, при этом за него проголосовало не 100% граждан, а лишь 50,6% при явке 60,9%

Победу одержал оппозиционный кандидат, при этом за него проголосовало не 100% граждан, а лишь 50,6% при явке 60,9%. Более того, победа стала возможна только во втором туре, так как в первом ни один из кандидатов не преодолел необходимый для победы порог. Действовавший на тот момент президент Цахиагийн Элбэгдорж отработал два срока, и баллотироваться в третий раз не мог и не сможет и далее, так устроена монгольская Конституция – не больше двух сроков подряд.

Собственно, еще недавно о Монголии мы могли судить разве что по самым большим в мире памятникам Чингисхану, по валюте со смешным названием тугрик и по первому монгольскому космонавту с непроизносимым именем и фамилией Жугдэрдэмидийн Гуррагча. Но все эти стереотипы в прошлом. Сегодня Монголия одна из самых быстроразвивающихся стран мира, чьи экономические успехи поражают, а западные лидеры не без удовольствия называют ее «оазисом демократии». Да, в стране еще огромное количество бедных, но этот разрыв стремительно сокращается. В основе успехов Монголии лежит осознанный выбор местных элит строить современное демократическое государство со всеми реальными атрибутами парламентаризма и народовластия.

Вот как оценивал плюсы Монголии еще в 2012 году немецкий Deutsсhe Bank – «ее оружие — сырье, демократия и грамотное управление». Действительно, Монголия, как и Казахстан во многом все еще ориентирована на экспорт сырья, кстати, также, как и РК она не имеет выхода к морю, но, несмотря на это, в стране реально проводится масштабная диверсификация, которая позволяет оставаться на плаву даже при не самой благоприятной мировой конъюнктуре цен на ресурсы.

Парадоксально, но с 2011 года лидером по темпу роста ВВП в мире была именно Монголия

Парадоксально, но с 2011 года лидером по темпу роста ВВП в мире была именно Монголия. Страна также заняла первое место в рейтинге Doing Business в 2013 году по легкости ведения бизнеса в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе и стала одним из лидеров в деле улучшения бизнес-правил во всем мире. Да, Монголия торгует ресурсами, но при этом она даже отдаленно не обладает тем количеством сырья, которое есть в Казахстане. Главенствующую роль здесь играют другие факторы, такие как грамотное управление и реальная борьба с коррупцией – в этом вопросе Монголия вырывается в число мировых лидеров. Также у страны вполне приличные показатели по индексу демократии, местные СМИ признаны свободными, судебная система независимой, политическая система – конкурентоспособной, а экономика рыночной.

 

 

Помнится, в конце 90-х начале 2000-х такие лестные характеристики в мире давали и Казахстану

В августе 2011 года во время визита в Монголию тогда еще вице-президент США Джо Байден заявил, что «свободная Монголия стала блистательным примером для всего мира».  Помнится, в конце 90-х начале 2000-х такие лестные характеристики в мире давали и Казахстану.

«Я верю в силу свободы, когда люди свободны, они склонны творить, они склонны быть чуткими, и это ведет к миру и процветанию. Сила свободы делает Монголию великой, и мы ведем своим примером». – это слова экс-президента Монголии Цахиагийна Элбэгдоржа. В 2012 году маленькой азиатской стране, бывшей коммунистической республике доверили председательствовать в организации «Сообщество демократий».

Стоит сказать, что в результате высоких цен на сырье и экономический рост в стране произошел беби-бум: четверть населения моложе 15 лет, при этом, надо признать, что в последние два года в стране также экономический спад — в 2015 году рост сократился до 2,3%, а в 2016 году до 0,3%.

Треть населения по-прежнему все еще бедна. Конечно, издержки велики и их не может не быть в стране, которая фактически с нуля выстраивает свою идентичность. Но рецепт она избрала универсальный – никакого своего особого пути с оглядкой на «азиатские корни», монголы не хотят изобретать велосипед, а имплементируют общепризнанные во всем мире демократические нормы. И это уже приносит свои плоды, пусть и не быстро. В Европе также есть страны, которые все еще живут бедно, но у них есть институты, есть механизмы, которые в исторической перспективе, как показывает практика, оказываются куда надежнее цен на нефть и газ.

Любопытно, что в прессе время от времени появляются статьи о том, как оралманы, переселившиеся из Монголии в Казахстан возвращаются обратно, часто мотивируя это желанием вернуться к своей вольнице.

Выбор, сделанный Монголией – это, собственно говоря, тот выбор, который когда-то делал и Казахстан

Выбор, сделанный Монголией – это, собственно говоря, тот выбор, который когда-то делал и Казахстан. На заре 90-х и в начале 2000-х именно у нас был шанс стать первой и главной азиатской демократией на просторах бывшего соцлагеря. Предпосылки к этому были, как и реальные шаги. Но в итоге мы свернулись. К чему пришли – это отдельный вопрос, другое дело, что даже маленькая Монголия осознала, что единственный рецепт – это действительно демократическая модель со свободной прессой и сильным гражданским обществом. Мы, конечно, еще долго можем блуждать в поисках своего пути, но в конечном итоге рано или поздно придется делать осознанный выбор в сторону свободного общества, третьего не дано. Ли Куан Ю, на которого мы так любим ориентироваться, как и в древности Диоклетиан – это один пример на миллион, и, скорее исключение из правил. К тому же, в авторитарном Сингапуре как-то смогли побороть коррупцию, чего на наших горизонтах пока не наблюдается.    




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *