Секрет успеха РК, да не того
Асель Асхатова
Сегодня с трудом верится в то, что всего полвека назад Республика Корея уступала даже Нигерии и Эфиопии по такому экономическому показателю, как годовой доход на душу населения. Электричество включали только на пару часов в день, о водопроводе не шло и речи, в деревнях к весне начинался жуткий голод… Секрет успеха заключался в грамотно расставленных приоритетах экономического развития, ориентированного на внешние связи и использование экспорта в качестве главного двигателя роста. В результате с 1962 года по 2007-й валовой внутренний продукт страны вырос с 2,3 до 969,9 миллиарда долларов, а доход на душу населения увеличился с 87 до 20 045 долларов.
Генерал Пак Чжон Хи был для жителей Южной Кореи безусловным «отцом» нового лица страны, тем человеком, который смог сформировать и реализовать цели государственной политики, реализация которых оказалась на редкость успешной.
Начинал он сельским учителем, затем попал в армию, где сделал карьеру, дослужившись до генерала. В молодости у него был период увлечения коммунистическими идеями. Лидер Южной Кореи был широко известен своим аскетизмом и скромностью. После разделения страны на Южную и Северную основная часть промышленных активов осталась на севере. Юг был самым отсталым и бедным. Уровень жизни в стране был крайне низким, обычный рис считался деликатесом.
После проведения «демократических реформ» в конце 1950-х годов политическое и экономическое положение в стране было неопределенным. Пак пришел к власти в результате «мирного» военного переворота в мае 1961 года под лозунгом «наведения порядка». В стране развернулась борьба с коррупцией, в госаппарате проведена масштабная чистка, был восстановлен общественный порядок. Однако первоначальный период реформ был не совсем удачным, и в 1963 году Пак даже собирался уйти в отставку, передав власть гражданским, однако затем передумал. В том же 1963-м он официально победил на президентских выборах и легализовал свою власть.
Узнав про успехи Северной Кореи, порожденными первыми успешными шагами «мобилизационной» плановой экономики, Пак сказал: мы сделаем то же самое, только быстрее (http://www.rb.ru/community/articles/articles/2008/04/09/145502.html).
В чем же секрет такого успеха Южной Кореи? Давайте все разложим по полочкам и разберемся с основными составляющими истории успеха страны.
Во-первых, правильная экономическая стратегия и тактика. Все началось с легкой промышленности, которой не требовались квалифицированные специалисты и сложные технологии, а только дешевые рабочие руки. За рубежом брали кредиты, сырье и лицензии на производство, отсюда дешевая и довольно качественная продукция, которая всегда была востребована все там же, за границей. На вырученные средства закупалось новое сырье, таким образом, страна превратилась в громадную фабрику. Накопленный за счет легкой промышленности капитал стали перераспределять на развитие судостроения и металлургии. Полученные доходы к 1980-м годам позволили начать развитие таких секторов, как электроника и автомобилестроение.
Немаловажную роль в становлении южнокорейской экономики сыграли два фактора:
• абсолютная направленность производимой в стране продукции на экспорт; из 100 выпущенных судов 97 продавалось иностранным покупателям,
• продуманная защита внутреннего рынка от импорта, например, в страну запретили ввоз автомобилей из-за границы.
Руководство страны само привлекало иностранный капитал. Государство создало и контролировало так называемые «чёболи», то есть денежные семьи. Именно на их развитие были направлены инвестиционные потоки из-за границы. Такие корпорации, как Samsung, LG, Hyundai, Daewoo, власти наделили особыми привилегиями. Напрашивается вопрос: ради чего выращивать в стране монополии? Весь секрет в том, чтобы эти внутренние «монстры» свободно могли конкурировать на внешнем рынке. Интересный подход, не правда ли?
Во-вторых, жесточайшая война с коррупцией во всех эшелонах власти. Так, в Корее зафиксировано два беспрецедентных случая, когда в тюрьме оказались бывшие президенты страны и их сыновья, что уж тут говорить о простых чиновниках. Создана специальная структура по борьбе с коррупцией, члены которой подчиняются только президенту. Основной упор делается на изменение отношения граждан к этой проблеме, через СМИ, социальную рекламу, круглые сутки работает центр, куда граждане могут сделать заявление о коррупции, и, наконец, тому, кто дал достоверную информацию о взятке, выплачивают процент от ее суммы.
Вы не поверите, эти меры не помогли искоренить коррупцию! Да, общий успех в борьбе наблюдается, но все же… Что тогда говорить о тех мерах борьбы со взяточничеством, которые существуют на постсоветском пространстве…
В-третьих, менталитет нации. Особенность корейцев в том, что они беззаветно преданы своему государству, готовы работать сутками за гроши на благо страны, воспринимают свою нацию как одну огромную семью, законопослушны и неконфликтны, отличные семьянины, убеждены в важности образования и считают себя, не без основания, очень хитрыми (http://aksakal.info/world-news/7078-fenomen-yuzhnoj-korei.html).
Другой главной отличительной чертой южнокорейской модели являлась громадная роль государства в экономическом развитии страны. Оно фактически выполняло значительную часть тех функций, которые в странах первичной модели являлись функцией соответствующих прослоек класса буржуазии, в том числе и новую функцию искусственного «выращивания» капиталистов. Структурная реорганизация предусматривала решительный поворот от аграрной к современной экономике обрабатывающей промышленности и экспортной торговли. Доля сельского, рыбного и лесного хозяйства в ВВП сократилась с 37% в 1962 году до 5,7% в 1997-м, а доля обрабатывающей промышленности и сферы услуг возросла за этот период с 25,7 до 57%. При населении 46,5 млн человек и ограниченных природных ресурсах страна по состоянию на 1 июля 1998 года имела положительное сальдо торгового баланса в размере $20 млрд и золотовалютные резервы в размере $48 млрд. ВВП на душу населения увеличился с $253 в 1970 году до более $10 000 в 1997-м. Ежегодный прирост заработной платы в 1970-е годы составил 10%, 80-е — 8,3% (http://www.continent.kz/2000/13/19.html).
Начиная с 1970-х годов специальными законами выделялись семь отраслей первоочередного внимания:
• машиностроение,
• электроника,
• текстильная промышленность,
• черная металлургия,
• цветная металлургия,
• нефтехимия,
• кораблестроение.
Этим отраслям оказывалось явное предпочтение в снабжении ресурсами, они пользовались преимущественными налогами и другими льготами.
Одновременно государство жестко регулировало конкуренцию в приоритетных отраслях, принуждая к объединению частные компании или к уходу с данного рынка. Государство нередко шло на прямую компенсацию убытков избранных экспортеров (http://www.student6.ru/KOREA.html).
Во время финансового кризиса конца 1990-х одним из условий получения Республикой Корея стабилизационного кредита МВФ являлось ослабление негативного влияния на экономику ее финансово-промышленных конгломератов (чёболей). Правительство страны усилило контроль за деятельностью чеболей. В начале 2006 года прокуратурой Южной Кореи выданы ордера на арест одного из руководителей корпорации Hyundai Motor в связи с причастностью к хищениям денежных средств в размере 800 млн евро и топ-менеджера компании Samsung, виновного в хищении 840 млн евро (http://revolution.allbest.ru/international/00020300_0.html).
После кризиса более рыночное мышление нового руководства страны помогло улучшить позиции среднего бизнеса. Мелкому бизнесу были облегчены условия долгового бремени путем реструктуризации и частичного списания. Банки, ставшие в значительной степени частными и на печальном опыте познавшие, чего могут стоить крупные «невозвратные» кредиты, более охотно стали сотрудничать с мелкими и средними предприятиями. Регистрация предприятий стала носить заявительный характер. С участием государства были созданы консалтинговые, технические, кадровые центры, инвестиционные фонды по поддержке малого и среднего бизнеса. Специально для этого сектора экономики была создана ассоциация внешней торговли, помогающая продвижению товаров на внешних рынках путем организации помощи на выставках и ярмарках. Были созданы специальные фонды по развитию производств, в основном легкой промышленности, на территории Северной Кореи, использующие ее дешевую рабочую силу. Получили развитие специальные центры розничной торговли, предоставляющие площади за льготную низкую плату (!). В совокупности эти меры привели к значительному росту выпуска продукции этого сектора. Реализация программы повысила занятость населения, способствовала улучшению социального климата в стране.
Атомная энергетика. По количеству производимой атомной электроэнергии страна входит в шесть крупнейших производителей мира. Южная Корея имеет 20 атомных блоков, согласно планам развития атомной энергетики, их число увеличится к 2020 году на 10. Предусмотрено создание полного собственного цикла технологии строительства атомных реакторов. Для сравнения отметим, что, согласно Программе развития атомной энергетики России на период 2007–2015 годов планируется строительство 10 новых энергоблоков общей мощностью не менее 9,8 ГВт, при этом в Китае до 2020 года планируется построить 32 блока (!)(http://www.contrtv.ru/common/2641/).
Южная Корея извлекла очень много полезного не только из опыта успеха Японии, но также и из анализа ее ошибок. Как известно, Япония во многом потеряла лидерство в результате того, что, существуя за счет покупки технологий, страна не смогла создать их собственное производство, не смогла поддерживать высокий уровень технических инноваций. Руководство страны четко понимает, что именно развитие образования и науки является фундаментальной предпосылкой успешного экономического развития. В стране имеется 408 высших учебных заведений и колледжей, 3,5 млн студентов — из них 32% получают инженерное образование. По удельному числу студентов страна занимает одно из ведущих мест в мире. Помимо государственных особенно велики частные вложения в развитие науки за счет пожертвований крупнейших корпораций страны. Согласно планам правительства, к 2012 году страна планирует войти в пятерку стран с самой развитой наукой и техникой. С этой целью планируются массированные инвестиции в самые передовые отрасли науки и технологии, объем затрат на НИОКР составит до 3,5% ВВП (http://www.rb.ru/community/articles/articles/2008/04/09/145502.html).
Среди многих факторов, которые сделали возможным «корейское экономическое чудо», не следует забывать об одном — о корейской семье. В Корее, как и в других государствах Дальнего Востока, традиционная патриархальная семья, исчезнувшая на Западе более столетия назад, благополучно сохранилась до наших дней. В брак люди вступают раз и навсегда. Развод редок и чаще всего воспринимается как позор. Дети живут со своими родителями по крайней мере до того, как сами женятся или выйдут замуж, причем кто-то из детей (обычно старший сын) остается с родителями и после того, как вступит в брак. Его задача — заботиться о родителях. Дети воспитываются в духе абсолютного повиновения родителям, отцовское или материнское слово для них закон на всю жизнь. На детей возлагается обязанность содержать престарелых родителей.
Казалось бы, какое отношение имеют все эти обычаи к экономическому росту? Самое прямое. Начнем с того, что если сравнивать Корею с другими государствами примерно такого же экономического уровня, то здесь на государство ложится куда меньшее бремя разнообразных социальных выплат — пенсий, стипендий, пособий. В странах Европы или Америке в последние десятилетия стало нормой, что на налоги у среднего гражданина уходит от 35 до 50% зарплаты. Поскольку налоговая шкала сейчас везде прогрессивная, то более обеспеченным приходится платить еще больше, и порой они вынуждены расставаться с 70–80% всех своих доходов. Понятно, что при таких налогах зачастую нет смысла особо напрягаться — сколько ни работай, все отберет налоговое управление. В наши дни основная часть отобранных в виде налогов средств идет на социальную сферу, и в первую очередь на всяческие пособия. Поскольку в странах Запада много разводов и, как результат, одиноких женщин с детьми, им приходится платить немалые суммы в качестве пособий. Дети не только не живут с родителями, но и не оказывают им никакой помощи — правительствам приходится выделять немало средств на выплату пенсий или содержание домов престарелых (а поскольку на Западе дети обычно уходят их дома в 18–19 лет и более не могут рассчитывать на поддержку со стороны родителей, государству приходится выдумывать всевозможные финансовые схемы, чтобы дать им возможность получить образование.
В Корее такой необходимости нет, поэтому обычный кореец отдает в качестве налогов от 12 до 20% своих доходов, богачи платят немного больше. Крепкая семья снимает с государства немало забот, позволяя ему сосредоточиться на самом главном: обороне, развитии внешних связей, создании экономической инфраструктуры. Разумеется, особенности семейной жизни в Корее — это только одна из причин ее экономических успехов (причем далеко не главная), но забывать о ней нельзя (http://archive.travel.ru/south_korea/4610.html).
Республика Корея — парламентская республика. Действует конституция, вступившая в силу 25 февраля 1988 года. 15 августа 1948 года Южная Корея провозглашена республикой.
Глава государства — президент, избираемый населением путем всеобщего прямого и тайного голосования сроком на пять лет. По конституции 1988 года президентская власть значительно ограничена. Законодательную власть осуществляет Национальное собрание в составе 299 членов, из которых 253 избираются населением путем всеобщего прямого и тайного голосования, а 46 назначаются от политических партий пропорционально числу мест, полученных в результате выборов. Срок полномочий Национального собрания — четыре года (http://www.kitaphana.kz/ru/downloads/referats/164-mirovaya-ekonomika/2347-ekonomika-korei.html).
Комментариев пока нет