Куда не опасно инвестировать в Казахстане?
Поддержать

Куда не опасно инвестировать в Казахстане?

История с заморозкой на денег Нацфонда и проблемы, возникшие в Казахстане у молдавского бизнесмена Анатолия Стати актуализировали вопрос о том, насколько безопасно инвестировать в Казахстан и где эти тихие гавани, вложение средств в которые может не только быть мероприятием безопасным, но и выгодным. Об этом Exclusive.kz попросил рассказать трейдеров и экономических аналитиков, занимающихся вопросами инвестирования.

Сергей Полыгалов, шеф-аналитик компании «АНАЛИТИКА онлайн Казахстан»: «Нефть – всему голова»

Если говорить об инвестициях в казахстанские компании, то однозначно можно выделить 2 направления: нефтедобывающие и финансовые компании. Нефть в Казахстане всему голова. Республика находится на первом месте среди стран Центральной Азии по объемам добычи и экспорта «черного золота». 2017 год для нефтяников оказался рекордным за всю историю независимого Казахстана. В общей сложности нефтедобывающим компаниям было добыто 86,2 млн тонн нефти. На 2018 год перед отраслью стоят серьезные задачи по дальнейшему развитию. Особенно это касается месторождения Кашаган, у которого есть большой потенциал развития. По данным на конец декабря 2017 года на кашаганском месторождении уровень добычи превысил планируемый на 46%. Это при условии, что на сегодняшний день месторождение работает в половину своих возможностей. По оценке специалистов, в течение нескольких последующих лет объем добычи «черного золота» в республике может достигнуть более 100 млн. тонн, что эквивалентно 2 млн барр/сутки, притом, что сейчас в среднем добывается 1,7 млн барр/сутки. Мировая тенденция роста спроса на нефть на фоне улучшения общемировой экономической ситуации также говорит о том, что нефтяная отрасль в ближайшей перспективе получит дополнительный стимул роста. По последним данным ОПЕК, только в 2018 году спрос на нефть может вырасти на 1,51 млн барр/сутки. Основной рост спроса на нефть ожидается со стороны США, Китая, Южной Кореи и Ближнего Востока. Что касается стоимости нефти на мировом рынке, то, вероятнее всего, они останутся высокими и маловероятно, что будут снижаться ниже $60 за баррель. Причин несколько. Первая – действие договора о сокращении добычи нефти ОПЕК+ приносят положительные результаты. Общемировой объем запасов нефти сократился более чем на 2/3 от первоначального, который был в 2016 году, когда договор был достигнут. Вторая – восстановление мировой экономики повышает спрос на нефть, что в итоге будет поддерживать нефтяные котировки. Высокая цена нефти будет способствовать росту доходности нефтяных компаний, что, в свою очередь отразится и на доходах инвесторов.

Единственным реальным риском инвестиций в нефтяную отрасль является высокая волатильность стоимости нефти на мировом рынке, которая может привести к снижению цены, что негативно сказывается на доходах нефтедобывающей отрасли. Но застраховать эти риски, особенно частным инвесторам достаточно просто. Существует достаточно четкая обратная корреляция стоимости нефти и курса доллара США. Поэтому, покупая акции нефтяных компаний, инвестору достаточно купить эквивалентный объем долларов. В случае, если на рынке нефти произойдет неприятность, связанная с падением стоимости «черного золота», то на фоне роста курса доллара за счет корреляции возможные инвестиционные потери будут перекрыты доходностью от роста курса американской валюты.

2017 год оказался не слишком позитивным для банковской сферы, столкнувшейся с определенными трудностями, связанными с недобросовестным исполнением обязательств со стороны нескольких коммерческих банков, которые привели к дестабилизации ситуации в отрасли. Но правительству и Нацбанку удалось нормализовать ситуацию путем проведения стабилизационных действий в банковском секторе.

Ситуация в банковском секторе в 2017 году заставила серьезно пересмотреть взаимоотношения банков и клиентов, усилить регулятивные механизмы, которые позволят более серьезно отслеживать работу коммерческих банков и финансовых компаний, что должно в итоге повысить доверие к финансовой сфере как со стороны физических лиц, так и бизнеса.2018 год должен стать для коммерческих банков началом стабилизации и роста.

«Политика финансового регулирования будет направлена на повышение качества инвестиционных решений, усиление ответственности руководителей финансовых компаний и независимых аудиторов за качество финансовой отчетности, создание условий для эффективного использования сбережений граждан в экономической деятельности. Режим регулирования финансовых компаний будет направлен на создание условий для успешного функционирования здоровых банков, рыночных методов оздоровления менее устойчивых банков и упорядоченный вывод с рынка несостоятельных и безнадежных банков. Будут устраняться барьеры для развития финансовых взаимоотношений и, в частности, барьеры для реализации прав кредиторов и переуступки их прав требований», — сказано в Постановлении Правительства Республики Казахстан от 6 февраля 2018 года №40.

В дополнение к этому можно добавить, что стабилизация и развитие общей экономической ситуации в республике должны положительно сказаться на функционировании финансовой сферы и снижении рисков, связанных с инвестиционной деятельностью.

В итоге это должно привести к росту благосостояния финансовой сферы и росту инвестиционной доходности в неё.

Страховка рисков инвестиций в финансовый сектор связана со тщательным изучением компаний, в которые хочет вложиться инвестор. Только крупные, надежные, устойчивые компании могут принести инвестору высокий доход с минимальными инвестиционными рисками.

Петр Пушкарев, шеф-аналитик ГК TeleTrade: «Рост на КАСЕ – эффект низкой базы».

Экономика и вся финансовая система Казахстана к 4 кварталу 2017 года очевидно оживилась. Прекратился отток капитала, как и обозначилась стабильность курса тенге — в ответ не только на высокие нефтяные цены и на увеличение внутренней добычи в Кашагане и в Тенгизе, но и благодаря политике Нацбанка, направленной на постепенное разрешение трудностей в банковском секторе. Однако, принимая решение об инвестициях на фондовый рынок, необходимо учитывать, что индекс KASE все это время рос заметно опережающими темпами по отношению к темпам экономики. Только с 1 июня 2017 года по 16 января 2018 года KASE поднялся на 52,75%, а если брать за точку отсчета 1 января 2016 года, то индекс и вовсе вырос втрое! А это означает, что рынок перекуплен. Капитализация фондовой биржи при этом только за январь выросла на 8%, то есть растущий рынок привлек в лонги немало свободных денег, а суммарная капитализация рынка на конец января достигла 18,5 трлн тенге, то есть в эквиваленте это больше $55 млрд. Сумма в масштабах Казахстана большая, длинных позиций очень много, и значит, естественны опасения, что начавшиеся на прошлой неделе резкие коррекции на фондовых площадках Америки, Азии, Европы, могут спровоцировать в какой-то момент сильную фиксацию прибыли долгосрочными игроками и на казахском рынке.

Правда, мировые фондовые площадки начинают приходить в себя и восстанавливаются после обвала, но даже если допустить, что американские площадки еще разок в ближайшее время обновят годовые максимумы, что означает восстановительный рост большинства бумаг более чем на 10%, то «премия за риск» на казахстанском рынке может оказаться не так высока в условиях отсутствия коррекции и перекупленности.

Иностранные инвесторы также скорее будут заинтересованы вложиться сейчас в заметно скорректировавшиеся уже рынки, где цены хорошенько упали, бумаги подешевели и обещают больше прибыли. Соответственно, лично я бы воздержался покупать большие объемы бумаг на местном рынке во всяком случае до тех пор, пока те или иные поводы не вызовут в конечном счете коррекционный откат порядка 12-15%, ниже уровня 2000 по KASE, то есть ниже точки старта мощного зимнего ралли.

Серьезным крупным инвесторам пока имеет смысл основные объемы инвестиций направить в реальный сектор напрямую — в виде долевого участия в конкретных бизнес-проектах, в расчете на свою долю в прибыли. Если средств для таких вложений недостаточно, то направить большую часть денег в корпоративные облигации, которые дадут гарантированный доход на полгода или год вперед.

Из акций можно подержать HSBK «Народный банк Казахстана», который очевидным образом будет и дальше иметь преимущества в ходе консолидации банковского сектора. Как и российский Сбербанк, который также котируется на KASE, и тоже явно заслуживает внимания на длинном горизонте. Бумаги остальных банков могут находиться в менее выигрышном положении, а котировки по «Народному банку Казахстана» хотя и выросли с ноября уже на треть, тем не менее через коррекции хотя бы в пределах 12-15% или без, но вспоминая, сколько стоили его бумаги в 2010-2012 году,  и при другом валютном курсе — очевидно, что и потенциал роста у «Народного банка Казахстана» на длинную перспективу еще хороший! Аналогичная ситуация с «Казахтелекомом», но здесь возможности роста на горизонте года, видимо, все же ограничены прибавкой в 10-12%. Хорошо это или плохо, но доминирующая роль госсектора в республике очевидна всем, поэтому и вкладываться мудро всё-таки по большей части в государственные активы. Если вести себя консервативно, вкладываться надо в наиболее ликвидные на рынке акции. Но допустим, KAZ Minerals хороши по динамике роста, и медь сейчас в цене, но эти бумаги сейчас уже на уровнях, которые были в 2008 году, до кризиса — и соответственно, на таких уровнях было бы странно докупать эти бумаги в портфель, логичнее фиксировать по ним прибыль. А при желании вложиться в добывающий сектор сосредоточиться на корпоративных облигациях той же KAZ Minerals, или других интересующих компаний добывающего сектора. Тот же БАСТ, где ставка по купону с гарантированными выплатами составляет 14% годовых, отличная премия, и это лучше, чем купить акции той же компании, которые по году поднялись в цене более чем на 50%, но с осени стагнируют на этих достигнутых высоких уровнях. Из ближайших событий можно упомянуть  размещение 20 февраля под 13,5% годовых на KASE облигаций «Фаэтон»: компании, специализирующейся на перевозках и поставках автокомпонентов. В бумаги «КазТрансОйл» вложиться интересно после того, как схлынет коррекция по Brent и WTI на мировых нефтяных рынках. И это лето, да и прошлый год показали, что с коррекций порядка 15% KZTO и другие нефтяные бумаги можно и нужно покупать. С открытием Кашагана и с ростом внутренней добычи позиции Казахстана на нефтяном рынке будут все сильнее, республика вплотную приблизится в ближайшие годы к десятке лидеров в мировой добыче. Хеджироваться от рисков, лучше всего держа основную по объему долю капитала в облигациях, что я и предложил: принцип fixed income на пиках рынка не подведет. Также при первых признаках коррекции на биржах, а то и на упреждение, можно шортить фьючерс на индекс KASE: и если тщательно выбранные вами в портфель акции просядут меньше, чем упадет индекс, еще и окажетесь в выигрыше, если удачно зафиксируете профит по своему шорту на индексе. Можно и нужно страховать валютные риски на курсах доллар/тенге и рубль/тенге, хотя в целом по году более вероятно дальнейшее укрепление тенге: движение доллара в направлении 315 тенге я бы считал за базовый сценарий.  




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.