Америка и Китай готовятся к большой мировой встряске
Поддержать

Америка и Китай готовятся к большой мировой встряске

Программная статья уходящего американского лидера Барака Обамы в The Washington Post наделала много шума. Дело в том, что в ней президент США напрямую заявил о необходимости сдерживания экономической мощи Китая в мире, а главным образом в Тихом океане. Пока Вашингтон и Пекин соперничают в сфере экономики, но не ждет ли мир новое геополитическое противостояние по линии Восток-Запад уже совсем скоро?

В своей статье в The Washington Post Барак Обама подчеркнул, что строить стены для самоизоляции от мировой экономики означает изолировать США от невероятных возможностей, которые она предоставляет. Вместо этого Америка должна писать правила. Америка должна задавать тон, а другие страны должны играть по правилам, которые устанавливают Америка и наши партнеры, а не наоборот, убежден американский лидер.

Также Барак Обама обрушился с критикой на продвигаемую Пекином идею Всестороннего экономического регионального партнерства, которая может стать альтернативой проамериканского Транстихоокеанского торгового партнерства (ТТП), в которое входят 12 ведущих экономик мира. Напомним, что сейчас США озабочены окончательным закреплением ТПП как состоявшегося экономического союза, загвоздка заключается в американских конгрессменах, которые пока не дали добро на старт Транстихоокеанского торгового партнерства.

В свою очередь, понимая усиливающуюся роль США в Тихом океане, Пекин выстраивает свое торговое партнерство в регионе. Для этого на прошлой неделе представители руководства Китая и еще 15 стран встретились в Австралии с целью заключить свое соглашение. Между тем, ранее США не исключали, что и Китай может стать частью Транстихоокеанского торгового партнерства.

Барак Обама считает, что увеличение объема торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который находится на пути к превращению в самый густонаселенный и прибыльный рынок на планете, было бы благом для американского бизнеса и американских работников и дало бы США фору по сравнению с такими конкурентами, как Китай.

«К счастью, у Америки есть собственный план, который отвечает каждой из этих целей. Это соглашение, отметил он, укрепляет американскую экономику, ставит американских работников на первое место, устраняет барьеры на пути продажи произведенных в США товаров за рубежом. Соглашение позволит нарастить экспорт и обеспечить высокую оплату труда занятых в Соединенных Штатах работников. Оно укрепит национальную безопасность Америки. США пишут правила дорожного движения для торговли в XXI веке. Мир изменился. Правила меняются вместе с ним. Соединенные Штаты, а не такие страны, как Китай, должны писать их», — убежден Барак Обама.

В свою очередь Министерство иностранных дел Китая прокомментировало слова американского президента Барака Обамы по поводу лидерства в Тихом океане. Представитель МИД Хун Лэй заявил, что глобальные правила торговли должны устанавливаться всеми странами, а не одним участником в лице США.

Он заявил, что позиция Пекина по поводу Транстихоокеанского партнерства открыта и вместе со Всесторонним региональным экономическим партнерством ТPP поможет обеспечить создание зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Стоить ли мир на грани нового противостояния глобальных держав и во что оно может вылиться. По словам политолога, выпускника Вашингтонского университета Шынгыса Нурланова, традиционно считалось, что экономическая мощь приравнивается к политической. Это было справедливо до недавнего времени. Считалось, что даже если нет политической мощи, но есть экономическая, то со временем страна становится влиятельной и в политическом смысле. Существует лишь временной лаг между экономической силой и политическим влиянием. Однако сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда более справедливо ссылаться на так называемую совокупную национальную мощь, которая складывается из военной экономической мощи и культурного влияния.

«Это уравнение объясняет причины, по которым совокупная национальная мощь может продолжать увеличиваться даже в условиях замедления экономического роста. Политическое влияние функционально, поэтому вдвое меньшими усилиями здесь можно добиться вдвое больших результатов. В этом смысле Китай сильно отстает от США. Эта страна больше сфокусирована на экономике. Думаю, мы наблюдаем ситуацию, когда необходимо различать «общую биполярность» от экономической. Я считаю, что влияние Китая действительно растет, однако растет и сам «пирог». Китай получает больший кусок от общего пирога. Но это временный процесс, и, несомненно, будет столкновение интересов. Если смотреть по регионам, то в Юго-Восточной Азии Китай активно продвигает экономические интересы, тогда как США – политические и вопросы безопасности. В нашем регионе политики и безопасность у России, а экономика – все больше у Китая. Все это свидетельствует об экономических интересах Китая, которые впоследствии необходимо будет защищать. В этой связи думаю усиление роли КНР в биполярном мире — это вопрос времени», – сказал Шынгыс Нурланов.

Кандидат философских наук, китаист Татьяна Каукенова, заметила, что говорить о том, что на наших глазах разворачивается борьба за мировое экономическое господство или, что конкуренция интеграционных проектов в АТР актуализирует вопрос о двуполярном мире, оснований нет. Патетический тон статьи Барака Обамы в Washington Post, как представляется, связан с ориентацией материала на «внутреннего потребителя»: рядовых избирателей и предпринимателей, которым образ «коварного Китая» часто преподносится как один из факторов экономического кризиса, заметила она. Еще одним адресатом выступает Конгресс, который администрация Белого дома очень хочет убедить ратифицировать соглашение по Транстихоокеанскому партнерству. Грядет окончание президентского срока Барака Обамы, и завершение процедуры по претворению проекта ТТП в жизнь будет важным козырем в списке успехов во внешней политике действующего кабинета, сказала она.

«В этой связи рассматривать статью Обамы как программный документ международного значения несколько опрометчиво. Во-первых, откровенно проамериканская подача значимости Транстихоокеанского партнерства и заявка на то, что «правила торговли должны задавать США» способны скорее разобщить, чем сплотить экономических союзников Штатов в АТР. Потому что сама идея «партнерства» в такой риторике явно блекнет. Во-вторых, Китай в экономическом плане – страна крайне прагматичная. Экономическая война или конкуренция ради конкуренции чужды философии современного руководства КНР. Те же США являются крупнейшим торговым партнером Китая и Пекин, отреагировав на статью Обамы, достаточно мягко и дипломатично, явно демонстрирует нежелание накалять обстановку. Выдвигая проект Регионального всестороннего экономического партнерства, Китай в его рамках сотрудничает и со странами, подписавшими соглашение о вхождении в ТТП. Так что стремление крупнейших мировых экономических гигантов усилить свое влияние в таком перспективном регионе, как АТР, процесс закономерный и очень небыстрый, а пламенные речи политиков зачастую преследуют куда более краткосрочные и узкие цели», — заключила Татьяна Каукенова.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.