Startup Kazakhstan
В Алматы завершился первый этап программы международной акселерации Startup Kazakhstan. Сорок стартап-компаний из постсоветского проинвестируют на 800 тысяч долларов. За два дня они прошли программу акселерации и представили свои проекты.
Startup Kazakhstan – это первая казахстанская инициатива международного масштаба, которая, по словам авторов, направлена на привлечение в страну зарубежных и развитие отечественных стартапов.
Сама программа реализуется Автономным кластерным фондом «ПИТ» (Tech Garden) вместе с Global Venture Alliance.
Отборочный турнир стартапов проводился в основном в странах СНГ. В конце прошлого года инициаторы проекта рассмотрели свыше 200 заявок, и пятая часть участников прошла в основную сетку. Половина их них представляет Казахстан. Еще через месяц станут известны «дополнительные 100 финалистов второго этапа отбора, в ходе которого будет рассмотрено более 1000 заявок от стартапов».
Как сообщил гендиректор Автономного фонда Санжар Кеттебеков, «отобранные проекты получат по 20 тысяч долларов, после прохождения акселерации лучшие из них получат по 100 тысяч долларов, надеюсь, что некоторым из них удастся даже выйти и стать успешными на ICO».
Финансируют стартапы через совместный венчурный фонд Tech Garden и GVA Capital — GVA Alatau Fund.
Теперь о том, что подразумевают под акселерацией. По сути, это сжатый по времени ликбез и толчок для ускорения развития стартапа на его ранней стадии. В практике акселератор – венчурный фонд или организация, которая инвестирует в компании не только деньги, но и свои ресурсы в обмен на ее акции.
По словам авторов программы международной акселерации Startup Kazakhstan, помимо инвестиций, основная цель для ее участников – выход на рынок Казахстана.
«Для тех стартапов, которые работают здесь – это расширение своего присутствия, пула партнеров и клиентов, а для иностранных стартапов – вход на рынок со своими наработками, технологиями. Для этого надо понять, кто конкуренты и кому ты можешь продать продукт, – говорит партнер проекта Замир Шухов. – Не всегда удается за период акселерации сделать продажи, но, как минимум, надо заключить договоры. Хотя бы на два-три крупных заказа».
Сегодня, согласно приведенным исследованиям, «42% стартапов закрываются по причине того, что никому не нужно то, что они делают. Не были проверены гипотезы, никто не пошел в рынок, и не спросил клиента: «А нужно ли вам то, что мы делаем?».
Другая сторона – ценность, которую несет стартап. Решает ли он какую-то реальную проблему людей или же взята с потолка.
«Порядка 85% стартапов, к сожалению, не имеют понятия как продавать свой продукт. Не имеют навыков, компетенций. Это не означает, что сами стартапы плохие, просто наша система образования и компетенции тех людей, которые нас обучают в вузах, не способны научить нас ориентироваться в рынке. Этому надо учиться у практиков», – говорят организаторы программы Startup Kazakhstan.
Что еще важно понимать тем, кто решил создать свой стартап? Необходима современная бизнес-модель, которая отвечает запросам и скорости цифровой эпохи. Как говорят опытные люди: «Никому сегодня не нужны бизнес-планы толщиной в сто страниц и с графиками. Все инвесторы венчурного рынка используют бизнес-кампус. Покажите им бизнес-модель в девяти блоках. Это и есть инструмент».
Кроме того, нельзя ожидать, что серьезный инвестор всерьез заинтересуется продуктом, если у стартапера нет финансовой модели проекта. Как сказал Замир Шухов: «Ему нужно понять план и стратегию, как и за счет чего вы собираетесь расти, где вы зарабатываете и сколько при этом вы тратите. Поэтому часто стартапы без финансовой модели попадают в ловушку, которая называется «не бьется математика». Это значит, что вы тратите денег больше на привлечение клиентов, чем они приносят вам денег».Кроме того, очень уязвимым местом создателей стартапов на постсовестком пространстве считаются юридические вопросы защиты интеллектуальной собственности.
По словам экспертов, сегодня «крайне мало стартапов на рынке СНГ, которые бы вовремя и грамотно защитили свою интеллектуальную собственность. Допустим, люди создают какую-то инновацию, продукт, приходят к большому корпоративному клиенту, договариваются, запускают «пилот», корпорация смотрит и интересуется, а защищен ли продукт? Если нет, то вам говорят «спасибо» и уже через месяц сами выпускают данный продукт. Поэтому на том рынке, где вы работаете, ваши инновации должны быть защищены».
В краткосрочных планах Автономного кластерного фонда «Парк Инновационных технологий» – профинансировать до 500 инновационных стартапов и инкубировать порядка 50-ти высокотехнологичных, экспортоориентированных компаний.
Комментариев пока нет