Для кого правительство вводит утилизационный сбор?
Поддержать

Для кого правительство вводит утилизационный сбор?

В немецком городе Веймар  прошел культурный симпозиум, который во второй раз проводит Гёте-институт. Девиз нынешнего форума «Die Route wird neu berechnet», на русский можно перевести примерно так: «Маршрут обновляется».

Главный посыл симпозиума состоял в том, что эпоха цифровизации и гаджетизации требует от нас ускорения во всем, способности выдержать мощную конкуренцию во всех сферах жизни, конкуренцию с искусственным интеллектом, требует умения быстро приспосабливаться под новые реалии, и при этом сохранить в себе человека.

Веймарский замок

Веймар – город поэтов

Город, где жили и творили два великих немецких и мировых поэта Гёте и Шиллер и композитор Лист, только готовится «обновлять маршрут», ведь  расположен вне крупных маршрутов, уютно спрятавшись в восточных лесах Германии. А потому сюда не добрались ближневосточные беженцы, и некоторое этническое разнообразие этого немецкого городка создается за счет иностранных студентов и этнических вьетнамцев, которые осели в этой стране еще в начале 1970-х годов, так что давно стали немцами. Конечно, попадаются женщины в хиджабах, но их не так много, как в других частях страны. Впрочем, в Веймаре, как и в Берлине и других больших городах Германии, самыми популярными заведениями общепита остаются турецкие донерные и китайские ресторанчики.

Этот город умудрился сохранить немецкую аутентичность, которая давно утеряна в больших городах, населенных сегодня арабами, турками, выходцами из Африки. Здесь все еще сохранились типичные для старой немецкой культуры чистые улицы, аккуратные домики с цветочными горшками на балконах, с накрахмаленными кипенно-белыми шторками на кухонных окнах.

Фахверковый дом – визитная карточка немецкой архитектуры

 

Провинциальности, в хорошем ее смысле, придает городу характер ее жителей. Все находятся в расслабленном состоянии, медленно передвигаются, официанты не торопятся выполнять ваш заказ, на улицах вам встретятся много молодых семейных пар с двумя и даже тремя малышами, немало беременных молодых женщин.

Меня всегда умиляла немецкая традиция всей семьей передвигаться на велосипедах, а каску надевают даже на кроху с соской во рту, которого везут в велоколяске. На велосипедах гоняют и немецкие старики, причем они такие ловкие и спортивные, ведь «верх» и «низ» в Веймаре покруче алматинского. Так что пешком гулять по мощёным улицам города одно спортивное и полезное удовольствие. Я бродила по этой брусчатке и думала, что ведь этим камням уже тысячу лет, и ни один камушек ни отлетел, как на наших новых мощёных улицах а-ля Европа.  

Восточная кухня, турецкие рестораны очень популярны в странах Старого Света

Симпозиум

На культурный симпозиум в Веймаре прибыло свыше 500 гостей, включая спикеров из Европы, Африки, Америки, России, Украины и Казахстана. На открытие приехали официальные лица –генеральный секретарь Гёте-института в Германии Йоханесс Эберт, министр культуры Тюрингии, федеральных и европейских дел и глава Государственной канцелярии Бенджамин-Иммануэль Хофф. Я слушала их официальные спичи, и в который раз убеждалась в том, что европейские чиновники умеют выступать нескучно, не заглядывая в шпаргалку, используя шутки и поддерживая живую связь с аудиторией. Есть чему поучиться…Во время трех дней культурного мероприятия я встретила сотни удивительных и талантливых людей разной национальности и культурной идентичности, художников, кураторов выставок, программистов, гражданских активистов, режиссеров документального кино, политиков и дипломатов. И все это общение происходило в очень непринужденной обстановке на территории старого заброшенного трамвайного депо, превратившегося на время мероприятия в несколько площадок для показа кино, проведения дискуссий, презентаций и даже театральных перфомансов.С огромным удовольствием послушала известного американского профессора истории Йельского университета Тимоти Снайдера, автора книг о проблемах национализма, тоталитаризма, холокоста. Большинство его исследований посвящено истории Восточной Европы, среди них: «Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным», «О тирании. 20 уроков 20 века», «Реконструкция наций». И, конечно, в своем выступлении он много говорил о России и русских политиках. Выслушала две лекции в Национальном музее Гёте на тему современного искусства, которое сегодня активно использует цифровые технологии. Ликбез оказался полезным, узнала столько нового, выходящего за границы моего личного сознания и представления о том, что такое театральное и художественное искусство. Еще раз убедилась, насколько сильно завязаны между собой политическая система в стране и эволюционные процессы внутри институтов культуры.

Пенсионеры с гаджетом, или wife-machine

Цифровизация, роботизация, с одной стороны, облегчает жизнь. Но обратной стороной такой технологической революции стала почти массовая мизантропия, одиночество, отсюда и апатия, перерастающая в депрессию. К такому выводу пришли спикеры во время панельной дискуссии: «Будущее человечества – отношения с роботами».

По сути, дискуссия превратилась в интеллигентный баттл между спикером-позитивистом из Норвегии Карен Долва и спикером-негативистом из Японии Мари Матцутоя.

Норвежка показала позитивный пример цифровизации общества. В своей презентации она рассказала, насколько стало легче жить одиноким старикам в ее стране. Их обеспечили специальной чат-программой, которой могут пользоваться даже те пожилые люди, у которых слабо работают руки – для них предусмотрены сверхчувствительные кнопки клавиатуры. Учитываются и проблемы слабовидящих стариков. Эта программа в он-лайн режиме наблюдает за жизнью и потребностями одиноких стариков, и связывает их с родными, которые живут в другой части страны или города.

Немцы любят проводить время в больших компаниях в кафе. Часто это компании веселых пенсионеров

 

Впрочем, мне особенно понравился шутливый видеоролик, представленный Карен Долвой. Герой ролика – одинокий дедушка, которого снабдили электронными ложкой и вилкой, компьютерной программой, которая регулирует во сколько он должен просыпаться и ложиться спать, сколько шагов с день проходить, сколько калорий потреблять в пищу. Но технологии ничто против человеческой сноровки – дед все время обманывает машину. Одной рукой тычет электронной вилкой в чашку с полезным салатом, в другой, с обычной вилкой – наяривает вкусную вредную еду. Вечером к нему забегает парнишка-сосед, которому он вручает свою палку с шагомером. Через час тот его возвращает и получает банку пива за работу. Перед сном старик загружает кровать кипой тяжелых книг, которые имитируют вес спящего человека, а сам садиться за компьютер и рубится в виртуальные игры.

Мари Матцутоя рассказала о том, как японские мужчины начали решать проблемы социализации. Все началось в прошлом году с Акихико Кондо, который не умел завязывать отношения с девушками. Но ему на помощь пришли цифровые технологии. А именно, виртуальная поп-звезда Хацунэ Мику. Это голограмма 16-летней девушки, ростом 158 сантиметров и весом 42 килограмма. Она может танцевать, петь, а главное, очень тепло общаться с мужчиной, интересоваться его жизнью. Акихико Кондо… женился на ней.  Теперь у него ощущение, что его ждут дома и, главное, любят.

По словам профессора Мари Матцутоя, в этом году уже более 300 японских мужчин зарегистрировали брак с роботом-женой Хацунэ Мику.

Конечно, она считает, что такая роботизация общества опасна, а потому весьма негативно оценивает будущее тотальной цифровизации жизни.

Впрочем, посмотрим, чем закончится история (родятся ли, к примеру, дети) массового сумасшествия с wife-machine в Японии, спасет ли она человечество от одиночества? Ответ у каждого общества свой. В Казахстане его еще рано задавать, ведь мы даже не догнали  позитивные технологии Европы. Куда нам до негативного опыта Японии?

По сути, эта дискуссия была попыткой ответить на вопрос – кто же победит в будущем – робот или человек?

Конечно, человек! Никакой искусственный интеллект не мог бы выйти из любой сложной тупиковой ситуации таким остроумным способом. Но и без роботов уже невозможно представить повседневную жизнь: это и роботы-аватары, позволяющие детям учиться в школе, несмотря на болезни, или роботы-виртуальные администраторы в универмагах, оснащенных искусственным интеллектом.

Надо признаться, что один позитивный опыт цифровых технологий в действии я получила по дороге в Германию и обратно: во Франкфуртском аэропорту самостоятельно зарегистрировалась на свой рейс и получила посадочный талон, а в поездах внутри страны мне было достаточно показать электронный билет с кодом на моем смартфоне. Очень удобно. Привыкаешь. Словно по-другому никогда и не было.

Реальное электронное общество. Эстония

Я не могла не посетить выступление спикера из крохотной европейской страны, профессора Катрин Найман-Меткалф. В студенческое время Эстония нам, московским студентам, казалась окном в Европу. Так что я до сих пор помню несколько эстонских слов и умею считать до 10. Помню Толстую Маргариту, бальзам «Вана Таллинн», глинтвейн, утренних трубочистов… Сейчас уйду в приятные воспоминания.

Мне было очень важно узнать, что моя любимая Эстония продолжает развиваться, и из европейской провинции превратилась в самодостаточное государство, в котором цифровые технологии очень умно и планомерно используются как в работе правительства, так и в повседневной жизни эстонского общества. Всё, практически всё в этой стране зацифровано – от оплаты проезда в общественном транспорте, до оплаты налогов и выборов политических и административных лидеров. Все честно, прозрачно, удобно. А главное, функционирует!

Кстати, в Казахстане недавно переняли эстонский опыт электронных учебников, и сегодня в нескольких школах страны – в Алматы, Нур-Султане, Шымкенте идет тестирование этого метода обучения. И надо сказать, что уже и учителя, и ученики отмечают позитивный эффект электронных учебников по математике, истории, географии.

Цена правды

Факт-чек. Ну как без него? Спикер из Киева Ольга Юркова, главный редакторStopFake.org. Проект был создан 5 лет назад в ответ на фейковые новости в российских СМИ о событиях на Донбассе и в Крыму. Она перечислила самые распространенные заголовки из прессы соседней страны, которые поражают своей жесткостью даже меня, журналиста. Судите сами – «фашистская страна», «хунта» и прочие определения Украины и ее политики.

Ольга говорит, что в небогатой Украине люди не готовы платить за качественную информацию, и 60 процентов аудитории смотрят и верят телеканалам, которые содержатся на деньги нескольких местных олигархов. Проект StopFake выживает за счет фанатов, тех, кто хочет получать качественную информацию. По сути, это волонтерский проект. «За каждый факт нужно платить, ложь всегда бесплатна», — отреагировал на это американский историк Тимоти Снайдер.

А журналист Лина Аттала, соучредитель и редактор MadaMasr, независимого новостного сайта в Египте, рассказала о том, под каким мощным давлением находятся СМИ в ее стране. Многие независимые журналисты находятся в тюрьмах. Сама Лина более десяти лет работала журналистом на Ближнем Востоке, принимала участие в нескольких научно-исследовательских проектах по интеллектуальной истории, мобильности и технологиям. Она активно борется против ограничений свободы прессы и была названа журналом Time в 2017 году «Muckraker of the Arab World».

Правительство Египта заблокировало ее новостной сайт в мае 2017 года, но не смогло окончательно закрыть его. Египетские читатели заходят на сайт через VPN и читают новости на Facebook. Офис организации расположен в центре Каира, и продолжает работать под постоянной угрозой закрытия со стороны египетских властей.

Да, в эпоху цифровых технологий очень сложно не утонуть в море информации и научиться отличать фейк от истины. Впрочем, люди слышат и видят то, что хотят.

Задача современного журналиста вовремя реагировать на события, не потерять при этом совесть и себя. А цифровые технологии нам в помощь.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.