Умберто Эко: «Прогресс сети остановить нельзя»
Поддержать

Умберто Эко: «Прогресс сети остановить нельзя»

ЭКО-2-2

Знаменитый итальянский писатель, ученый, философ и эссеист, автор всемирно известного романа «Имя Розы», философски осмысливая сегодняшнюю медийную и коммуникационную реальность, считает, что Интернет уже существует, и никакие споры не смогут его уничтожить

В древности даже умение писать вызывало страх. А теперь дискуссии разворачиваются вокруг интернета. Если его правильно использовать, он может принести большую пользу молодежи, хотя неизбежно будут и те, кто впадает в зависимость от сети.

Недавно Espresso напечатала мое письмо вымышленному внуку, в котором я убеждал его тренировать свою память, а не полагаться всегда на информацию, извлекаемую из интернета.

Учти, что ты можешь тренировать свою память не только с помощью книг и журналов, но и с помощью интернета. Он пригоден не только для того, чтобы болтать с твоими друзьями, но и для изучения мировой истории. Кто такие хетты и камизары? Как назывались три корабля Колумба? Когда вымерли динозавры? Был ли штурвал на Ноевом ковчеге? Как назывался предок быка? Сто лет тому назад водилось больше тигров, чем сейчас? Что ты знаешь об империи Мали? Кто рассказал о ней? Кто был вторым Папой в истории? Когда был создан Микки Маус?

Немедленно в одном из блогов меня обвинили в том, что я являюсь врагом интернета. Это все равно, что критиковать человека, выступившего против езды по автостраде в состоянии опьянения или со скоростью 180 километров в час. Такое выступление совсем не означает призыва к отказу от использования автомобиля. А недавно на страницах Espresso Эудженио Скальфари мягко упрекал меня в том, что я слишком доверяю интернету в качестве источника информации. Это было после моей последней статьи, в которой я упоминал о невежах, утверждавших в передаче «Наследие», что, по их мнению, Гитлер и Муссолини жили в шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые годы.

ЭКО-1-1

Скальфари заметил, что именно искусственная память «online» создала поколение людей, не способных удержать в голове информацию. Он считает, что использование сети дает иллюзию контакта со всем и со всеми, но в действительности обрекает человека на одиночество. Я согласен с тем, что это две болезни нашего времени. Я об этом много писал. Скальфари, однако, не процитировал пассаж из «Федра» Платона, в котором фараон упрекает бога Тота за то, что он изобрел письменность, из-за чего люди могут потерять привычку пользоваться своей памятью. А потом оказалось, что письменность заставила людей запоминать прочитанное. Только благодаря письменности было создано такое произведение, восхваляющее память, как «В поисках утраченного времени» Пруста. Я хочу сказать, что можно прекрасно пользоваться интернетом и одновременно развивать свою память, пытаясь запомнить ту информацию, которая была из него извлечена.

Вопрос не в том, что сеть – это нечто, что мы можем отвергнуть. Подобные споры уже происходили с развитием моторизации и телевидения. Интернет существует, и никакие споры не смогут его уничтожить. Проблема в том, чтобы не только признать риски (очевидные), связанные с его появлением, но и научить молодежь правильно им пользоваться.

Интерес государства к охране морально-нравственного облика жителей в интернете начался не сегодня и вполне логично, что день, когда власть начнет проявлять большую активность и перейдет от теоретических действий к практическим настал. Законодательство все больше приведено к удобству властей, а реестр запрещенных сайтов, должен по идее демонстрировать успехи, в борьбе с неугодным контентом.

Подумаем о хорошем учителе, который предлагает провести исследование на определенную тему. Он знает, что его ученики попытаются найти готовые решения в сети без всяких затруднений. Такой учитель предложит поискать сведения по меньшей мере на десяти сайтах, сравнить полученную информацию, найти различия и противоречия и решить вопрос о том, какой сайт является наиболее надежным источником, проверив данные по письменным источникам или хотя бы по энциклопедическому словарю. Тогда ребята получат информацию из интернета, что было бы глупо запрещать делать, но в то же время и поразмышляют и кое-что запомнят. Кроме того, школьники смогут сравнить полученные результаты, поспорить между собой и избегут одиночества. Они приобретут вкус к диспутам друг с другом.

Конечно, есть и будут такие, кто впадает в зависимость от сети, кто не в силах оторваться от одинокого общения с экраном компьютера. Если школа и родители не смогли удержать их от этого занятия, то придется внести их в список наркоманов, онанистов, расистов, ясновидящих мистиков, клиентов хиромантов и всех прочих приверженцев дегенеративных форм, которым каждое общество должно противостоять со всей ответственностью. Но оно должно было делать это во все времена.

Если сегодня кажется, что таких «больных» слишком много, то это потому, что за пятьдесят лет население планеты увеличилось с 2 до 7 миллиардов человек. А виновато в этом не одиночество, навязанное сетью, а избыток человеческих контактов.

Источник: espresso.repubblica.it




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *