Ваши дети живут в смартфоне? Не беда. Пусть учатся по «месту жительства»
В 2002 году на Форуме по открытым обучающим системам для развивающихся стран ЮНЕСКО ввело в научный оборот термин «открытые (электронные) обучающие ресурсы», а уже через десятилетие СМИ присуждали массовым открытым онлайн курсам (МООК) звание важнейших событий года.
e-Leaning
Первые открытые e-Leaning проекты и инициативы энтузиастов, появившиеся и ставшие популярными в начале 2000-х, с тех пор активно развивались. Востребованными стали десятки проектов: от библиотек с учебными материалами и открытых университетских площадок с курсами видеолекций до онлайн-курсов международных организаций и универсальных интерактивных мультимедийных платформ, не говоря уже о языковом и досуговом (кулинария, прикладное творчество и т.д.) обучении. К началу 2010-х национальные институты большинства стран осуществляли не только программы комплексной информатизации образования, но и реализовывали масштабные проекты открытых учебно-методических хабов.
Наряду с открытыми проектами электронного обучения существовали и исключительно коммерческие e-Leaning ресурсы. Однако сегодня проекты открытого обучения все чаще предлагают платные опции, в то время как коммерческие — часть своих ресурсов делают общедоступными. К 2013 году объем платного e-leaning достиг, по данным исследовательской компании AmbientInsights (AI), $42,7 млрд. Более половины из них ($24,4 млрд.) приходилось на Северную Америку, где e-Learning развивался наиболее активно. По прогнозам AI, к 2018 году оборот в мировом e-Learning увеличится до $53,2 млрд., при среднегодовом росте в 4,4%: от 2,2% в Северной Америке до 8,9% и 9,7% в Азии и Латинской Америке соответственно.
Неожиданно в 2012 году мир, казалось, встал перед следующим эпохальным витком. С возникновением платформ МООК: Coursera, edX и Udacity закрадывалась мысль о завершении тысячелетней эры традиционных университетов.
MOOK МООК объединили все имеющиеся на рынке форматы e-Leaning в онлайн-обучение в стиле университетских курсов: с лекциями, разбитыми на короткие модули, промежуточными заданиями, материалами для самостоятельной работы, экзаменами, и оценочной системой, маркированные Стэнфордом, Гарвардом, Массачусетским технологическим и т.д. Подобная модель дистанционных курсов за несколько лет до этого апробировалась в отдельных университетах и получила название массовых открытых онлайн курсов (MOOCs, Massiveopenonlinecourses). Миссия сегодняшних МООК — не только расширение доступа к образованию и лучшему образовательному контенту, но и исследование индивидуальных учебных практик, в соответствие с которыми e-Learning технологии будут совершенствоваться с целью более эффективного обучения.
Прошло 2 года, и платформы продолжают находиться в стадии активного роста. Появились десятки новых МООК-сообществ, региональных и специализированных, для различных аудиторий. Количество зарегистрированных пользователей самой крупной МООК, Coursera, на апрель 2015 года составило более 12 млн, а число ее курсов достигло 1000, увеличившись по сравнению с предыдущим годом с 8 млн. и 600 соответственно. У edX за год количество пользователей изменилось с 2 млн. до более 3 млн., а курсов — со 160 до 300. Следует, однако, учитывать, что если в начале критике подвергалось преимущественное размещение базовых дисциплин и курсов вводного характера, то сегодня прирост дают как продвинутые и даже незаурядные курсы-продолжения, так и в значительной мере познавательные и общегуманитарные мини-предметы.
Динамика роста МООК, поставщики МООК и предметные темы МООК на конец 2014 года приведены на графиках ниже.
В 2014 году в ответ на критику об отсутствии системности программ, МООК сделали ставку на пакетные курсы-специализации, что себя уже оправдало и приносит (вместе с другими платными сертификатами) до $1 млн. ежемесячно. Ко всему остальному Coursera в конце 2013 года выступила с инициативой создания оффлайновых учебных центров Coursera Learning Hub, географию которых можно увидеть на карте.
Кроме того, растет число неанглоязычных МООК и количество курсов с переводами субтитров на другие языки. Сегодня на Coursera можно найти курсы с переводом на казахский язык. Это стало возможным благодаря тому, что к проекту Coursera Global Translator Community, который призван сделать открытые курсы по-настоящему доступными, присоединился казахстанский мобильный оператор Kcell. Для перевода Kcell, пользуясь рекомендациями, выбрал 5 наиболее популярных курсов с увлекательным дидактическим наполнением, которые ранее не преподавались в вузах Казахстана: «Применение теории игр в бизнесе» (Gamification), «Креативное программирование для электронных медиа и мобильных приложений» (Creative Programming for Digital Media&Mobile Apps), «Вдохновляющее лидерство» (Inspiring leadership), «Сети: друзья, деньги и байты» (Networks: Friends, Money and Bytes), «Учись программированию: основы для не программистов» (Learn to Program: the Fundamentals). По информации оператора, перевод всех пяти курсов стал серьезным двухлетним проектом, над которым работали привлеченные профессиональные переводчики. Инициатива Kcell по переводу МООК на казахский язык стала первой в Казахстане и получила большой резонанс. В 2015 году компания была награждена Европейской бизнес ассоциацией Казахстана (ЕВРОБАК) в номинации «Поддержка студентов».
Вместе с тем, при всей концептуальной привлекательности и потенциале предложенной модели, платформы МООК получают и критические замечания и рекомендации. Например, часто упоминается, что большинство слушателей, половина из которых студенты и абитуриенты, а другая часть – люди, уже получившие образование, не стремится пройти курсы полностью, а рассматривает их как элемент интеллектуального досуга и совершает краткий аудит и выборочное прослушивание материала. Возможно, в миссию МООК не входила разработка программ дополнительной мотивации, тем не менее, подавляющая часть критики носит конструктивный характер и исходит от компетентного сообщества и слушателей МООК, которые верят в будущее открытых платформ.
Сегодня университеты-поставщики курсов обзаводятся production-студиями, а создание лишь одного курса делается командой из 15-20 человек, требует более 100 часов подготовки лектора и в среднем обходится в $100 000. Качество курсов растет: уровень мультимедийности и интерактивности повышаются, появляются новые интерфейсные шаблоны.
m—Leaning
Термин m-Leaning еще недавно использовался USAID, скорее, как mobile-phone-Leaning и рассматривался как инструмент борьбы с неграмотностью и выравниванием информационного и образовательного неравенства в наименее развитых и развивающихся странах. Действительно, данные исследовательской AmbientInsight (AI) показывают, что даже сегодня рост m-Leaning в Африке доходит до 50%, в Латинской Америке — до 45%. Мобильные операторы этих регионов активно предоставляют платные услуги (например, sms) информационного, развлекательного и образовательного характера.
В то же время и среднемировой рост m-Leaning за последние 5 лет был весьма внушительным — 22,7%; в Восточной Европе он составил более 35%, в Азии — 25%, в Северной Америке и Западной Европе — около 15%. При этом подавляющая доля потребленного m-Leaning в этот период пришлась на развитые страны Азии и Северную Америку. В этих странах продукты m-Leaning, конечно, носили совершенно иной, в отличие от развивающихся регионов, технологический характер.
Сегодня при определении границ m-Leaning все чаще переходят от широкого «обучение с помощью портативных устройств» к обучению «посредством мобильных устройств, подключенных к мобильным сетям». При сохранении стремительного роста числа смартфонов, количество которых к концу десятилетия, как ожидается, будет примерно равным количеству людей на Земле, m-Leaning имеет перспективы определять не только и не сколько форматы, но и модели электронного обучения. А для значительной доли людей на Земле электронное обучение c m-Leaning и начнется (минуя классический e-Leaning этап).
Аналитики аудиторской McKinsey&Company в отчете «Трансформация обучения через m-Leaning» попытались представить, каким оно будет в 2020 году. По их данным, в 2012 г. доля m-Leaning на рынке e-Leaning составляла менее 10% ($3,37 млрд.). В свою очередь, доля e-Leaning на рынке образовательных услуг($4 трлн.) составляла менее 1%. Однако к 2020 г. объем рынка m-Leaning удесятерится и составит $38 млрд., не считая дополнительных $30 млрд., которые вузы, школы и другие организации потратят на мобильные устройства. Учитывая, что расходы на образование удвоятся (до $8 трлн.), то доля m-Leaning к 2020 будет составлять уже до 1% всех расходов на образование (такой уровень в 2012 году приходился на e-leaning). А если учесть прогноз Ambient Insight, согласно которому объем e-Leaning к 2018 году достигнет $53,2 млрд., то пропорция между e- иm-leaning сократится в 5-6 раз, и сегменты станут сопоставимы по объему.
Специалисты сходятся в том, что новые модели e-Leaning будут подстраиваться не под формат экрана, а под специфику мобильной среды. Программы курсов будут более компактными, узконаправленными и интерактивными, а управление ими — более интуитивным, с тем, чтобы люди могли учиться в любую свободную минуту, небольшими порциями и с удовольствием. Особенно m-Leaning будет успешен в языках, программировании, точных науках и даже изобразительных искусствах. McK&Co предполагают, что до 80% m-leaning займут форматы e-курсов, игр и симуляций, а подавляющее число (75-80%) m-Leaning продуктов будут предназначено для школьников и студентов. На корпоративный и досуговый сегмент придется от 15% до 25% рынка.
Однако позволит ли среда m-Leaning сделать образовательные практики не только более свободными и увлекательными, но и эффективными, возможно, не так интересно, как узнать, что же будет после m-Leaning?
Комментариев пока нет