MNP – большие возможности без больших хлопот
Поддержать

MNP – большие возможности без больших хлопот

Ожидается, что с середины этого года казахстанские абоненты смогут переходить от одного оператора сотовой связи к другому, не меняя номера телефона. Во введении системы переноса мобильных номеров (Mobile Number Portability, MNP) пользователи видят не только беспрецедентную возможность, но и готовятся преодолеть ряд технических и организационных моментов, которые MNP будут сопровождать. О том, как процедуры переноса постарались сделать для абонентов максимально удобными, рассказал мобильный оператор «Кселл».

Определение оператора. Когда мы собираемся кому-то позвонить с мобильного, то по первым цифрам номера (после 8 или +7) понимаем, абонента какого оператора мы набираем, и приблизительно представляем стоимость звонка. С вводом переносимости номеров перед абонентами встанет задача – как определять, звонят они внутри сети или уже на номер другого оператора. Как сообщили «Эксклюзиву» в «Кселл», с вводом MNP Компания произвела ряд доработок, благодаря которым ориентироваться на номер какого оператора (своего или внешнего) звонит абонент, можно будет по звуку гудка. Если абонент будет слышать обычные гудки – значит, звонок совершается внутри сети. Если в первые три секунды вы услышите  три коротких – звонок идет в другую сеть. Практика по-новому определять «своих и чужих», продолжает оператор, довольно быстро войдет в привычку. Кроме того, чтобы сделать этот процесс еще более легким для абонентов, «Кселл» планирует запустить дополнительный информационный сервис, при обращении в который можно будет узнать, в чьей сети абонент теперь обслуживается. Планируется, что оператор  централизованной базы данных перенесенных абонентских номеров на специально созданном информационном сайте также предоставит сервис, где можно будет узнать, в сети какого оператора обслуживается тот или иной абонентский номер.

 Пополнение баланса. Часто бывает, что наши родные и друзья просят нас закинуть деньги на мобильный.   А как это будет работать при переносимости номеров? Станут ли платежные системы сами определять оператора и верным образом направлять платеж? По словам «Кселл», если абонент воспользуется для пополнения баланса собственным сервисом оператора (онлайн-оплата на Интернет-сайте или через мобильное приложение оператора), то система, если номер перенесен, это распознает и сообщит, что номер оператору не принадлежит.  Аналогичная схема будет и при пополнении баланса через терминалы. Как это работает. Платежная система обращается к биллинговой системе оператора, запрашивая статус абонентского номера для проведения платежа. Биллинговая система оператора, в случае отсутствия в своей системе этого абонентского номера, сообщит об ошибке. И уже после этого платежная система сообщит вам о том, что платёж не может быть произведен. Эта схема помогает свести к минимуму ошибки со стороны абонентов. В таком режиме она действует сейчас и останется без изменения после ввода MNP.

Перенос номера. Считается, что наряду с рыночными факторами, влияющими на уровень активности абонентов в переносе мобильных номеров, большое значение имеют простота процедур MNP и время, необходимое на подключение абонента к новой сети, а также стоимость услуги. В Казахстане, по словам «Кселл», услуга MNP будет бесплатной.

Сама процедура будет очень проста: абоненту необходимо посетить лишь офис оператора, к которому он желает перейти, так называемого оператора-реципиента. В свою очередь оператор-реципиент сделает запрос о возможности переноса номера оператору-донору (оператору, которого абонент покидает).

Проверка донором возможности переноса номера займет на этапе ввода услуги несколько дней, а затем сократится до нескольких часов. Далее абонент сможет заключить договор с будущим оператором-реципиентом и получить новую sim-карту. Более детальная информация о длительности процедур и о том, насколько часто и с какой периодичностью можно будет переносить мобильный номер, станет известна позднее, ко времени введения услуги MNP. Правила переноса мобильных номеров находятся еще в рабочей стадии, однако совершенно уверенно можно заявлять, что процесс переноса будет единым для всех операторов.

Перед вводом MNP операторы чувствуют себя вполне уверенно. Одни уверены в том, что доля перемещений будет на уровне нескольких процентов, другие – что активизируется, как минимум, треть пользователей.

Опыт разных стран показывает различный уровень переходов между операторами. По данным исследовательской YankeeGroup, востребованность MNP определяет широкий круг факторов. Помимо ситуации с конкуренцией и ценами на связь, он включает и  особенности потребления мобильных услуг в той или иной стране (предоплаченные пакеты, контракты с субсидированием мобильных телефонов и т.д.), и  удобство MNP-модели для абонентов.

Например, в Азербайджане услугу MNP абоненты ждали и много о ней говорили (введена в феврале 2014), однако за первый месяц  Azercell принял в свою сеть всего 200 номеров, и примерно столько же абонентов перешли к другим операторам. По мнению Azercell, столь низкий интерес со стороны своих абонентов к переносимости номеров был связан с высоким уровнем удовлетворенности качеством услуг оператора. По данным Всемирного Банка, в 2013 году уровень проникновения сотовой связи в Азербайджане  составлял 108%, то есть рынок не был перенасыщен, однако к началу 2015 года общее количество перенесенных номеров в Азербайджане составило лишь порядка 12 тысяч (0,12%).

 В Турции MNP был введен в конце 2008 года, уровень проникновения сотовой связи на тот момент был менее 100% (94% по данным Всемирного Банка). В итоге, к 2010 году уровень смены мобильных номеров составил порядка 4%. При этом у Turkcell, входящего в большую тройку мобильных операторов Турции, уровень переходов к другим операторам оказался наименьшим, что оператор также связывает с высоким уровнем удовлетворенности своих клиентов качеством предоставляемых услуг.

В Грузии перенос мобильных номеров стал доступен в 2011, а в 2013 стали понятны его масштабы. За 2 года было перенесено чуть более 120 тыс. номеров (2,4% от общего количества подписок, при этом уровень проникновения увеличился со 108% до 115% по данным Всемирного банка), при этом перераспределения игроков на рынке мобильной связи не произошло, а в Geocell пришло на 6% больше абонентов, чем перешло к другим операторам. 

Считается, что MNPпозволяет делать рынок еще более конкурентным и, соответственно, снижать цены на услуги. Однако, что более важно, MNP позволяет абонентам выбирать тех мобильных операторов, которые предоставляют услуги с лучшим соотношением цены и качества. 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *