Казахстанский Кулибин придумал, как пользоваться бесплатным электричеством
В Алматы намечается производство собственных ветрогенераторов и электротранспорта с использованием зеленых технологий. Отечественные разработки, по словам их автора, генерального директора ТОО «Samal Energy», преподавателя кафедры механики КазНУ им. аль-Фараби Дархана Догалакова, отличает качество и сравнительная дешевизна по сравнению с зарубежными аналогами.
— Начнем с ветровой электростанции мощностью 300 Ватт, предназначенной для освещения автономно стоящих небольших домов, больниц, лагерей, кемпингов, а также подключения телевизоров, зарядки телефонов и ручных фонарей, — говорит он. — Особенно большим спросом они пользуются в хозяйствах, расположенных на дальних степных отгонах. Эти автономные ветрогенераторы не привязаны к государственным электросетям, единственное, что требуется для них, — это ветры, а они в казахстанских степях, за исключением лета, дуют почти всегда.
Разработчик сообщил, что в Казахстане лет шесть назад имелось около двух тысяч отгонных хозяйств. И тогда, и сейчас люди, живущие там, используют ветрогенераторы китайского производства. Но если до девальвации 2015 года они были доступными (речь в данном случае идет о ветрогенераторах заводского качества с годовой гарантией), то теперь большей частью – от неизвестного производителя.
— Мы раньше были дистрибьютором нескольких известных китайских компаний по их производству, — продолжает Дархан Догалаков. – Занимались их растаможкой, платили налоги в бюджет и устанавливали их у заказчика под ключ. Когда курс доллара США резко вырос и, как следствие, поднялась конечная цена для покупателя, такие ветрогенараторы стали многим потребителям недоступныы, и у меня, как у большинства тех, кто занимался импортом оборудования, все бизнес-процессы остановились. Но так как моя специальность – технология машиностроения, а по квалификации я инженер-механик, то решил заняться разработкой собственного ветрогенератора. Когда конструкция прошла испытания и была фактически готова к серийному производству, проект остановился из-за пластиковых деталей. Их нужно производить на специальном оборудовании – так называемых пластавтоматах, но это оказалось очень дорого. В этом году я нашел специалиста по их литью альтернативным способом — из алюминия, что является гораздо более дешевой технологией. Опытный образец, который прошел испытания на побережье Капчагая, уже стоит в нашей собственной лаборатории. Если мы поставим производство ветрогенераторов на поток, то сможем производить от 80 до 100 штук в месяц. Это позволит не только полностью обеспечить потребности в электричестве удаленно расположенных отгонных хозяйств, — возможно, мы сможем производить эти альтернативные источники бесплатной энергии и на экспорт. Пока мы еще не знаем точно, во сколько обойдется стоимость нашего ветрогенаратора для конечного потребителя, но он за счет того, что не нужно будет платить НДС и растаможку, наверняка будет дешевле, чем качественный китайский аналог. К тому же не стоит забывать — это будет все-таки казахстанское производство, что, несомненно, повлияет на экономику страны: появятся дополнительные рабочие места и, естественно, — отчисления в бюджет.
Еще одно направление в области зеленых технологий, созданное ТОО «Samal Energy», — малый электротранспорт (электротрицикл) с дальностью пробега на одной зарядке до 50-60 километров. Этот транспорт, считает инженер-разработчик, наверняка найдет своего покупателя, особенно в теплых регионах и особенно среди людей старшего возраста. Его грузоподъемность составляет 150 килограммов, плюс имеется бортовой компьютер для безопасного движения по городским дорогам. По его словам, электротрицикл актуален для загруженных транспортом городов. Например, Алматы, на дорогах которого он сейчас проходит испытания.
— Этот вид транспорта является экологически чистым по сравнению с мопедами с двухтактными ДВС, экономичным — себестоимость проезда до 60 километров обходится примерно в 50 тенге, три колеса позволяют ему быть очень устойчивым по сравнению с самокатами, на которых люди нередко попадают в аварии, — сообщил Дархан Догалаков. — Если же сравнивать с велосипедами, то с учетом особенностей местоположения Алматы (подъемы и спуски), на последних передвигаться гораздо тяжелее, чем на электротрицикле.
Разработчик планирует по результатам испытаний поменять систему подвески и сделать сидение более удобным. Есть еще одно ноу-нау, которое будет отличать наш электротрицикл от зарубежных аналогов, но это уже сюрприз, о котором инженер пока умалчивает.
— Конкуренты не дремлют, — заявляет он.
В планах у Дархана Догалакова открыть завод с двумя линиями. Одна — для производства ветрогенератовов, другая — электротрициклов.
— Предварительное изучение рынка и участие в различных выставках показали, что и та, и другая разработка нравятся потенциальным потребителям, — сообщил он. — Если большие фабрики и заводы требуют сложное и энергозатратное оборудование, то для производства названных — простое типовое, не энергоемкое. Сейчас будем искать источник финансирования для его массового производства – частных инвесторов. В крайнем случае — будем участвовать в конкурсе на получение государственного гранта или же возьмем кредит по программе ДАМУ.
Комментариев пока нет