Тест на качество в режиме 24/7. «Кселл» мониторит сети
Основная цель – проконтролировать результат работы по улучшению качества сети, которая проводилась в городе в течение 10 месяцев этого года, и сравнить качество услуг голосовой связи и мобильного Интернета с показателями сетей других операторов. Как говорят в компании, это необходимо, чтобы чувствовать себя в здоровом тонусе среди очень жесткой конкуренции за выбор абонентов. Редакция Exclusive присоединилась к группе инженеров «Кселл», и совершила вояж по улицам мегаполиса.
Ежеквартальное исследование мобильного рынка Казахстана, проводимое международной компанией 4Service, выявило, что 78% респондентов тратят на мобильную связь в среднем до 2000 тенге ежемесячно. При этом эксперты отмечают рост объемов информации, передаваемых по сети интернет. Это и неудивительно – сегодня смартфоны уже практически полностью взяли на себя роль компьютеров, телевизоров, игровых консолей. И чтобы соответствовать всем требованиям пользователей, операторы мониторят и обеспечивают качество предоставляемых услуг в режиме 24/7 .Драйв-тесты проводятся, чтобы получить полную картину, насколько сеть соответствует ожиданиям клиентов и определить зоны для ее дальнейшего улучшения.
Драйв-тесты – это не что-то экстраординарное. Такие замеры проводятся всеми лидирующими мобильными операторами в мире. «Кселл» проводит их уже 5 лет. В этом году замеры проводятся на новом, более современном оборудовании шведской компании ASCOM – одном из лучших в своем классе. В этом году компания добавила к драйв-тестам, которые обычно идут в рабочее время, сравнительные замеры качества сети в пиковое время. Начиная с 4 ноября драйв-тестовые машины «Кселл» с 7 до 11 часов вечера «утюжат» спальные районы. Время выбрано не случайно. Именно в этот промежуток мы все возвращаемся домой и начинаем активно выходить в мобильный интернет, чтобы общаться в социальных сетях, смотреть и скачивать видео. Компания поставила перед собой задачу понять, насколько хорошо ее сеть передачи данных справляется с ежедневной пиковой нагрузкой. Результаты таких драйв-тестов будут использоваться для оценки качества сети и, если потребуется, ее улучшения в следующем году.
Технические замеры состояния и работоспособности сетей только на первый взгляд могут показаться довольно скучным занятием, интересным только узкому кругу специалистов. На самом деле это не так. Убедились в этом и мы, проведя несколько часов вместес технической службой компании «Кселл». Процесс оказался интересным и даже интригующим. Но обо всем попорядку.
Мы начали драйв-тест со знакомства с оборудованием. Это сложная, но вместе с тем мобильная техника может умещаться как в одном рюкзаке, так и быть развернутой в целую лабораторию, установленную на автомобиле. Рюкзаки используются для замеров внутри зданий. Кстати, в этом году инженеры «Кселл» с этим рюкзаком за плечами намотали около сотни километров пешком, и обошли крупнейшие торговые центры – «Меги», «Достык», популярные у горожан места отдыха — Центральный парк и парк «Фемили», парк Первого Президента и даже «Арбат». Все для того, чтобы объективно оценить ситуацию с качеством сети и сделать необходимые улучшения, и чтобы клиенты были довольны ее качеством.
Оборудование в автомобилях помогает понять объективную ситуацию с покрытием сети и проанализировать, насколько хорошего качества голосовую связь и мобильный интернет абоненты могут получать на улицах города и во время поездок по нему.
Сидя в салоне автомобиля, и готовые к отправке, мы знакомимся с водителем Данияром и Адилем. Адиль — инженер, который осуществляет замеры качества сигнала голосовой связи и мобильного Интернета, держит в руках ноутбук. Это главный инструмент, на который, как на радар, будут выводиться данные по замерам сети, получаемые в течение драйв-теста. Основную работу делает оборудование, установленное в багажнике автомобиля.
На экран монитора выводятся данные, которые помогают инженерам отслеживать ситуацию с замерами сетей трех операторов в режиме онлайн.
«На первой вкладке мы видим карту с наложенным маршрутом. Мы проводим сравнительный анализ качества голосовой связи и мобильного интернета среди основных операторов Kcell, Beeline, Tele2. Маршрут по Алматы составляет более 800 километров. Он включает проезд по всем улицам города, которые находятся в зоне покрытия оператора связи. Технически это осуществляется в течение 5 рабочих дней с использованием двух автомобилей, каждый из которых движется по своему маршруту», — рассказывает Адиль.
Часть оборудования, установленного в машине, делает звонки в сеть каждого из трех операторов длительностью по 2 минуты каждый с небольшим перерывом между ними
Это делается для того, чтобы максимально достоверно имитировать реальное поведение абонентов. Другое выполняет функцию модема, который отправляет и скачивает информацию объемом до 5 Мб. Этот объем также имитирует стандартное поведение абонентов во время перемещения по городу в автотранспорте – это общение или просмотр небольших файлов в соцсетях, переписка или пересылка файлов по WhatsApp.
«В ходе движения маршрут на карте закрашивается определенными маркерами – точками, продолжает свой рассказ Адиль. — Что они означают? Это значения покрытия сигнала сети. И здесь наблюдается «Эффект Светофора». Если красный, значит покрытие плохое, если темно-зеленый, значит, в этом районе покрытие просто идеальное. Желтый цвет — в пределах нормы».
На другой вкладке программы ми видим графики, которые отображают состояние и работу сети в текущем времени. Здесь есть индикаторы синего и фиолетового цвета, инженеры называют их «вагончики».
«Вагончики» синего цвета показывают качество голосового соединения, а фиолетовые — за интернет. По различной индикации на синих инженер видит, что происходит со звонком — был обрыв, произошел переход из одной станции на другую, или переход звонка из режима 2G в 3G. Фиолетовые «вагончики» — это показатели качества интернет-сети. На них выводится информация об ошибках во время тестовых интернет-сессий. Например, если модем пытался установить соединение с Интернетом, но ему это не удалось. Чем короче «вагончик», тем выше скорость мобильного интернета. Интересна и сама технология оценки голосового сообщения.
Адиль Сандыкбаев, инженер технической службы компании «Кселл»:
«Оценка речи происходит следующим образом. Девайсы, используемые в качестве телефона, звонят в наш генератор звонков. Там автоматически программа поднимает трубку, и генерирует определенную фразу. Чаще всего это сочетание звуков, которые люди используют в обычной речи. Программа принимает звонок, сравнивает со своим эталоном – такой же фразой, записанной на устройстве, и определяет, насколько четко и чисто слышно, и выводит субъективную оценку качества голоса. Она оценивается по международному алгоритму POLQA. https://en.wikipedia.org/wiki/POLQA Оценка выставляется по шкале от 1 до 5, где 1 – соответствует самому худшему качеству, когда говорить вообще не возможно. Если монитор выводит единицу, то абонент ощущает это либо как обрыв соединения, либо как полное пропадание звука, а 5 – это идеальное качество голоса. Согласно оценке POLQA, голос считается приемлемого качества, если он находится выше 2,7».
По маршруту драйв-тестов на улицах Гоголя-Желтоксан — Шевченко-Наурызбай Батыра — Желтоксан-Абая, уровень сигнала у «Кселл» находился в зоне выше 3 и доходил до предельного значения 4,4, что соответствует отличному качеству голосового соединения.
Еще один показатель, который используется в тестировании системы – это показатели уровня сигнала интернета и скорость передачи информации, а именно — какой объем в мегабайтах проходит в секунду.
При этом на монитор инженера выводится фиолетовый «заборчик»: чем уже его сегменты, тем быстрее проходит тестовый файл. Красные точки показывают на проблемы с установкой Интернет-соединения. Система определяет базовую станцию, вблизи которой была зафиксирована проблема. И при анализе данных драйв-теста определяется причина плохого качества мобильного интернета, а потом предпринимаются меры, чтобы эту проблему устранить. Сравнение с другими операторами помогает определить, характерна эта ситуация только для одного из них, или же это болевая точка для всех. Кстати, такие проблемные зоны всех мобильных операторов во время драйв тестов нам тоже встречались.
По скорости мобильного интернета аппаратура зафиксировала следующие показатели:
на пересечении улиц Гоголя-Желтоксан Kcell обеспечивал 10 Мб/сек, на Шевченко-Наурызбай Батырау Kcell скорость достигала 18 Мб/сек, а на Желтоксан–АбаяKcell давал до 12 Мб/сек.
После сбора информация отсылается на специальный сервер, где в дальнейшем происходит обработка данных, и выявляются определенные слабые места в связи.
Проведя несколько часов в компании инженеров драйв-тестов, мы ушли с пониманием насколько много стоит работы за тем, чтобы каждый день, без перебоев и накладок слышать в трубке своих мобильников голоса родных, близких, друзей и коллег, и иметь возможность, стоя в пробке просмотреть видео в соцсетях.
Комментариев пока нет