Эксперты RAEX об MNP в Казахстане: «Ситуация на рынке в руках самих операторов»
Поддержать

Эксперты RAEX об MNP в Казахстане: «Ситуация на рынке в руках самих операторов»

В 2016 году в Казахстане начнет работа услуга MNP – переносимости мобильных номеров с одного оператора на другого. Сказать, что это ожидаемое событие, значит не сказать ничего. Уже несколько лет тема «мобильного рабства» не сходит с полос печатных и электронных изданий  и вызывает бурные обсуждения, как у профессиональных экспертов рынка, так и  у рядовых казахстанцев. И если для нашей страны это явление в новинку, то у наших ближайших соседей, в странах Азии, Европы и США, есть определенный опыт. О том, как изменится отечественный телекоммуникационный рынок, и готовы ли к перменам операторы, расскажут эксперты  RAEX «Эксперт РА Казахстан»

Международный опыт показывает, что в странах с низким уровнем развития связи и конкуренции, запуск услуг MNP в самом начале вызывает ряд изменений на рынке. Так, в Турции запуск MNP в 2008 году привел к резкому обострению конкуренции и ценовой войне, что подкрепляется конкретными цифрами. Согласно исследованиям, внутри страны  к началу 2011 года услугой воспользовались 29 млн. человек из 62 млн. абонентов в стране. После запуска MNP — операторы стали уравнивать стоимость звонков внутри сети и звонков вне сети, стоимость которых ранее могла отличаться, что привело к снижению проникновения сотовой связи, так как абоненты стали отказываться от второй SIM-карты. С 92% в 2008 году  проникновение сотовой связи снизилось до 85% — в 2010 году. При этом  доля крупнейшего оператора сократилась с 56% до 51% в течение четырех лет после запуска MNP. А рентабельность его продаж в первый год  снизилась с 38% до 35%, у конкурентов с 18% до 2%.

Вот как комментирует ситуацию научный руководитель проектов Рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА Казахстан») Василий Калабин: «MNP, сам по себе, никак не влияет на рынок. Влияет стратегия операторов, которую они выбирают. В данном случае они выбрали конкуренцию в ценовом сегменте, и мы видим здесь изменение цен и заметное сокращение рентабельности. В период с 1999 по 2004 год во всех 28 странах Европейского Союза была внедрена эта услуга, и в 2005 году аналитики провели исследование, чтобы выяснить – а сколько людей этой услугой воспользовались? В Скандинавии – Финляндии, Норвегии — была отмечена относительно высокая активность, а в остальных странах — порядка 5-6%  от всей базы номеров было перенесено. Широкого резонанса и применения услуга не получила. В Германии вообще менее процента населения воспользовалось этой услугой. На высоко конкурентных рынках США и Японии также особой популярностью эта услуга не пользовалась».

В России доля абонентов, воспользовавшихся услугой MNP в 2014 году составила только 1%. В Азербайджане, где доля проникновения мобильной связи по итогам 2014 года составляла 112%, а количество абонентов превышало 10,5 млн., также не отмечено большого результата. С момента запуска за 8 месяцев число перенесенных номеров едва превысило отметки 23,5 тысячи единиц.  По мнению экспертов, услуга не вызвала большого интереса отчасти потому, что у абонентов уже было несколько SIM-карт.

Василий Калабин:  «Результаты исследований опыта внедрения MNP показывают, что клиенты, имеющие высокий уровень лояльности к своему  оператору, скорее всего,  со своим оператором и останутся. Однако вопрос цены тоже может играть  важное значение. Другой интересный момент – те изменения, которые MNP может принести на рынок, он привносит уже в первый год, максимум – в первые два года. И если за это время ничего не случилось, то уже и не случится».

Какая же ситуация складывает на казахстанском рынке? Отвечая на этот вопрос, эксперты выделяют три основных фактора, которые  сыграют свою роль при внедрении услуги MNP. Во-первых, это степень лояльности абонентов к своим операторам. Так, по результатам исследования компании EPSI Rating  показатель, отражающий удовлетворенность   абонентов своим оператором мобильной связи в Казахстане в 2014 году увеличился на 3,7% и составил 79,4 балла. Индекс лояльности,  в среднем по отрасли, вырос на 5,8% и достиг уровня 81,4 балла, что, по мнению аналитиков, является достаточно высокой оценкой.

Такие операторы мобильной связи как Kcell, «Кар-Тел» и «Мобайл Телеком Сервис» на начало 2015 г. занимают 19, 27 и 107 место в рейтинге крупнейших компаний страны по версии рейтингового агентства RAEX«Эксперт РА Казахстан». В структуре абонентской базы на конец 2014 г. первое место принадлежит компании  Kcell – 49% рынка. 38% и 13% приходится на долю Beeline и Tele2.

Другой важный фактор при оценке потенциалаMNP – длительность работы абонента со своим оператором. По данным опроса Media Relations Group (MRG), большинство клиентов постоянны в своих предпочтениях сотового оператора: 35% опрошенных пользуются услугами одной компании от одного до трех лет, менее одного года – 23% респондентов, более пяти лет – 21%. При этом многие казахстанцы готовы продолжать дружбу со своим оператором. Такое желание компании 4Service  в ходе опроса изъявили 64% респондентов.  21% казахстанцев рассматривает возможность смены оператора, если у конкурентов качество связи будет лучше, и 12% готовы поменять оператора в пользу более низких тарифов.

«К каким же изменениям на рынке Казахстана может привести внедрение услуги MNP? Прежде всего, нет оснований считать, что это значительно изменит структуру рынка. Но все опять-таки будет зависеть от той стратегии, которую выберут операторы, — говорит

Василий Калабин. — С большой вероятностью можно предположить, что на рынке появится новый импульс для конкурентной борьбы, что приведет к снижению цен, появлению новых тарифов, росту качества услуг и уровня обслуживания абонентов. Это, безусловно, будет хорошо для потребителей. Даже если абонент не собирался менять оператора, компания ему будет предлагать новые системы поощрения и бонусы, чтобы повысить свою ценность. Однако это будет не очень хорошо для самих операторов. Можно предположить, что повышение конкуренции обернется для компаний снижением как доходности, так и рентабельности. Однако, положа руку на сердце, можно сказать, что конкурентная борьба, приводящая к колебаниям рыночных долей, снижение цен и рост качества услуг – все эти тренды мы уже наблюдаем в течение последних нескольких лет. Поэтому MNP, скорее всего, только усилит существующие тенденции, но вряд ли принесет на рынок что-то принципиально новое».

В отношении Kcell эксперты уверены, что компания, занимающая на рынке лидирующую позицию, имеет все шансы сохранить первое место и с внедрением MNP.  Дополнительно преимущество оператору дает и старт услуги внутреннего MNP – право абонентов переходить со своим номером с Kcell в  Activ или с Activ в Kcell. Это, по мнению аналитиков, дает возможность предоставлять дополнительные сервисы, гибче реагировать на потребности абонентов и предлагать клиентам конкурентоспособную линейку продуктов. Большую роль также играет работа над повышением качества услуг. В частности, открытие нового Kcell Store, отвечающего всем мировым и европейским стандартам, также сыграет положительную роль в дальнейшем укреплении позиций компании на рынке. На текущей стадии развития рынка качество связи и уровень обслуживания не менее важны, чем тарифы.

В материале использованы фрагменты презентации «Влияние MNP на рынок мобильной связи» RAEX «Эксперт РА Казахстан»

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *