Кто прочертит облачный атлас Казахстана?
Интервью с Тахиром Такабаевым. Часть 1
Развитие любого государства напрямую зависит от того, насколько оно продвинулось в сфере ИКТ. И здесь важную роль играет то, насколько хорошо в стране представлены облачные технологии, за которыми по признанию многих экспертов технологическое будущее. Как обстоят дела в этом вопросе в Казахстане? Об этом мы поговорили с известным казахстанским İT-специалистом, генеральным менеджером ТОО «Академсеть»,владеющим одним из коммерческих дата-центров в Алматы — Ahost.kz Тахиром Такабаевым. Сегодня предлагаем первую часть нашей беседы
— Тахир, в последнее время во многих сферах все чаще употребляется термин «Облачные технологии». Не могли бы вы рассказать нашим читателям, что собой представляют облачные технологии, в чем их новизна, преимущество, перспективы?
— Все достаточно просто. Облачный ресурс, это некий IT-ресурс доступный клиенту с компьютером удаленно, посредством относительно мощного цифрового канала связи. В основе любого IT- ресурса лежит сервер и соответствующее программное приложение, как на стороне сервера, так и на стороне клиента для обеспечения удобного сетевого доступа. Исторически на всех маркетинговых презентациях и во многих технических документах такие удаленные ресурсы рисовались в виде пиктограммы Облака с подключенным к нему образом клиента, поэтому и технологии, охватывающие весь спектр подобного рода сетевых приложений, стали называть облачными. А сами ресурсы для множественного удаленного доступа на профессиональном сленге называют облаком. В İT-индустрии различают несколько видов облаков: публичные, открытые для публичного доступа посредством каналов Интернет. Частные — как правило, внутренние ресурсы частного бизнеса доступные как через открытые каналы Интернет, так и по внутрикорпоративным каналам связи. И гибридные облака. То есть облака, базирующиеся как на публичных, так и на частных ресурсах. Примеров публичных облачных ресурсов достаточно много — это например почтовые сервисы Mail.ru, Gmail.com, видеохостинг Youtube, файлообменники Dropbox, сервисы телеконференций, облачного видеонаблюдения и так далее. Пример частного облака, это облачные ресурсы банков и пример гибридного облака, это некоторые сервисы e-gov.
При этом не надо путать облачные сервисы с обычным веб-сайтом. Веб-сайт, под которым у нас понимают некое доменное имя с неким программным приложением, это всего лишь витрина сервиса, а за ним может скрываться очень большой бизнес. Все знают, что за доменным именем Google.com располагается многомиллиардный бизнес с огромной инфраструктурой.
Новизна облачных сервисов, прежде всего, в очень большом количестве, как клиентов, так и самих приложений. То есть, достигнут некоторый пороговый уровень количеств, предполагающий обновление практически всего – от серверной инфраструктуры до мобильных устройств самих клиентов. С кардинальным повышением уровня безопасности. Также принципиально иной интерфейс взаимодействия. Во многих случаях большому количеству клиентов предоставляется возможность конфигурировать используемый ресурс по своему усмотрению. Можно сказать, что облака — это новый, более высокий уровень компьютерной эволюции. Об удобстве можно сказать так, облака позволяют большому количеству пользователей воспользоваться самыми передовыми İT-сервисами за относительно небольшие деньги. Причем не ждать полноценного внедрения, которое, иногда, занимает годы, а начать сразу как, только принято решение. Это существенно повышает потенциал используемых технологий и расширяет круг потенциальных клиентов. Пользователи, как правило, подключаются к этим сервисам на условиях аренды. Как говорят в IT- индустрии «aaS» – as a Service. Самые распространенные сервисы это Infrastructure as as Service (IaaS- инфраструктура в аренду), Software as a Service (SaaS- ПО в аренду), Video Security as a service (VSaaS – видеонаблюдение в аренду) и так далее. Причем очень важно, что облачные сервисы работают круглосуточно и непрерывно. Если клиент захочет создать сам такой сервис, то добиться именно круглосуточной доступности, то это будет очень трудозатратно и по времени и по финансам. Но в итоге можно сказать, что облачные сервисы, это некая объединенная по соответствующим стандартам совокупность серверной инфраструктуры, каналов связи и клиентских приложений.
— Насколько в Казахстане развиты облачные технологии и растет ли к ним интерес?
— Интерес к облачным сервисам в РК однозначно есть. Только по вышеназванным сервисам Youtube, Mail.ru Gmail, Dropbox, Facebook, Whatsapp число пользователей в РК суммарно превышает миллионы. А, вот свои сервисы пока развиваются не столь активно. Причин тому достаточно много. Можно отметить, что если обратить внимание на общее состояние Казнет, то можно увидеть, что Казнет, что бы там ни говорилось с высоких трибун, фактически пуст. Видео всех казахских свадеб и приколов физически размещено не в Казахстане, а на иностранных серверах Youtube. В Казахстане нет ни одной соцсети по функционалу сопоставимой с Facebook, на блогах акимов министров и прочих высоких особ у простых граждан нет возможности разместить фото и видеодокумент об окружающих нас проблемах, из-за чего граждане обсуждают проблемы Казахстана на иностранных серверах. Наши дети играют в чужие игры и смотрят чужую анимацию. А многие госорганы даже при отправке тендерной документации до сих пор пользуются сервисами Mail.ru или Gmail. Всего в Казнет не более 100 000 доменных имен. Работающих намного меньше. Это более чем в 50(пятьдесят !!) раз меньше чем в соседней РФ, при восьмикратной разнице в численности населения. Одна из причин такого вопиющего положения дел, это то, что из вышеназванной триады, определяющей развитие облачных сервисов инфраструктура-канал-клиентская часть в Казахстане достаточно дорогие каналы связи. Для частных клиентов у нас созданы относительно неплохие условия. А вот если вы хотите развивать бизнес в Казнет, то надо платить очень дорого. Это тарифная политика доминантов рынка. И в первую очередь недавнего монополиста на магистральном рынке связи АО «Казахтелеком». В итоге это сказывается на стоимости сервиса. Вот и выходит что наши сервисы достаточно дороги для казахстанцев, отчего они предпочитают пользоваться зарубежными сервисами.
Кроме того можно отметить и недостаток инфраструктуры для работы большого количества приложений. Во всем мире приложения работают на серверах, которые концентрируются в специализированных Центрах обработки данных. За счет этого достигается оптимизация расходов по энергопотреблению, охлаждению, мониторингу и так далее.
К примеру у Goggle анонсировано свыше 2 млн серверов размещенных в 30-40 ЦОД по миру. Суммарно они занимают более 50 000 серверных шкафов. Самый большой ЦОД в РК построенный АО «Казахтелеком» вмещает всего 300 шкафов. А вот самый крупный ЦОД Индии вмещает свыше 10 000 шкафов. Сам я тоже занимаюсь дата-центрами как инфраструктурой облачных вычислений.
Но хочу отметить что по инфраструктуре для облачных сервисов РК также отстает от соседней РФ, не самой развитой по части İT страной не менее чем в 50 раз. Такое отставание тоже предопределяет и отставание РК по развитию собственных облачных сервисов. Причем если тенденции в тарифной политике на телекоммуникационном рынке сохранятся, то в дополнение к «мертвому» Казнет мы получим еще и убийственное отсутствие казахстанских облаков.
— Вы оборудовали собственный независимый коммерческий центр обработки данных (ЦОД) для облачных вычислений. Расскажите читателям, что он из себя представляет?
— Центр обработки данных (ЦОД) — это технологический комплекс предназначенный для работы большого количества серверов. В мире уже не редкость Дата-Центры для работы 200-300 тыс. физических серверов. Все эти серверы потребляют большое количество электроэнергии, поэтому ЦОДы строятся на стыке мощной энергетики и каналов связи. Существует множество инженерных решений по оптимизации энергопотрбеления, управления, тепловыделения. Все они в разных случаях имеют право на существование. Но однозначно нужно качественное электроснабжение с резервным генератором и мощными UPS, системы кондиционирования, автоматического пожаротушения, мониторинга , контроля доступа, кабельной инфраструктурой. В крупных Дата-Центрах масштаб намного больше, но принципиальная схема одна и та же. Дата-Центры подразделяются по уровню надежности, мощности энергоузла и вместимости шкафов. Мощность энергоузла нашего ЦОД – 1мегаватт. Проектная вместимость 120 шкафов — примерно 5-7000 тыс серверов. Уровень надежности по некоторым инженерным системам превышает требования стандарта TIER-3.
— Насколько в Казахстане развита инфраструктура облачных вычислений? Ведь многие, особенно из числа принимающих решение в IT отрасли людей считают, что если есть Dropbox, Youtube, Mail.ru и ID-Host стране больше не нужны ЦОДы.
— Вы знаете, несколько лет назад я писал на блог премьер-министра с описанием проблемы и получил примерно такой же ответ, что в РК нет недостатка в ЦОД. Хотя, при этом в госпрограммах были выделены деньги на построение Павлодарского и других ЦОД. Я думаю, есть недопонимание проблемы. Многие счтают, что ЦОДы нужны для 100 000 казахстанских веб-сайтов. Я вам скажу половина казахстанских веб сайтов физически хостится в двух шкафах одной замечательной в карагандинском ЦОД АО «Казахтелеком». То есть для сайтов Казнет большое количество ЦОДов действительно не нужно. Но, если посмотреть на İT-инфраструктуру 100 казахстанских ВУЗов, 7800 школ, 1000 объектов здравоохранения, НИИ, госорганов, и большинства из 400 тыс. субъектов МСБ, то можно увидеть что серверы, например бухгалтерские большинства их них работают в ужасающем состоянии. У них не то что автоматической системы пожаротушения нет, у них нет элементарно генератора и многие по несколько часов в день без света сидят. Какие уж тут İT-технологии. В нескольких ВУЗах есть оборудованная серверная комната, но надо понимать, что серверное помещение — это источник повышенной пожарной опасности. Многие специалисты это понимают. Ведь в РК было несколько крупных пожарных происшествий в серверных помещениях нацкомпаний и банков. А случись такой инцидент в ВУЗе или больнице – быть беде. То есть я считаю, что ЦОДы должны быть вынесены с территорий образовательных, медицинских и некоторых государственных учреждений. И коммерческие ЦОДы, это оптимальный вариант, особенно в качестве резервного. Нужны лишь соответствующие нормативы, воля руководства и условия на рынке связи. Кстати в том же вышеупомянутом ответе премьера на его блоге и чуть позже бывшим руководством АО Зерде — ответственно за политику информатизации в РК сообщили, что планируется исследование рынка РК на предмет потребности в мощностях Дата-Центров. Будем надеяться что такое исследование проведут и оно станет доступно широкому кругу отраслевых специалистов Республики.
— Есть ли угроза национальной информационной безопасности Казахстана из-за нахождения большинства ресурсов на иностранных серверах?
— Конечно, есть. Перед странным митингом 21 мая многие совсем непричастные к событиям рядовые граждане и компании ощутили недоступность этих сервисов. Каково это им остаться без почты и бухгалтерии в кризис. Многие госорганы выдают, чуть ли не за высшее достижение свой Account в зарубежных соцсетях или мессенджерах типа Facebook или Whatsapp. Дошло до того что успокаивающую информацию о селевых паводках ответственные лица рассылают через Whatsapp. А я вот вам приведу пример что в период обострения российско- турецких отношений в связи со сбитым штурмовиком на аккаунте российского министра связи в İnstagram появилась протурецкая антироссийская информация, которую он не мог удалить более 9-ти часов. Можно однозначно утверждать, что в час икс на аккаунтах наших министров и других ответственных лиц в нужный момент может появиться некая дестабилизирующая информация. Там может быть откровенная чушь, например, что кто-то из должностных лиц кушает на завтраки детей, но фактор раскрученности аккаунта сработает. Эта информация осядет в умах многих сограждан и возможно может стать некоей последней каплей. Конечно, можно по традиции блокировать ресурс, но если в этот момент будет наложение экзогенных ЧС, например землетрясение или сель, то населению просто негде будет получить правдивую информацию, они, ведь приучены к пользованию зарубежными сервисами. Руководство отрасли понимает эту проблему. В частности с января 2016 года начал действовать закон о персональных данных. Согласно нему все персональные данные казахстанских граждан должны физически храниться на серверах в РК. Это касается всех. В том числе платежных сервисов, почтовых сервисов и других. Будем надеяться, что Закон подвигнет игроков рынка переводить серверы в Казахстан и станет драйвером рынка облачных технологий в Казахстане.
(Продолжение следует)…
Комментариев пока нет