Фильм «Эвакуация»: боль, хаос, миллионы разрушенных жизней
В преддверии празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне казахстанский режиссер Фархат Шарипов представил на закрытом показе результат многолетней работы – драму «Эвакуация».

Жизнь вопреки
В центре событий – отправка населения из оккупированных территорий и зон военных действий в восточные регионы огромного государства под названием Советский Союз. Одним из таких мест стал Казахстан, принявший около 1,5 миллионов людей. Для многих из них новая земля стала домом навсегда, здесь впоследствии выросли и продолжают жить их потомки…
О том, какое гостеприимство и тепло проявил казахский народ, приняв перепуганных людей, многие из которых потеряли все, написано и снято очень много всего. Это есть и в фильме Фархата Шарипова, но все же «Эвакуация» о другом – о том, сколько боли приносит война, как ломает судьбы людей, порой навсегда рвет даже самые крепкие родственные связи. И дело даже не в разности взглядов, а в том, что в царящем повсюду хаосе так легко потерять друг друга, а вот найти… Найти порой невозможно, остается жить только надеждой.
Чтобы зритель не думал, что это все произошло когда-то и уже покрылось пылью истории, а мы просто смотрим на происходящее с экрана, режиссер решил максимально воссоздать в своей картине атмосферу тех страшных лет. «Эвакуация» – фильм, снятый в стилизованном под кинохронику черно-белом формате с небывалым количеством людей в массовых сценах. Могло даже возникнуть впечатление, будто перед зрителями – документальные кадры 1940-х годов, если бы режиссер вдруг не начал словно подсвечивать героев, выделяя одного, другого, третьего и показывая, что делает война с молодыми, полными жизни людьми…
Вот мы видим на вокзале маму с дочерью. Маленькая Галя в свои годы столько пережила, что боится даже на миг разлучиться с самым родным человеком, но по воле случая мать и ее ребенок разлучаются. Эпизод, когда девочка, не пожелав уезжать без мамы, остается на вокзале, не поддаваясь уговорам и вцепившись в столб, врезается в зрительскую память.
Не менее важен еще один эпизод – тот, где мать Гали хочет вернуть украденное пальто, которое уже успел купить у кого-то незнакомый мужчина, но тут к ним подбегает маленький вор и пытается стащить серьги, которые героиня предлагает взамен пальто. Мужчина и женщина вместе гонятся за мальчишкой, но в результате не наказывают, а помогают ему.
Так режиссер выводит на первый план не жестокость войны, а человечность, которая сохраняется в людях, порой вопреки обстоятельствам. Очень органичны в фильме и маленькие актёры, которые, впрочем, за время работы над картиной успели измениться до неузнаваемости – выросли.

Каким будет финал?
Фархат Шарипов признался, что вариантов концовки было несколько, но он до последнего не мог выбрать, не знал, какую именно продемонстрирует на закрытом показе. А писатель и композитор Илья Одегов, видевший картину ранее, рассказал, что тогда у ленты был другой финал, и он мастеру слова понравился больше. Сейчас же, на закрытом показе, зрителям показали финал, в котором ни одна из сюжетных линий не выглядит законченной. Найдут ли друг друга мать и дочь? Или маленькая Галя так и останется в новой семье? А что будет с музыкантом? Зритель ждет ответов на эти вопросы, но не получает их. В первый момент, пока по экрану не начинают ползти титры, даже кажется, что картину просто прервали, и сейчас показ возобновится. Однако этого не происходит. Возникает ощущение недосказанности, будто нам показали лишь первую часть масштабного антивоенного полотна. Не зря изначально из проекта задумывали сделать сериал. Впрочем, возможно, и в таком финале тоже есть свой смысл. Он словно показывает зрителям, что ничего еще не закончилось, войны продолжаются, и неизвестно, когда это закончится, но жизнь идет несмотря ни на что, и место добру в ней сохраняется, что самое важное. Именно это демонстрирует в своей картине Фархат Шарипов.
В целом же, драма «Эвакуация», снятая на киностудии «Казахфильм» –титанический труд всей съемочной группы. Работа над проектом началась еще в 2018 году. Тогда Фархат Шарипов хотел делать картину про ЦОКС – Центральную объединенную киностудию, которая действовала в Алма–Ате, как тогда назывался наш город, с 1941 по 1945 годы, иными словами, пока шла война. Здесь тогда жили и продолжали работать известнейшие актеры, режиссеры, операторы.
«Почему, эвакуируясь, мы выбрали Алма-Ату? – говорил в одном из своих выступлений тогдашний начальник Управления по производству художественных фильмов СССР Михаил Ромм. – Да потому, что здесь 365 солнечных дней в году». А почему Фархат Шарипов так и не снял об этом фильм? Сам режиссер объяснил это тем, что просто не смог бы найти столько звезд для своей картины. Так из ленты о кино «Эвакуация» превратилась в фильм о судьбах простых мужчин, женщин, детей, о том, что жизнь не прекращается ни на минуту, даже если вокруг царит хаос. Люди не перестают чувствовать, дети играют в куклы, взрослые торгуются за краденые вещи, потому что на новом месте надо наладить быт. Что бы ни происходило вокруг, жизнь продолжается – простая, с ее обычными радостями и нуждами, только это сложнее увидеть. Но Фархату Шарипову удается это показать.
Режиссер рассказал, что сценарий писался на основе документов и почерпнутых оттуда историй реальных людей. Это делает ленту еще более человечной. Атмосферу хаоса, царящую в Алма-Ате в те годы, пытались воссоздать по историческим источникам: в частности, по письмам эвакуированных. В итоге погрузить зрителя в атмосферу вполне удалось, причем настолько, что порой возникает впечатление, будто фильм тогда и снимался – в годы Великой Отечественной войны.
Между тем, за долгие семь лет работы над картиной, начиная с 2018 года, мир пережил и продолжает переживать многое: пандемию коронавируса, январские события в нашей стране, войну России и Украины, которая все еще продолжается, и Казахстан вновь принимает релокантов. Кажется, что равновесие пошатнулось, но одновременно с этим заложенный в фильме антивоенный посыл стал еще актуальнее.
Мировая премьера картины состоялась 20 апреля, в основном конкурсе 47-го Московского международного кинофестиваля. Фильм удостоился специального приза жюри «Серебряный Георгий».
В Казахстане картину планируют выпустить в широкий прокат 19 июня.

Комментариев пока нет