Франческа Феллини: Эпоха визионеров канула в прошлое - Exclusive
Поддержать

Франческа Феллини: Эпоха визионеров канула в прошлое

Легендарному Марчелло Мастроянни 28 сентября исполнилось бы 100 лет. За свою жизнь он снялся более чем в 150 фильмах. К юбилею великого мастера Итальянский институт культуры и «Меломан» организовали фотовыставку. Для участия в Public Talk прибыла Франческа Феллини – племянница легендарного режиссера, журналист, автор книг о творчестве Федерико Феллини, дала нашему изданию эксклюзивное интервью.

– Франческа, удивительно, но Вы внешне очень похожи на Марчелло Мастроянни.

– Возможно! Но его дочь Кьяра похожа на Мастроянни как две капли воды. Как вы, наверное, знаете, это дочь Марчелло и Катрин Денев. Кьяра стала известной актрисой и сделала фильм про отца, который будет в следующем месяце показан на Евразийском фильм– маркете в Алматы.

Вы дружите с детьми Марчелло, общаетесь с бывшими женами актера?

– У Марчелло была всего одна официальная жена в течение жизни Флора Карабелла. У него, как, наверное, у любого привлекательного и пользующего повышенным вниманием у женщин мужчины, конечно, были увлечения. В 1968 году Мастроянни встретил Фэй Данауэй, роман с которой продлился порядка трех лет. В конце концов, они расстались, так как актер не смог покинуть жену и детей. Флора всегда оставалась для Марчелло его верным другом и советчиком. Это былаочень умная женщина. У них с Мастроянни родилась дочь Барбара. Она тоже работала в киноиндустрии – художником по костюмам. К сожалению, сейчас Барбары больше нет с нами.

Когдав 1972 году на свет появилась Кьяра, Флора настолько правильно и мудро себя повела, что это не привело к разводу. Каждый раз, когда Кьяра приезжала в Рим, чтобы встретится с папой, она также встречалась со своей сводной сестрой Барбарой. При этом она жила в доме Флоры, которая с любовью заботилась об обеих девочках. Флора любила Марчелло всю свою жизнь. Она была маяком и портом в его жизни. Мастроянни неизменно посылал Флоре к каждой годовщине их свадьбы цветы.

Понятно, что вековой юбилей Марчелло отмечают все поклонники его творчества во всем мире. Как вы отпразднуете эту дату?

– Марчелло нет с нами с 1996 года. Из его членов семьи осталась только Кьяра. Встретиться мы не можем, потому что она живет в Париже. Так что отмечаю его день рождения, пересматривая многочисленные фильмы с его участием. И тем самым отдаю дань его памяти.

Какой фильм с Марчелло для вас самый любимый?

– Это три фильма – «Восемь с половиной», «Необычный день» и «Брак по-итальянски». Я всем советую посмотреть хотя бы один из этих лент. «Сладкая жизнь» тоже шедевр, но для меня величина Марчелло как актера максимально проявилась именно в этих трех лентах.

– А какие свои работы ценил больше всего сам Марчелло?

– «Дольче вита», «Восемь с половиной» и «Необычный день». В последнем фильме на «Оскара» был номинирован Марчелло, как исполнитель главной роли как, так и сам фильм. Но, к сожалению, «Оскара» они там так и не получили. После церемонии, он и режиссер картины Этторе Скола приняли предложение Мартина Скорсезе отужинать с ним. Марчелло был удивлен тому, что в доме режиссера не оказалось ни одного зеркала и ни одной картины. Стены были полностью обклеены постерами итальянских фильмов. Один из них представлял собой белый лист, на котором были изображены черные усики. Оказалось, что это редкая афиша фильма «Развод по-итальянски», который удостоился «Оскара» за лучший сценарий, а Марчелло получил максимальное число премий. К слову, Марчелло – лауреат наиболее значимых итальянских, европейских и мировых кинопремий. Он работал с крупнейшими итальянскими кинорежиссерами на протяжении второй половины XX века. Но самое плодотворное сотрудничество было с Фредерико Феллини («Сладкая жизнь», «Восемь с половиной», «Город женщин», «Джинджер и Фред», «Интервью»). К слову, Феллини никогда незаставлял актера входить в роль, а напротив, делал так, чтобы персонаж стал похож на выбранного актера. Видимо, в этом и кроется секрет успеха Марчелло. Его киногерои соответствуют его личности и особенностям его характера.

– Зрители запомнили Марчелло харизматичным мужчиной, легким, независимым, в то же время отстраненным и недосягаемым. Какой он был в жизни, какой он был для вас?

– Очень нежным, застенчивым, скромный и безмерно добрым. А еще Марчелло был очень обаятельным и смешным. Он был суперэлегантный, очень любил туфли фирмы «Черч». У него была целая коллекция такой обуви. Мастроянни мог пригласить в ресторан даму покушать такое довольно простое блюдо, как например паста с фасолью, но при этом сопроводить ее как настоящий денди.

– Какие случаи из жизни Марчелло вам запомнились больше всего?

– Я его видела в большей степени не на съемках. Когда снимались такие великие фильмы «Дольче вита», «Восемь с половиной» меня еще не было на свете. Я помню его у нас дома на ужинах и дома у дяди Федерико Феллини, с которым Марчелло был очень дружен. Это всегда был праздник, с фейерверком смешных историй, анекдотов. Федерико и Марчелло давали друг другу прозвища из фильмов. Федерико его называл Марчелло Знакурос, а Марчелло называл его Калоган (по имени героя одного из фильмов). Они постоянно говорили фразами героев из комиксов, которые никто кроме них не понимал. Словом, жили в одном им понятном, выдуманном иллюзорном мире.

– Что в жизни, кроме кино любил Марчелло?

– …Кино и все роли, в которых он снимался. Сам он в кино и театр как зритель не ходил. Также особо не любил читать. Он всегда говорил: моя жизни и мои путешествия – то, что я прожил, воплощаясь в персонажей, которых я играл. Находится внутри роли было самое его любимое занятие в жизни.

– Насколько мне известно, Марчелло уходил из жизни достаточно тяжело, он был болен раком…

– В конце своего жизненного пути он вернулся к тому, что делал в начале – пришел в театр. Он играл там до самых своих последних дней. Последний его спектакль назвался «Последние луны». Марчелло был жизнелюб, он не вел здоровый образ жизни, был заядлым курильщиком, за всю жизнь выкурил больше миллиона сигарет. Мой дядя Федерико на вопрос, что вы думаете о смерти, говорил, что это «чудесная ширма, которая не закрывает, а открывает путь к тому, что является настоящей жизнью». Я думаю, что он сейчас на небесах вместе с Шекспиром, Чеховым проводят эту прекрасную и настоящую жизнь.

– Вы написали книги о Федерико Феллини, о чем они?

– Я написала в книге о фильмах, которые никогда не были сняты Федерико. Это его сны. На русский язык также переведена моя книга о кулинарных пристрастиях моего дяди. К слову, рецепты по которым готовила моя мама для своего любимого Федериконе, как она называла моего дядю, может очень легко использовать каждый.

 Я также хочу написать о трех выдающихся личностях нашей семьи, невероятных для меня людях – Федерико Феллини, его брате – Рикардо Феллини и моей маме Марии Федерико Феллини.

В эти дни в «Меломане» представлена выставка, посвященная Марчелло Мастроянни. Что там можно увидеть?

– Это тридцать снимков известных папарацци, которые рассказывают о жизни Марчелло в семье, Марчелло как мужа, как отца, друга и сына. Есть также фото с киносъемок. На выставке и снимки великих женщин, с которыми снимался Марчелло. Это и Софи Лорен. Она в этом году отмечает свое 90-летие. Последнее фото Мастроянни с его матерью Идой, которую, кстати, звали также как и маму Федерико Фелинни. Выставка организована по инициативе итальянского посла в Казахстане Марко Альберти, его коллеги из Института итальянской культуры. У нас уже был такой совместный опыт в Киеве, в 2020 году в честь 100-летия моего дяди Федерико Феллини.

– Федерико Феллини и Марчелло Мастроянни живут в сердцах зрителей всего мира. Бытует мнение, что такие выдающиеся личности появляются на свет, только когда на это есть запрос общества. Как вы думаете, почему сейчас нет таких гениальных режиссеров, артистов?

– Когда на свете появляются великие художники, режиссеры, актеры, их произведения становятся наследием, чем-то вечным. Мы восхищаемся их фильмами, пересматриваем их.

Время, когда жили и творили Федерико Феллини, Марчелло Мастроянни, Софи Лорен было эпохой визионеров. Мне кажется, что это время никогда уже не повторится. Современным людям нужно другое. Наш мир модифицируется и трансформируется. Раньше режиссер находился на съемочной площадке с оператором. У них был физический и эмоциональный контакт. Сейчас все происходит по-другому. Режиссер может находиться далеко от съемок, в другом помещении. Он управляет процессом на расстоянии, а это убивает такую тонкую материю как душа.

Анна Ямпольская




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.