Где находится точка опоры для казахстанской культуры в современном мире? - Exclusive
Поддержать

Где находится точка опоры для казахстанской культуры в современном мире?

В Алматы с триумфом прошел концерт «Самгау» – новое звучание казахских мелодий. Казахские народные и популярные песни казахских композиторов прозвучали в современной аранжировке при участии главного оркестра страны-ГАСО им.Толепбергена Абдрашева, популярных солистов, хора, ритм-группы, при поддержке большой группы организаторов масштабного телевизионного проекта. Exclusive.kz поговорил о проекте с автором идеи и организатором проекта Жанией Аубакировой, Народной артисткой РК.

Что такое новое звучание казахских мелодий? Как родилась эта идея?

Идея зрела давно, можно сказать, с детства. Я помню, как мама пела нам казахские народные и популярные песни того времени; как я прикладывала свое ухо, уже школьницей, к коробке радио, чтобы лучше услышать любимые песни Шамши Калдаякова, восторгаться голосом и мелодиями Ескендира Хасангалиева… В эти декабрьские дни, когда все поздравляют с очередным днем рождения легендарную Бибигуль Тулегенову, я вспоминаю, как мне повезло в молодости иногда выступать в правительственных концертах с участием «соловья» нашего народа, и я всегда специально заходила за кулисы и смотрела, как Бибигуль Ахметовна поет свои песни, особенно красивейшую «Гаухартас». Я видела этот сверкающий божественный огонь в ее глазах, и это был такой голос, такая живая душа…Искусство Бибигуль Ахметовны расцвело в советский период нашей жизни, но в нем совсем не было свойственного эпохе характера победы, силы, уверенности в будущем, но зато было столько нежности, глубокой внутренней красоты и какой-то «надвечности», не привязанной ко времени и идеологии…

Спустя годы, когда я уже стала профессионалом, то все чаще задумывалась о том, почему не так часто используется нашими композиторами казахский мелос, так, как это делал в 19 веке Ференц Лист с венгерскими, Эдвард Григ с норвежскими, или Антонин Дворжак с чешскими мелодиями…Неужели это было возможно только в прошлых веках?! Конечно, композиторам прежде всего надо создавать собственные оригинальные творения, отражающие сегодняшний мир, и я это понимаю и разделяю их устремления. В любом случае, для проекта нам стоило больших усилий убедить, вдохновить композиторов, чтобы они поработали над новым осмыслением самых мощных, глубоких и потенциально богатых мелодий для создания симфонических композиций на основе мелодий песен, в современном духе, с возможностями красочной палитры оркестра, народных инструментов, хорового звучания, ритмических изысков. Что-то удалось лучше, что-то не совсем, но, в целом, «поезд сдвинулся с места»! Мы все почувствовали силу и значение этих великих мелодий, чтобы приподнять их звучание на другой уровень, как они того заслуживают.

И вот, когда я поделилась этим замыслом с Ренатом Гайсиным и Канатом Омаровым, они сначала удивились, считая меня сторонницей только классической музыки, а потом вдохновились, и мы несколько часов напевали друг другу песни, радуясь этим мелодиям, которые так объединили нас, музыкантов разных жанров!

Впервые проект с казахскими песнями реализовался в 2018 году на 25-летии Астаны, и все мы были поражены триумфальным приемом, с которым нас встретили астанинские слушатели. Те, кто не попал на концерт, упрекали нас за то, что у такого поднимающего дух, патриотического проекта было мало рекламы, а алматинцы высказывали обиду за то, что его не было в южной столице. И тогда, на следующий год я обратилась в «Самрук-Казына», но оказалось, что поддержка концертов, в принципе, не входит их спонсорскую политику. Тогда я предложила другой формат – организовать телевизионный проект «Казахстанская культура в глобальном мире», в рамках которого могли бы проводиться подобные эксперименты. Впоследствии, проект развился в подготовку цикла программ с размышлениями о культуре представителей самых разных слоев общества, и сейчас ведется работа по завершению итогового 1.5 – часового документального фильма о наших музыкальных проектах последнего десятилетия, которые были поддержаны Генеральным партерном АО «Самрук -Казына» и Социальным партнером КФ «Samruk-Kazyna Trust».

Пандемия остановила развитие проекта, который неоднократно откладывался, возникали организационные, профессиональные и финансовые препятствия и вот, когда мы уже почти отчаялись, он все же случился и, надеюсь, результат того стоит.

– А какая у вас мотивация заниматься такими проектами? Вы состоявшийся человек и действительно более известны как представитель классического музыкального жанра…

– Телепроекты стали новой страницей в моей деятельности – мне всегда очень важно было быть не только музыкантом, но и просветителем в своей области. Неслучайно, что я уже 9 лет веду свои программы на Радио «Classic» и с удивлением и радостью вижу, что они имеют своих слушателей, которых не так мало, как я думала. Все эти годы я «расспрашиваю» людей разных профессий и понимаю одну важную закономерность – практически все мои собеседники не просто успешны в бизнесе, медицине или нефтяной промышленности. Выяснилось, что каждый из них в том или ином виде вносит огромный вклад в культуру нашего общества в широком смысле этого понятия. И это феноменально! За успехом каждого человека есть культурная составляющая; именно внутренняя и внешняя потребность в культуре делает человека масштабнее, смелее, осознаннее… у таких людей потребность в культуре «вшита» в их личность…

Значит ли это, что такого рода деятельность теперь будет для вас главной?

Конечно нет. Я совсем не организатор шоу-проектов. Это другая профессия, а для меня это означало бы постоянный поиск спонсорских средств, поскольку все мои проекты – это каждый раз эксперименты с заранее неизвестным результатом. Я прежде всего концертирующая пианистка, а такие программы делаю как многолетний педагог, увлекающийся сотрудничеством с молодежью, с желанием находить новые пути развития казахстанской музыки, современных форм его представления и продвижения. Я готова поддерживать такие истории, но заниматься этим постоянно – не мой фокус. Мне всегда не по себе, когда периодически, в том числе и из-за рубежа, предлагают организацию различных музыкальных проектов. С другой стороны, льстит, потому что, как правило, это очень сложные проекты, заранее обреченные на отсутствие коммерческого успеха.

Раньше я думала, что смогу научиться коммерциализации культуры, но выяснилось, что мне не интересно постигать законы коммерческого мышления. Разные задачи изначально. Не хочу противопоставлять себя рынку, но если мне и удалось что-то из последних больших проектов, таких, как концерт памяти Батырхана Шукенова или проект «Самгау», то это только благодаря многолетней репутации, а также заинтересованности и моральной поддержке большого числа музыкантов-профессионалов, моих учеников – единомышленников.

Чем вы объясняете некий культурный ренессанс казахского кино, музыки, живописи и связано ли это с происходящими в последние годы событиями: пандемией, войной?

Думаю, да. Во-первых, во время пандемии у людей появилось время остановиться, подумать. Все мы поняли, как хрупок мир, как уязвимы в нем люди, и особенно, творческий люд, музыканты. Потом началась война между братскими народами, и это обострило и катализировало вопросы национальной идентичности. Казахская культура стала активней проявляться: постановка спектакля Дулата Исабекова «Борте», опера Таскына Жармухамедова «Домалак ана», опера «Жамбыл жырау» Алькуата Казакбаева, фильмы «Дос Мукасан», «Каш» – и многие другие фильмы, спектакли, концертные программы последнего года – все это сознательный и подсознательный ответ на этот запрос.

А должна ли культура принадлежать народу?

Это сложный вопрос, на который не ответишь однозначно. Считается, что культура для народа должна быть более простой, доступной, приземленной. Вернее, есть такое расхожее мнение. Но это гораздо более сложный феномен. Настоящее искусство всегда понятно всем. Другое дело, что оно должно быть доступным широким народным массам, и я имею ввиду не облегченный уровень контента, а именно доступность условий для его восприятия – залы, качество звука, соответствующего музыке видеокартинки, итд… Каждый раз после наших концертов я слышу, почему мы так редко видим и слышим подобное, почему так мало информации, рекламы?! Каждый раз я констатирую, что даже наши самые огромные усилия – этого все равно мало, недостаточно. Это должны быть ежедневные и многолетние, на самом деле, вековые титанические усилия, которые сделают культурный уровень народа однозначно выше, и будут способствовать его цивилизационному прогрессу. Но это всегда – наши мечты…Сколько бы ни делалось в стране и мире в этой области – этого всегда мало, и в этом особенность и сложность оценки количественных параметров культурных процессов. Мой любимый риторический вопрос – чем измерить уровень культуры общества – в граммах, сантиметрах, градусах?! Но во что я точно верю, так это в то, что чем больше будет культуры в обществе, тем меньше будет страданий, болезней и преступлений, тем больше будет успешных и счастливых людей. Это как культивация растений – чертополоху не нужно внимание, а вот фиалки могут погибнуть даже от плохого слова. Вообще, с возрастом понимаешь, что все просто, но именно самые простые вещи сложнее всего понять и сделать.

А вот сейчас все ругают русскую культуру за то, что она не спасла Россию от участия в войне. Что вы об этом думаете?

Дело не в русской культуре и ни в какой-либо другой. Она не имеет никакого отношения к стране или государственному устройству. Немецкая культура не спасла немцев от фашизма; тогда тоже общество разделилось на два лагеря, и это повторяется в нашем веке. Каждый раз срабатывает феномен пропаганды. И в том, и в другом случае людям внушили чувство своей исключительности, убеждая десятилетиями, что они лучше других и поэтому имеют какие-то особые права и привилегии. И всегда это сопровождается катастрофическим падением уровня не только культуры и образования, но и, в целом, уровня жизни. И то, что сегодня люди идут на войну под принуждением либо решая свои денежные или проблемы с кредитами, это вообще, за гранью всякой реальности.

А как вы думаете, почему это происходит?

Культура все-таки должна учить людей думать, а пропаганда и развлечения, которыми потчуют сейчас общества – это как раз не для того, чтобы думать. Здесь либо думают за нас, либо развлекают. Я читала, что, к сожалению, это можно сделать с любым народом и с любым сообществом. Таких экспериментов очень много было и, боюсь, они еще могут повторяться. Поэтому культура – это про творчество, а творчество – это свобода, а свобода – это толерантность к любой другой точке мнения, к другой культуре. Поэтому так важно, чтобы это была не пропаганда и не развлечения, а качественный контент, который развивает способность думать, а не подавляет ее.

На примере своих концертов я вижу этот процесс позитивной мобилизации. Все годы независимости, и, особенно в последние несколько лет, я вижу этот переход аудитории в качественно новое состояние. И в этом я нахожу осмысленность дела своей жизни, как бы пафосно это не звучало.

Конечно, вместе с этим, я осознаю, что свойственное артистическим личностям восторженное отношение к жизни может быть необъективным, но ведь это, как раз-таки, наша сильная сторона – несмотря ни на что, иметь позитивный взгляд на жизнь; иначе просто невозможно заниматься искусством. Оно созидательно, жизнеутверждающе, оно о вечных ценностях, оно про будущее! Искусство для этого и существует в природе человечества, которое в процессе эволюции научилось планировать, мечтать, воображать – материализовать свои идеи. Как бы научиться нам не мешать самим себе и друг другу строить свое прекрасное будущее.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *