Геополитический «шпагат» Казахстана
Война в Украине снижает политическое влияние России в Центральной Азии, где значительно усиливают свои позиции новые центры притяжения – Турция и Китай. Региону еще предстоит сформировать новую внешнеполитическую архитектуру, где многое будет зависеть от развития инфраструктурных проектов и перенаправления экономических векторов в обход санкционной России. Однако ожидаемые вторичные санкции со стороны Запада могут нарушить хрупкий баланс и геополитический «шпагат», в котором находится Казахстан.
Первым проявлением новой геополитической реальности стало заявление Президента Токаева на Петербургском экономическом форуме 17 июня прошлого года, когда он заявил о непризнании Казахстаном квази-государственных образований в Украине и на Кавказе в прямом присутствии Путина, что произвело эффект взорвавшейся бомбы. Еще полтора года назад это было политическим самоубийством, но теперь демарш остался практически безнаказанным.
Чуть позже, в сентябре 2022 года состоялось другое весьма показательное, если не сказать эпохальное событие, отражающее новую геополитическую реальность – впервые за два пандемийных года председатель компартии Китая Си Цзиньпин совершил выезд за рубеж. И эта поездка была в Казахстан по дороге на Ташкентский саммит, где должна была состояться его встреча с Путиным. В Астане китайский лидер сделал историческое заявление о гарантиях территориальной целостности и суверенитета Казахстана со стороны Китая. Кому данный мессэдж был адресован, сомневаться не приходилось.
Другим вектором, формирующим региональную геополитику, конечно же, является интеграция тюркских стран, где президенты Турции, Казахстана, Азербайджана, Узбекистана и Кыргызстана на саммите в Самарканде в ноябре 2022 года сделали ряд важных совместных заявлений, обозначивших новую миссию Организации Тюркских Государств (ОТГ) в объединении братских народов. Годом ранее Совет тюркских государств получил апгрейд до уровня Организации, чем было обозначено намерение более тесной интеграции.
К слову, пан-тюркское направление занимает большую роль в повестке турецкого лидера, где он последовательно и достаточно успешно проводит сильную независимую политику как в отношениях с Западом, так и с Севером, и на Ближнем Востоке. Сегодня Турция стала де факто региональной державой, с которой всем приходится считаться. Достаточно отметить ее роль Турции в восстановлении территориальной целостности Азербайджана, блокирование вступления Швеции в НАТО, военные действия в Сирии, закрытие Черного моря для ВМС РФ или разрешение экспорта украинского зерна.
Политическая повестка Эрдогана находит большой отклик среди других лидеров тюркских государств. И если до создания единого государства Туран еще весьма далеко, то значительное укрепление многостороннего партнерства, которое охватывает такие направления как транспорт, инвестиции и, что немаловажно, сотрудничество в области безопасности, активно развивается.
Политическая поддержка лидерами тюркских стран Эрдогану выразилась на мартовском внеочередном саммите в Анкаре, где было объявлено о создании специального фонда помощи в случае чрезвычайных ситуаций. По сути же данная встреча стала публичной поддержкой президентами тюркских государств Эрдогана в преддверии президентских и парламентских выборов в Турции 14 мая, где позиции его партии в последнее время сильно пошатнулись после экономических неурядиц, высокой инфляции и коррупции, а также из-за огромного количества жертв во время февральского землетрясения.
Если Эрдоган выиграет предстоящие выборы, то дальнейшая интеграция тюркского мира пойдет полным ходом, что, конечно, не может не вызывать пристального внимания со стороны Китая в контексте неспокойного СУАР. Однако, до сих пор какой либо реакции со стороны Пекина не было. Очевидно, связано это с тем, что Центральная Азия и Казахстан являются важными поставщиками энергоресурсов для второй экономики мира. Сухопутный маршрут для импорта нефти и газа критичен для Пекина в виду того, что морские транспортные пути контролируются США. Китай нервничает, выражая протесты созданию АУКУС – оборонного военного союза США, Великобритании и Австралии, имеющего явную антикитайскую направленность.
Китай заинтересован в Центральной Азии, которая обеспечивает и кратчайший железнодорожный (к тому же в 6 раз более быстрый, чем морской) путь для китайского экспорта в Европу, а также запасной путь в Иран, куда Китай планирует инвестировать в ближайшие годы фантастические пол-триллиона долларов.
Все данные обстоятельства обеспечивают тонкий баланс между восточным и западным векторами внешней политики Казахстана как ключевого транзитного игрока, дают сцепку интересов Востока и Запада, где стоит отметить большую роль играют и личные качества президента Токаева, как профессионального дипломата, тонко знающего особенности обеих частей Евразийского континента.
Такое положение дел в значительной степени устраивает сегодня Европу и США, которые заинтересованы в обеспечении независимости Центральной Азии от санкционной России. Именно этим продиктовано большое количество высоких визитов официальных лиц в последнее время, от Энтони Блинкена до британского министра иностранных дел Джеймса Клеверли, в Казахстан и Узбекистан, чего мы не видели уж более десяти лет.
Интерес Запада в альтернативном без России транспортном пути для энергоресурсов из Казахстана и Азербайджана очевиден. К примеру, Италия уже объявила об энергетической независимости от России за счет покрытия всех своих потребностей в газе и нефти за счет поставок из Азербайджана и Казахстана. Сейчас ведутся переговоры об увеличении пропускной способности транскавказского маршрута, что весьма актуально для Казахстана из-за частых российских фокусов с внезапными закрытиями нефтеналивных терминалов в Черноморском порту Новороссийск, чего никогда ранее почти не было.
Однако, несмотря на то, что Европа и Запад хотели бы независимости центрально-азиатского региона от России, это не означает индульгенции от вторичных санкций, которые по утверждению британского издания Daily Telegraph уже готовятся Евросоюзом в отношении компаний и лиц из Казахстана и других стран, ввозящих санкционные товары в Россию. В частности, упоминались даже такие товары, как стиральные машины, чипы из которых используются российским ВПК для производства дронов-камикадзе против Украины.
Другим информационнным агентством Блумберг утверждалось о большом реэкспорте санкционных товаров через Турцию, Китай и Кыргызстан в Россию, после чего Турция резко остановила потоки,а казахстанское правительство объявило о введении с 1 апреля системы онлайн таможенного контроля за проходящими товарами на территории страны. Тем не менее риск получения вторичных санкций очень высок и в случае ввдения нанесет серьъезный удар по репутации Казахстана на фоне его уверений о приверженности санкционному режиму.
Важным является и тот факт, что в случае введения вторичных санкций по странам Центральной Азии, это может вызвать и отторжение правительств этих стран в пользу китайского вектора развития дальнейших отношений, что в перспективе будущего глобального противостояния между США и Китаем играет последнему на руку, по сути разрушая сегодняшний тонкий геополитический шпагат всей Центральной Азии между Востоком и Западом.
Комментариев пока нет