Госдеп США похвалил инвестиционный климат Казахстана
Государственный департамент США опубликовал отчет об инвестиционном климате Казахстана за 2022 год, в котором отметил значительный прогресс в создании рыночной экономики, но дал понять, что пора выбирать между ЕАЭС и ВТО.
По состоянию на октябрь 2021 года объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) составил $170 млрд, в том числе $40,4 млрд из США, правда в основном они концентрируются в нефтегазовом секторе.
Гражданские беспорядки в январе вызвали обеспокоенность по поводу политической и экономической стабильности страны. Другой вызов – российская агрессия против Украины и последующие санкции против России. Некоторые инвесторы, вероятно, будут удерживаться от инвестиций в Казахстан, в то время как для других Казахстан может стать привлекательной альтернативой ведению бизнеса в России.
Президент Токаев заверил иностранных инвесторов, что власть обеспечит стабильный инвестиционный климат и выполнит свои обязательства перед инвесторами. Он также пообещал снизить чрезмерную роль монополий и олигополий в экономике за счет приватизации и борьбы с коррупцией.
Несмотря на эти заверения, у инвесторов сохраняются опасения, что основные экономические причины январских беспорядков сохраняются, а санкции в отношении России могут усугубить существующие структурные недостатки, вызвав высокую инфляцию, девальвацию валюты и логистические препятствия для импорта и экспорта. Кроме этого, их беспокоит повышение регулирующей роли правительства в отношениях с инвесторами, предпочтение политике импортозамещения, ограничения использования иностранной рабочей силы и вмешательство в деятельность компаний. Иностранные фирмы ссылаются на необходимость улучшения верховенства закона, более глубоких инвестиций в человеческий капитал, улучшения транспортной и логистической инфраструктуры, более открытой и гибкой торговой политики, более благоприятного режима разрешений на работу.
В то же время, аналитики Госдепа отмечают эффективность принятых мер по упрощению процедур открытия и ведения бизнеса, таких как онлайн-регистрация любого бизнеса через сайт egov.kz, введение нового вида инвестиционного договора, а также восстановление безвизового режима вскоре после пандемийного режима для граждан 54 стран, включая США. В отчете отмечается, что в качестве инвестиционных преференций, компании, работающие в приоритетных секторах, получают освобождение от налогов и таможенных пошлин, натурные гранты, инвестиционные кредиты и упрощенные разрешения на работу, чем дают положительные сигналы американскому и зарубежному инвестиционному сообществу. Международные финансовые институты также относят Казахстан к числу привлекательных стран для своей деятельности.
Возможности специальных экономических зон в Казахстане, позволяющих иностранным компаниям создавать предприятия в СЭЗ, упрощение разрешительных процедур для иностранной рабочей силы, и установление режима особой таможенной зоны, не регулируемый правилами ЕАЭС, также выгодно влияют на привлечение инвесторов.
В отношении финансовой сферы, согласно анализу Госдепа, для инвесторов нет никаких опасений по поводу политики денежных переводов или возможности конвертации иностранной валюты для перевода их прибыли. Отмечается свободно плавающий обменный курс и валютный режим, нацеленный на инфляцию. МВФ в данном отчете отмечает, что Казахстан поддерживает достаточные международные резервы.
Среди факторов, негативно влияющих на инвестиционный климат, по мнению Госдепа США, названы ограничения на иностранное владение в некоторых отраслях, сложности с оформлением контрактов и лицензированием, а также недостаточная защита прав интеллектуальной собственности. К примеру, в соответствии с действующим законодательством, иностранные и отечественные частные компании могут создавать и владеть коммерческими предприятиями, но есть ограничения на иностранное владение, в том числе 20 % лимит для иностранного владения средствами массовой информации, 49 % лимит на внутренние и международные авиаперевозки и 49% лимит на телекоммуникационные услуги. Закон также ограничивает участие офшорных компаний в банках и страховых компаниях и запрещает иностранцам владеть пенсионными фондами и сельскохозяйственными землями. Иностранным гражданам и компаниям запрещено участвовать в частных охранных предприятиях.
Тем не менее, авторы напоминают, что в Казахстане нет системы скрининга и или законодательства, специально ориентированного на последствия ПИИ для национальной безопасности. Национальный банк Казахстана собирает стандартную статистику по ПИИ и другим формам инвестиций, но в основном для оценки макроэкономической ситуации.
Иностранные компании по-прежнему обеспокоены преференциями для отечественных компаний и механизмами государственного вмешательства в деятельность иностранных компаний, особенно в закупки. В обзоре ОЭСР Казахстану рекомендовано провести реформы корпоративного управления и внедрить более эффективную налоговую систему, еще больше либерализовать свою торговую политику и внедрить принципы и стандарты ответственного ведения бизнеса.
Иностранные инвесторы также часто жалуются на проблемы с заключением контрактов и лицензированием. Налоговые ошибки до сих пор не декриминализированы, а недавно принято неоднозначное решение о налогообложение дивидендов нерезидентов.
При этом, Казахстан подписал договоры об избежании двойного налогообложения с 54 странами (список доступен по адресу), а также двусторонние соглашения о защите инвестиций с 51 страной, четыре из которых еще не вступили в силу, а другие четыре других были расторгнуты.
При этом, Казахстан подписал договоры об избежании двойного налогообложения с 54 странами (список доступен по адресу), а также двусторонние соглашения о защите инвестиций с 51 страной, четыре из которых еще не вступили в силу, а другие четыре других были расторгнуты.
Публичные компании придерживаются международных стандартов финансовой отчетности, но практика бухгалтерского учета и оценки не всегда соответствует лучшим международным практикам. А применение и толкование коммерческого законодательства иногда создает путаницу. В 2016 году министерство здравоохранения и социального развития ввело новые правила привлечения иностранной рабочей силы, некоторые из которых создали значительные барьеры для иностранных инвесторов. После активного вмешательства через Совет иностранных инвесторов правительство отменило самые обременительные из них.
В период с 1993 года по I квартал 2022 года объём валового притока прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана составил
$ 395,9 млрд.
По данным Национального Банка РК, по итогам I квартала 2022 года валовый приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Казахстан составил
$ 6,9 млрд., продемонстрировав рост на 54,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
При этом в страновом разрезе топ-10 стран-инвесторов в Казахстан по итогам I квартала 2022 года выглядит следующим образом:
1. Нидерланды – $ 1 904,8 млн.;
2. США – $ 1 881,3 млн.;
3. Швейцария – $ 663,1 млн.;
4. Россия – $ 498,5 млн.;
5. Китай – $ 310,1 млн.;
6. Южная Корея – $ 259,3 млн.;
7. Бельгия -$ 253,9 млн.
8. Великобритания –$ 121, 9 млн.
9. Франция – $ 106, 7 млн.
10. Турция – $ 103, 7 млн.
В отраслевом разрезе отмечен рост валового притока ПИИ в сфере строительства в 5,8 раза (на сумму $ 195,5 млн.), сельского хозяйства – в 3,1 раза (на сумму $ 7,8 млн.), финансовой и страховой деятельности – в 2,4 раза (на сумму $ 171,8 млн.), обрабатывающей промышленности – в 2,3 раза (на сумму $ 746,7 млн.), административного и вспомогательного обслуживания – на 41,3% (на сумму $ 12,0 млн.), горнодобывающей промышленности – на 35,8% (на сумму $ 923,3 млн.), транспорта и складирования – на 27,5% (на сумму $ 59,6 млн.), оптовой и розничной торговли – на 22,2% (на сумму $ 164,9 млн.), информации и связи – на 18,6% (на сумму $ 9,8 млн.), а также отмечен рост в профессиональной, научной и технической деятельности на сумму $ 152,1 млн., в сфере услуг по проживанию и питанию на сумму $ 18,2 млн. и в предоставлении прочих видов услуг на сумму $ 18,6 млн.
ЕАЭС или ВТО?
Хотя правительство РК утверждает, что соглашения ЕАЭС соответствуют стандартам ВТО, с момента вступления в Таможенный союз Казахстан удвоил свой средний импортный тариф и ввел ежегодные тарифные квоты (TRQ) на птицу, говядину и свинину. В соответствии со своими обязательствами в рамках ВТО Казахстан снизил 3 512 импортных тарифных ставок в среднем до 6,1 процента по состоянию на декабрь 2020 года.
Авторы считают, что санкции против России и Беларуси могут повлиять на торговлю между членами ЕАЭС. Например, предприятиям придется проводить большую комплексную проверку при работе с российскими деловыми партнерами, экспорте или перевалке продукции через Россию и Беларусь и/или передаче платежей. Некоторые утверждают, что некоторые компании активно используют ЕАЭС для уклонения от санкций.
Правовая система и независимость судебной власти
Доклад Freedom House «Страны в транзите» за 2021 год дал Казахстану очень низкий балл (1,25 из семи) в категории «Судебные рамки и независимость», подразумевая, что исполнительная власть эффективно доминирует над судебной властью. Обвинения в повсеместной коррупции судов и влиянии правящей элиты приводят к низким общественным ожиданиям и доверию к системе правосудия.
Стороны коммерческих контрактов, в том числе иностранные инвесторы, могут добиваться урегулирования споров в казахстанских судах или международном арбитраже, но суды их применяют номинально. Известно, по крайней мере, об одном случае, когда правительство, как утверждается, отказалось выполнить полностью оспариваемое международное арбитражное решение. Правительство советует иностранным инвесторам активнее использовать возможности арбитражного центра МФЦА и суда МФЦА.
Двусторонний инвестиционный договор между Соединенными Штатами и Казахстаном требует, чтобы правительство предоставило компенсацию в случае экспроприации. В то же время, Предпринимательский кодекс позволяет государству национализировать имущество в чрезвычайных случаях, но не содержит четких критериев для экспроприации или требует быстрой и адекватной компенсации по справедливой рыночной стоимости.
Миссии известно о случаях, когда владельцы процветающих и развитых предприятий были вынуждены продавать свои предприятия компаниям, связанным с высокопоставленными и влиятельными лицами. В 2021 году правительство внесло поправки в Уголовный кодекс и усилило наказание за рейдерство, увеличив возможный срок наказания до пяти-восьми лет.
Казахстан юридически обязан признавать арбитражные решения, но не всегда это делает. В феврале Минюст сообщил о 25 незавершенных арбитражных разбирательствах, в том числе 14 в международных арбитражных судах. За последние несколько лет возникло несколько инвестиционных споров с участием иностранных компаний, связанных с предполагаемыми нарушениями экологических норм, налогового законодательства, законов о трансфертном ценообразовании и инвестиционных положений. Проблемы возникают при исполнении судебных решений, и существуют широкие возможности для влияния на судебные результаты с учетом относительного отсутствия независимости судебных органов.
Правительство разработало механизмы разрешения споров, направленные на то, чтобы позволить пострадавшим инвесторам добиваться возмещения, не требуя от них судебного разбирательства своих претензий. Тем не менее, инвесторы, которые добросовестно вступили в такие переговоры об урегулировании, сообщают, что, по крайней мере, в одном случае правительство преследовало уголовный иск как раз в тот момент, когда стороны приближались к сделке.
Когда государственные предприятия участвуют в инвестиционных спорах, национальные суды обычно принимают решение в пользу государственного предприятия. Власти страны признают, что местным судам не хватает опыта работы с коммерческим правом. Президент Токаев недавно говорил о необходимости совершенствования отбора судей и повышения их профессионального уровня.
Пандемия усилила тенденцию импортозамещения
Казахстан изменил свои требования к местному содержанию, чтобы соответствовать требованиям вступления в ВТО. Контракты на недропользование, заключенные после 1 января 2015 года, больше не содержат требований к местному содержанию, а любые требования к местному содержанию в контрактах, подписанных до 2015 года, постепенно прекращаются с 1 января 2021 года. В то же время, создан фонд развития местного содержания, которые инвестирует в технологии, IT, сборку нефтегазового оборудования, экологические проекты.
В 2021 году в Казахстане введена скоринговая система локализации для стимулирования местной сборки транспортных средств и сельскохозяйственной техники. Иностранные инвесторы могут участвовать в государственных и квазигосударственных тендерах на закупки, если они создали производственные мощности в Казахстане и признаны предварительно квалифицированным участником торгов. Продукт должен быть изготовлен в Казахстане и быть в реестре проверенных производителей.
Правительство ввело значительные утилизационные сборы на импортные комбайны и тракторы иностранного и отечественного производства, в то же время субсидируя плату для отечественных производителей. Иностранные компании считают это принуждением к локализации производства. Правительство объявило о 50-процентном снижении ставки утилизационного сбора после того, как президент Токаев публично раскритиковал сбор, но это изменение еще не вступило в силу.
Доступ к капиталу
Рынки капитала остаются недостаточно развитыми и неликвидными, на которых доминируют государственные предприятия и не хватает розничных инвесторов. Большинство отечественных заемщиков получают кредиты в казахстанских банках, хотя иностранные инвесторы часто находят процентные ставки и требования к залогу слишком обременительными. Иностранным инвесторам часто дешевле и проще использовать нераспределенную прибыль или занимать у своей страны. И хотя правительство активно стремится привлечь портфельные инвестиции, иностранные клиенты могут торговать только через местные брокерские компании или после регистрации на KASE или в МФЦА.
Денежно-банковская система Казахстана на 1 января насчитывала 22 коммерческих банка. Пять крупнейших банков (Halyk, Sberbank-Kazakhstan, Kaspi, Otbasy и First Heartland Jusan) владели активами на сумму около $57,6 млрд, что составляет 66,1% от общего банковского сектора. Банковская система продолжает страдать от устаревших неработающих кредитов, плохого управления рисками, слабой практики корпоративного управления и значительных рисков связанных сторон.
По состоянию на 1 января активы Национального фонда составляли $55,3 млрд или около 30% ВВП. Правительство получает регулярные трансферты из Национального фонда на общую государственную бюджетную поддержку, а также целевые трансферты. Национальный фонд обязан сохранить минимальный остаток в размере не менее 30 процентов ВВП. Казахстан не является членом Международной рабочей группы суверенных фондов благосостояния, организованной МВФ.
Государства слишком много
По данным Национального статистического бюро, по состоянию на 1 января насчитывается 25 201 государственное предприятие (ГП) и 617 предприятий, где государство имеет определенную долю, включая все виды предприятий, от небольших ветеринарных инспекций, детских садов и областных больниц до авиакомпаний, горнодобывающих компаний и национальной нефтегазовой компании.
Согласно Обзору инвестиционной политики ОЭСР за 2017 год, активы государственных предприятий составляют 48-64 миллиарда долларов, что составляет примерно 30-40 процентов ВВП; чистая прибыль составила приблизительно $2 млрд. В январе Президент Токаев дал возможность Агентству по развитию и защите конкуренции одобрить создание новых государственных предприятий и рассмотреть вопрос о расширении существующих. Полугосударственные компании получают более широкий доступ к субсидиям и другой государственной поддержке. Крупнейший национальный холдинг ФНБ «Самрук-Казына» (СК), по состоянию на 2019 год держал активы, эквивалентные 38 процентам ВВП, и генерировал доходы в размере 15% ВВП, что было эквивалентно трем четвертям общих государственных доходов. В 2020 году SK сообщила о $54 млрд активов и $1,4 млрд консолидированной чистой прибыли.
Таким образом, политическое влияние продолжает доминировать в СК, который имеет особые права на заключение крупных сделок между участниками своих холдингов без публичного уведомления, преимущественное право на покупку стратегических объектов и активов и освобождается от процедур государственных закупок.
Правительство приняло новую комплексную программу приватизации в 2020 году. По состоянию на 31 марта правительство продало 938 организаций за $1,7 млрд из 1 747 организаций, подлежащих приватизации. Правительство продает малые, государственные и муниципальные предприятия через электронные аукционы. Иностранные инвесторы могут участвовать в приватизационных проектах, но, тем не менее, они испытывают «определенные трудности».
Коррупция
Рейтинг Казахстана в Индексе восприятия коррупции Transparency International 2021 года составляет 37 место из 100. По данным Transparency International, январские гражданские беспорядки подчеркнули опасность игнорирования коррупции. Агентство по борьбе с коррупцией сосредоточилось на таких секторах, как сельское хозяйство и здравоохранение, исключив крупнейшие отрасли. Президент Токаев объявил в январе, что правительство будет делать больше для борьбы с коррупцией. В течение нескольких месяцев началось несколько расследований в отношении богатых и влиятельных лиц, в том числе родственников Первого президента Назарбаева.
В то же время, Госдеп США дает понять, что правительство избирательно преследовало должностных лиц, а коррупция является более системным явлением. По данным правозащитных НПО, коррупция широко распространена в исполнительной власти, правоохранительных органах, местных органах власти, системе образования и судебной системе. Журналисты и сторонники фискальной прозрачности сообщают о частых преследованиях и административном давлении.
Исследование предприятий Международной финансовой корпорации для Казахстана, проведенное в 2019 году с более чем 1 400 малыми, средними и крупными предприятиями, показало, что 12 процентов респондентов сталкивались по крайней мере с одним запросом на получение взятки по шести различным сделкам, включая уплату налогов, получение разрешений или лицензий и получение коммунальных подключений.
Проект «Стратегия навыков ОЭСР» показал в 2021 году, что страна быстро улучшается в использовании цифровых навыков. Тем не менее, навыки молодежи остаются значительно ниже среднего показателя по ОЭСР. Взрослые также обладают сравнительно слабыми базовыми навыками в силу не развитой культуры обучения. Государственная программа развития образования и науки на 2020-2025 годы направлена на сокращение разрыва в успеваемости между городскими и сельскими школами и улучшение обучения на протяжении всей жизни. Правительство особенно заинтересовано в том, чтобы казахстанцев нанимали на руководящие и исполнительные должности иностранных предприятий.
Права на забастовки ограничены
Казахстан вступил в Международную организацию труда (МОТ) в 1993 году и ратифицировал 24 из 189 конвенций МОТ. 4 мая 2020 года правительство приняло поправки к законам, связанным с трудом, включая закон о профсоюзах, чтобы приблизить их к соответствию стандартам МОТ. Три независимых профсоюза – Федерация профсоюзов Республики Казахстан (ФПУК), Содружество профсоюзов Казахстана «Аманат» и Казахстанская конфедерация труда (ККЛ) – по состоянию на 1 марта 2020 года насчитывали более трех миллионов членов, или 40 процентов рабочей силы. По данным FTUK, по состоянию на январь 2021 года 1,5 миллиона работников, или 90,2 процента членов FTUK, работали с коллективными договорами в 2020 году. Количество коллективных договоров по всей стране увеличилось на 19,1 процента со 120 200 в 2019 году до 143 571 в 2020 году, согласно последним доступным данным.
Трудовой кодекс описывает механизм разрешения индивидуальных трудовых споров путем прямых переговоров с работодателем, посреднической комиссией, судом. Определен механизм разрешения коллективных трудовых споров путем прямых переговоров с работодателем, посреднической комиссией, трудовым арбитражем, судом. В то же время, право трудящихся на забастовку ограничено. Суды имеют право признать забастовку незаконной по требованию работодателя или Генеральной прокуратуры, после чего работодатели могут уволить бастующих работников.
Жалобы на низкую заработную плату, плохие социальные пособия и некачественные условия труда привели к более чем 363 забастовкам и трудовым спорам в 2021 году и десяткам в первые три месяца 2020 года. Рабочие, как правило, прекращали забастовки после того, как руководство компаний соглашалось на частичное повышение заработной платы и премий. Средняя зарплата мужчин была на 21,7 процента выше, чем у женщин в 2021 году. Официальный уровень безработицы составляет 4,9 процента, или около 450 000 безработных из 9,2 миллиона казахстанцев трудоспособного возраста. В марте KPMG подсчитала, что реальный уровень безработицы составил 10 процентов в 2019 году, 12 процентов в 2020 году и может увеличиться до 20 процентов в 2022 году.
В 2020 году 1,22 миллиона граждан (или около 13,5 процента) рабочей силы страны работали в неформальной экономике: розничной торговле, транспортных услугах, сельском хозяйстве, недвижимости, салонах красоты и парикмахерских, а также прачечных и химчистках. Мелкие предприниматели и их работники по большей части работали без медицинских, социальных или пенсионных пособий и не включены в систему социального обеспечения.
Полный отчет доступен по ссылке.
Комментариев пока нет