Госдоходы падают. Откуда брать деньги? - Exclusive
Поддержать

Госдоходы падают. Откуда брать деньги?

В решении вопросов государственных доходов сейчас приходится выбирать между плохим и очень плохим решениями. Сейчас все больше и больше людей высказывают свое мнение по государственным финансам. Проблема заключается в том, что доходы государства – это всегда расходы домохозяйств (населения и юридических лиц), поэтому нет решения, которое удовлетворило бы всех. И поэтому любое предложение будет критиковаться или даже лоббироваться за недопущение теми, кого это касается.

Первоначально планировали поднять НДС, группа бизнесменов смогла каким-то образом донести, что это плохое решение и что вызовет инфляцию, – мол есть резервы, нужно закручивать администрирование и улучшать эффективность Самрука. Но администрирование – это долгий процесс и требует изменения самих налогов, поэтому ждать результата от него не стоит. Самрук навряд ли даст больше дивидендов, учитывая, что это государственная махина, которая не совсем эффективно управляется, а накопленные долги КТЖ и ряда других дочек не позволят сильно рассчитывать на увеличение прибыли в долгосрочном аспекте.

Далее решили поднять КПН до 25%, что логично, ведь НДС отбили, а второй по величине налог – это КПН. Но и здесь получилось, что из повышения получили понижение. Ввели льготы для обрабатывающей промышленности, а ставку повысили только для банков и игорного бизнеса, хотя в банках высокая прибыль создана в большей степени из-за государственной политики и там нужно решать именно вопросы государственной политики, а не ставки. Все остальные налоги большого дохода не дают, кроме экспортной таможенной пошлины. И вот, недавно стало известно, что планируется ввести пошлины на экспорт. В чатах уже гуляет проект приказа, не понятно насколько он правдоподобный, но если опираться на него, то планируется ввести пошлины практически на весь экспорт.

Это решение еще хуже, чем повышение НДС, но процедура пересмотра решений в государстве очень сложная, особенно если оно уже публично озвучено. Так устроена политика – на амбразуру добровольно из чиновников никто бросаться не будет, поэтому решили в очередной раз решить вопрос с бюджетом за счет экспортеров.

Естественно, в качестве разового решения – это может помочь, но долгосрочные и среднесрочные последствия будут не самыми радужными.

Во-первых, очень большая часть экспортеров у нас представлена иностранными компаниями. Когда вводили ЭТП (экспортная таможенная пошлина), тогда только те, кто подписал СРП (соглашение о разделе продукции – договор о разделе природных ресурсов, заключенным между зарубежной добывающей компанией и государственным предприятием, – прим.ред.), смогли отбиться, в результате пошлина для них просто вычитается из доли Казахстана, а все остальные иностранные инвесторы пострадали. Как итог, мы видим, что у нас нет больших компаний, которые бы пришли в отрасль нефтедобычи. Поэтому нефтедобыча стагнирует и ждет только расширения Тенгизшевройл.

Сейчас наблюдается рост компаний, добывающих твердые полезные ископаемые, но если будут вводить ЭТП для них, то иностранные компании в очередной раз посчитают это нестабильностью налогового законодательства и невозможностью прогнозировать свои денежные потоки, что сразу же даст повод для пересмотра инвестиционных программ для иностранцев. Для иностранных компаний больше важна стабильность.

Во-вторых, ЭТП на экспорт – это скрытая субсидия для предпринимателей, которые имеют перерабатывающие мощности. Только с эффективностью это решение никак не коррелирует, так как внутренние производители просто снизят стоимость закупок за счет арбитража ЭТП. Где-то это станет выгодным для внутренних производителей, но учитывая, что наш внутренний рынок очень маленький, сильно это не скажется на увеличении производства, а вот экспортеры, у которых экономика была на гране рентабельности, начнут сокращать производства и это может ударить по планам в 6% экономического роста и снижении поступлений по КПН, что в результате не сильно поможет бюджету в следующих годах.

В-третьих, создание новых перерабатывающих мощностей – это непростой процесс и для этого требуется огромная работа, в том числе по продвижению экспорта зарубежом. Для принятия инвестиционного решения нужны рынки сбыта и там придется конкурировать, а это совсем другой навык, требующий совсем других усилий. Иногда продать продукт обрабатывающей промышленности (а это в основном не биржевые товары) гораздо сложнее, чем произвести, в отличии от биржевых товаров. Поэтому между фазой создания мощностей переработки и введением ЭТП может пройти до 3-7 лет, в зависимости от отрасли. И в этот период мы получим ухудшение наших экономических показателей. При этом не факт, что мы сможем создать такие перерабатывающие комплексы, так как мир не стоит на месте, у нас не самый лучший инвестиционный климат и у нас нет ни собственного, ни заемного капитала для создания таких проектов.

Если и внедрять ЭТП для поддержки обрабатывающей промышленности, то надо делать это после глубокого анализа по каждой отрасли, точечно и объявлять о таких планах заранее за 2-3 года до ввода в действие, чтобы бизнес мог подстроиться. Наспех это выглядит так, что прикрывшись решением по повышению доли обрабатывающей промышленности, пытаемся решить вопрос с бюджетом, при этом, создавая огромные риски для экономики следующих лет.

Нет простого решения по государственным доходам, там нужен комплексный план, направленный как на снижение расходов, так и на увеличение доходов. И пока самый адекватный вариант – это вариант, предложенный прошлым правительством – повышение НДС с сокращением налоговых льгот, что скажется на инфляции, но не так сильно скажется на экономике страны и на инвестиционном климате, так как это косвенный налог, который уплачивается конечными потребителями. Бизнес его воспринимает как налог только потому, что есть льготы для МСБ, которые позволяют им не платить НДС, что создает неравные условия для бизнеса.

Оригинал здесь

Галым Хусаинов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *