Государство достигло предела своей компетенции - Exclusive
Поддержать

Государство достигло предела своей компетенции

Президент сделал выбор между государственным капитализмом и рыночной экономикой в пользу последней. В условиях, когда инфраструктура страны переживает системный кризис – это правильный выбор. Но эксперты предупреждают, что будет это болезненный, но неизбежный путь.

Государство может вмешиваться в экономику различными путями. Во-первых, оно может владеть значительной собственностью в коммерческих и прочих активах в стране. Во-вторых, вмешиваться в рыночные отношения частного бизнеса с помощью различных форм государственных интервенций, таких как: регулирование цен; регулирование бизнесотношений; государственные субсидии; инвестиции и льготное финансирование; ограничения для импорта и экспорта; избирательное покровительство и госпомощь; нетрадиционная валютная и монетарная политика и так далее.

Несмотря на определенные успехи госкапитализма в определенные исторические периоды (послевоенная Европа, Южная Корея, Китай, Сингапур, страны Латинской Америки), мировой опыт показывает, что со временем госкапитализм приводит к недостатку конкуренции, снижению эффективности производств, к более высокому уровню коррупции, и в конечном итоге, к замедлению экономического роста.

Начиная с кризиса 2008-2009 гг. роль государства в экономике Казахстана резко усилилась. Последние 10 лет такие международные организации как МВФ, Всемирный Банк, и ОЭСР анализируя экономику Казахстана, постоянно подчеркивают, что для роста конкурентоспособности, производительности и диверсификации экономики необходимы структурные реформы, ключевым элементом которых должно стать снижение избыточного государственного участия в экономике и построение полноценной рыночной экономики в стране.

Более того, государство продолжает сохранять и даже наращивать свою собственность в инфраструктуре финансового рынка, которая в развитых странах обычно находится в частной собственности. К ним относятся – фондовая биржа, депозитарий ценных бумаг, платёжные системы. Наличие государственных финансовых институтов развития в стране – это нормальная практика. Однако, их основная роль – это решать проблемы провалов (неэффективности) финансового рынка, а не конкурировать с коммерческими банками и другими частными финансовыми организациями в их традиционных сферах деятельности.

Мы хотели бы особо отметить выступление главы Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК) Марата Омарова, сделанное в апреле этого года в рамках Евразийского антимонопольного форума. Выступление было посвящено новому тренду в экономической политике – появление новых и расширение старых госмонополий. В частности, в своей речи глава АЗРК заявил следующее. «Участие государства в бизнесе значительным образом расширяется даже в тех сферах, где оно исторически не присутствовало». «В целом, мы, как и в прошлом году в качестве единственного варианта предлагаем форсированную приватизацию и передачу в конкурентную среду. Мы ежегодно свои предложения направляем в Правительство. К сожалению, видим, что список уменьшается с каждым годом. Это уже третья волна приватизации. Полагаю, что это последний наш шанс построить реальную рыночную экономику. В связи с чем необходимо ее эффективно реализовать.»

Нефтепереработка и оптовая продажа нефти

Примерно 80% переработки нефти в Казахстане уже давно находится под контролем государства. Недавно государство увеличило свой контроль над оптовой продажей нефтепродуктов и сейчас этот рынок тоже примерно на 80% находится под государственным контролем. Как сказал глава АЗРК в своем выступлении – «Это было сделано в целях возобновления контроля на рынке. Но если объективно взглянуть, ситуация от этого лучше не стала. По-прежнему присутствует дефицит, высокие цены. Реального контроля за рынком, который бы способствовал соблюдению правил игры, к сожалению, нет. Проблемы с доступом к ресурсам также существуют.» Можно отметить, что в развитых рыночных экономиках нефтепереработка и оптовая продажа нефтепродуктов является высококонкурентным рынком, где государственной собственности в принципе не должно быть. Этот сектор экономики Казахстана является показательным примером противоречия между рыночной реформой в секторе и желанием властей искусственно занижать цены на топливо в убыток госкомпаниям (так называемая «социальная нагрузка» на прибыль НК «Казмунайгаза»). Например, как было сказано в различных выступлениях представителей «Казмунайгаза», упущенная выгода нацкомпании от реализации нефти на внутренний рынок по ценам гораздо ниже экспортных составила: 284 млрд тенге (0,63 млрд USD по курсу 450 KZT/USD) в 2021 году и 473 млрд тенге (1,05 млрд USD).

Рынок телекоммуникаций

В своем выступлении глава АЗРК отметил следующее. «Доля государства на рынке увеличилась до 75%. Казахтелеком также на аукционе приобрел радиочастотный спектр (5G). Это государственный ресурс, который должен быть продан бизнесу. На деле получается, что «государство продало самому себе». Монополизация стала причиной снижения уровня конкуренции за клиента и качества услуг. Тарифы растут, и потребители несут потери. Сейчас идет поток жалоб, связанный с повышением в одностороннем порядке тарифов на услуги связи. По отдельным тарифным планам стоимость увеличилась в 2 раза. Отсутствие свободного РЧС, экономические барьеры снижают перспективу восстановления конкурентного рынка сотовой связи.»

«Правительство поставило планы по приватизации одного сотового оператора, но реального механизма по его реализации мы, к сожалению, пока не видим.» К этому трудно что-то добавить. Можно только отметить, что вначале 2000-х государство планировало ускоренную демонополизацию телекоммуникационного рынка, а закончилось всё резким усилением государственной монополии в этом секторе экономики.

Железнодорожный рынок

Снова процитируем выступление председателя АЗРК. «Сегодня не проходят предложения по организационно-функциональному разделению Национального оператора ж/д инфраструктуры и перевозчика грузов, обеспечению равного доступа частных перевозчиков к инфраструктуре. Это базис для создания реально конкурентного рынка ж/д перевозок. Говоря о КТЖ, хотелось бы добавить, что «Правила желтых страниц», о которых так много чего было сказано, уже не срабатывают.» К этому можно добавить, что в 2022 году было поручение президента о том, что государственный КТЖ еще должен начать заниматься логистическим бизнесом (было поручение – трансформировать КТЖ в национальную транспортно-логистическую компанию). По нашему мнению, такая трансформация только усилит негативное влияние государства на развитие частного логистического бизнеса в Казахстане. И здесь снова можно подчеркнуть, что логистический бизнес является высококонкурентным сектором экономики и в нем государственной собственности в принципе не должно быть.

Электро– и теплоэнергетика

Большая доля государственной собственности, высокий уровень олигополии, а также государственное регулирование цен в электро– и теплоэнергетике играют очень негативную роль в развитии этой крайне важной отрасли базовой инфраструктуры Казахстана. На сегодня самая главная причина проблем электроэнергетики заключатся в том, что в отрасли используется регулируемая модель тарифообразования, когда правительство командно-административным способом устанавливает тарифы без оглядки на прибыльность и необходимые инвестиции у квалифицированных участников рынка электроэнергии. При этом правительство занижает тарифы в электроэнергетике (субсидирует их для физических и отдельных юридических лиц) не за счет доходов госбюджета, а за счет прибыли компаний электроэнергетической отрасли. Это самая главная причина отсутствия частных инвестиций и большого износа оборудования в электроэнергетике.

Проблема высокого уровня олигополии финансово-промышленных групп и государства на рынке электроэнергии также сильно мешает становлению рыночных отношений в этой отрасли и рыночному ценообразованию. Помимо государства в лице СамрукЭнерго, значительная часть электроэнергетической отрасли в РК относится к «связанной», то есть относится к крупным финансово-промышленным холдингам с собственными генерирующими мощностями и с собственными электрическими сетями, которые в основном производят электроэнергию для внутренних производственных нужд этих холдингов. Прежде всего это касается крупных металлургических компаний Казахстана. По некоторым оценкам, примерно три четверти всей вырабатываемой в Казахстане электроэнергии распределяются закрытым образом и по заведомо более низким ценам внутри финансово-промышленных групп. Оставшаяся же четверть достается региональным розничным рынкам, то есть населению, малому и среднему бизнесу и бюджетным организациям, по самым высоким для данного сегмента тарифам.

После аварий на ряде ТЭЦ этой зимой ускорился процесс национализации проблемных энергетических активов, что в итоге ляжет тяжелым бременем на государственный бюджет и Национальный Фонд. Новая программа в электроэнергетике «Тариф в обмен на инвестиции» совместно с созданием государственного «единого закупщика электроэнергии» тоже не имеет никакого отношения к рыночным реформам в данной отрасли. Как и раньше государство продолжит жесткое регулирование тарифов и к тому же будет единственным закупщиком электроэнергии, что только усиливает конфликт интересов от участия государства в этой отрасли экономики. В таких условиях рыночные отношения не работают и будет трудно привлечь частные инвестиции. Государство продолжает расширять своё участие на конкурентных рынках.

Например, сейчас государственный «КазМунайГаз» активно работает над созданием отечественной нефтегазохимической отрасли, что уже является нарушением «Правил желтых страниц» поскольку данная отрасль также является высококонкурентным сектором экономики как внутри страны, так и на международном рынке.

О развитии нефтегазохимической отрасли в Казахстане впервые было объявлено в 2005 году, когда было принято решение о строительстве в Атырауской области первого в Казахстане интегрированного газохимического комплекса (ИГХК) на базе переработки нефтяных попутных газов месторождений Тенгиза, Кашагана и Северного Каспия. Первоначально к строительству комплекса планировалось приступить в декабре 2007 года, однако старт строительных работ затянулся до лета 2009 года. Затем данный проект был включен в первую Программу по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы. Изначально проект должен был финансироваться на рыночных условиях без привлечения государства и с участием стратегических частных инвесторов. До сегодняшнего дня государством был сделан ряд попыток привлечь крупных частных инвесторов в проект, но они в конце концов покидали проект и государство в лице «КазМунайГаза» было вынуждено завершать первую фазу проекта (полипропилен) самостоятельно, расширяя таким образом свое участие на конкурентных рынках.

На сегодня «КазМунайГаз» приступил к внедрению второй фазы проекта ИГХК (полиэтилен) и теперь идет речь о финансировании проекта за счет денег Нацфонда и по ставке ниже рыночной, что еще больше расширяет участие государства на конкурентном рынке. Сейчас в рамках второй фазы начинается строительство газосепарационной установки на Тенгизе стоимостью 2,2 млрд долларов. Для этого правительство рассчитывает получить из Нацфонда 1,8 миллиарда долларов в виде кредита под низкий процент – 3%.

Как говорится в статье корпоративного издания АО «Самрук-Қазына», “В современных условиях трудно ожидать, что этот объем финансирования нам могут предоставить международные финансовые организации. А если и дадут такую возможность – то под очень большой процент. Поэтому нет ничего удивительного, что инициатор проекта – национальная компания КазМунайГаз – обратилась к Национальному фонду с просьбой о займе.»

По нашему мнению, государство в принципе не должно вкладывать государственные деньги в подобные коммерческие проекты на конкурентных рынках. Тем более государство не должно субсидировать такие проекты за счет средств налогоплательщиков или Нацфонда (льготные ставки на кредит, налоговые преференции, прямые субсидии, и так далее).

Согласно анализу ОЭСР по рыночным искажениям, вызванным участием государства в экономике, в Казахстане ситуация очень плохая. Интересно отметить, что в феврале 2018 года Индикаторы Регулирования Товарных Рынков стран ОЭСР (PMR Indicators) появились в государственных стратегических документах, когда был утвержден «Стратегический план развития РК до 2025 г.». К сожалению, в феврале 2021 года в «Национальном плане развития РК до 2025 года» эти индикаторы исчезли и остался один малопонятный индикатор о снижение доли государства в экономике – в % от ВВП.

Что делать?

В апреле было принято важное решение о том, что «Стратегия развития Казахстана до 2050 года» и среднесрочный «Национальный план развития РК до 2025 года» в текущих условиях потеряли свою актуальность. Таким образом, у правительства появилась возможность сделать глубокий анализ и кардинально пересмотреть свои подходы по развитию экономики Казахстана.

Мы считаем, что новая стратегия развития Казахстана должна содержать обширную главу по созданию полноценной рыночной экономики. Для четкого понимания текущей ситуации с разгосударствлением и созданием полноценной рыночной экономики в необходимо пригласить специалистов ОЭСР и Всемирного Банка. Мы рекомендуем утвердить новую стратегию развития Казахстана в парламенте. Ежегодно исполнительная власть должна отчитываться перед ним за исполнение данных стратегических документов. Тогда в реализации стратегии развития экономики Казахстана появится прозрачность, ответственность и подотчётность всему обществу.

Полностью текст можно прочитать здесь.

Мурат Темирханов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.