English version

Готовы ли платить иностранцы за казахстанское гражданство?

Общество — 16 сентября 2024 14:00
0 -1

Проживающие за рубежом бизнесмены с казахскими корнями часто кулуарно признаются, что хотели бы вкладываться в экономику нашей страны, но боятся менять гражданство из-за коррумпированности системы и возможного прессинга со стороны госорганов. Два года назад Касым-Жомарт Токаев поручал в своём послании ввести десятилетние визы для зарубежных бизнесменов, инвестировавших в экономику Казахстана более 300 тысяч долларов. Это могло быть хорошим решением проблемы, однако задача была выполнена лишь частично: такая виза, действительно, введена, но открытой информации о ней почему-то оказалось очень мало.  

– Для ценных профессионалов в сфере науки, здравоохранения, промышленности, IT государство будут введены послабления и предоставляться визы с правом получения вида на жительство. У зарубежных бизнесменов, инвестировавших в нашу экономику более 300 тысяч долларов, появится возможность получить десятилетнюю визу и вид на жительство, – говорил президент Казахстана в послании «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» в сентябре 2022. Но вообще, инвесторская виза существовала в Казахстане задолго до этого послания. 

Ещё в 2015 году министерство по инвестициям и развитию (которое впоследствии было реорганизовано в министерство индустрии и инфраструктурного развития, ныне поделённое на минпром и минтранс) приняло указ «Об утверждении правил выдачи ходатайства на получение инвесторской визы». Этот документ устанавливал, что возможность получения права на долгосрочное свободное проживание в стране для нерезидентов, осуществляющих инвестиционную деятельность, в принципе существует, и получение такого права – это государственная услуга

– Ходатайство на получение инвесторской визы для лиц, являющихся нерезидентами Республики Казахстан и осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Казахстан, – это письменное обращение уполномоченного органа по инвестициям в органы миграционной службы МВД РК о предоставлении инвесторской визы, – говорится в указе.

Однако информации о работе этого указа и, в целом, его существовании было мало. К тому же, условия получения этой визы были трудны, да и сугубо с юридической точки зрения предоставляла она не так много льгот, интересовавших инвесторов. Поэтому для реализации поставленной в послании задачи министерство торговли и интеграции внесло в конце октября в этот указ изменения, упрощающие его работу. 

Во-первых, выдачи ходатайства на получение инвесторской визы тогда были сокращены с 5 до 3 рабочих дней. Во-вторых, появилось право на оформление однократных электронных инвесторских виз А5 без затрат своего времени и дорожных расходов на основании согласованного приглашения на въезд иностранного инвестора в Казахстан. В-третьих, потенциальные инвесторы получили возможность приобретать ИИН и ЭЦП  по принципу «одного заявления» в загранучреждениях Республики Казахстан.

В результате этих изменений принцип работы инвестиционных виз, фактически,  стал неофициальной версией приобретения второго гражданства, – ведь инвесторы смогли получать те же условия жизни, что и местное население, только без УДЛ и паспорта.

Однако не обошлось без нюансов. Несмотря на то, что поставленная главой государством задача формально была выполнена, остались проблемы с прозрачностью инициативы. 

Дело в том, что указы «Об утверждении правил выдачи ходатайства на получение инвесторской визы» и «Об утверждении Правил оформления приглашений, согласования приглашений на въезд иностранцев и лиц без гражданства в Республику Казахстан» не содержат конкретных пунктов, указывающих сумму, которую необходимо вложить в экономику страны для получения визы. 

Это приводит к тому, что инвесторы, не знающие о послании главы государства, не могут получить из документа достоверную информацию о конкретных условиях для получения такой визы (кроме самого факта, что им нужно добровольно вложить свои деньги в страну). А, значит, госорганы вполне могут ими манипулировать, завышая требуемый показатель. Или, наоборот, незаконно лоббировать чьи-либо интересы и предоставлять своё ходатайство на предоставление инвесторской визы за меньшую сумму вложений.

В целом, сам нормативный документ, регулирующий получение инвесторской визы, довольно трудно найти, если не знать о его существовании и названии. На государственных ресурсах он нигде не закреплён в таком виде, чтобы его можно было быстро увидеть. 

Например, на сайте НК «Kazakh Invest», отвечающей за сопровождение инвестиционных проектов, есть раздел «Прибытие в Казахстан» с текстом о том, что руководители и заместители руководителя юридических лиц, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Казахстан, могут получить визу бизнес-иммигранта, но, опять же, про требования ничего не говорится и наименование указа не приводится. А в разделе «Нормативные правовые акты» на этом же сайте ссылка на указ размещена лишь на самой последней странице.

Отметим, что помимо инвесторской визы в Казахстане также существуют «Программа инвестиционного налогового резидентства» на базе МФЦА, которая предлагает получить разрешение на временное проживание сроком до 5 лет и налоговое резидентство иностранцам, которые инвестировали через биржу в утверждённые инвестиционные инструменты не менее 60 тысяч долларов. Информация о ней является чуть более открытой, но эта программа предлагает меньше свободы возможностей для инвесторов, так как диктует свои условия и является более бюрократизированной.

Такая ограниченность информации об инвесторских визах приводит к созданию новых коррупционных схем и к тому, что предоставленными возможностями всё ещё пользуются не очень много иностранных бизнесменов. 

В начале этого года издание LSM писало со ссылкой на данные, полученные от комитета по инвестициям МИД РК, что Казахстан в 2023 году выдал только 120 инвесторских виз. Получили их преимущественно граждане Китая, Южной Кореи и Турции. А в 2022 году, когда Касым-Жомарт Токаев озвучил в послании о необходимости улучшения условий для привлечения инвесторов, было предоставлено 103 визы. То есть, несмотря на то, что озвученная задача была выполнена, увеличение произошло всего на 16%, – это мало и не помогает стране избавляться от нехватки денег и зависимости от использования средств из своих копилок по типу Нацфонда. 

А ведь цель предоставления в обмен на инвестиции долгосрочных виз и ВНЖ, а в некоторых странах даже официального второго гражданства, именно в том и заключается, – создать эффективный инструмент привлечения иностранного капитала для стимулирования экономического развития, увеличения налоговых поступлений и создания рабочих мест в реальных секторах экономики. Эта мера внедряется и делается прозрачной во многих развивающихся государствах. Но в Казахстане из-за того, что программа есть, но её прозрачность не обеспечена, в очередной раз всё приходит к отсутствию необходимого эффекта, а, значит, бесполезности. И пока не будет обеспечена прозрачность, толку от этих виз так и не будет.

Ранее Exclusive.kz рассказывал о том, что Казахстан остаётся одной из немногих стран мира, запрещающих своим гражданам получать второй паспорт, в материале «Почему в Казахстане боятся двойного гражданства?».


Максим Елизаров

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.