Готовы ли платить иностранцы за казахстанское гражданство? - Exclusive
Поддержать

Готовы ли платить иностранцы за казахстанское гражданство?

Проживающие за рубежом бизнесмены с казахскими корнями часто кулуарно признаются, что хотели бы вкладываться в экономику нашей страны, но боятся менять гражданство из-за коррумпированности системы и возможного прессинга со стороны госорганов. Два года назад Касым-Жомарт Токаев поручал в своём послании ввести десятилетние визы для зарубежных бизнесменов, инвестировавших в экономику Казахстана более 300 тысяч долларов. Это могло быть хорошим решением проблемы, однако задача была выполнена лишь частично: такая виза, действительно, введена, но открытой информации о ней почему-то оказалось очень мало.  

– Для ценных профессионалов в сфере науки, здравоохранения, промышленности, IT государство будут введены послабления и предоставляться визы с правом получения вида на жительство. У зарубежных бизнесменов, инвестировавших в нашу экономику более 300 тысяч долларов, появится возможность получить десятилетнюю визу и вид на жительство, – говорил президент Казахстана в послании «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» в сентябре 2022. Но вообще, инвесторская виза существовала в Казахстане задолго до этого послания. 

Ещё в 2015 году министерство по инвестициям и развитию (которое впоследствии было реорганизовано в министерство индустрии и инфраструктурного развития, ныне поделённое на минпром и минтранс) приняло указ «Об утверждении правил выдачи ходатайства на получение инвесторской визы». Этот документ устанавливал, что возможность получения права на долгосрочное свободное проживание в стране для нерезидентов, осуществляющих инвестиционную деятельность, в принципе существует, и получение такого права – это государственная услуга

– Ходатайство на получение инвесторской визы для лиц, являющихся нерезидентами Республики Казахстан и осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Казахстан, – это письменное обращение уполномоченного органа по инвестициям в органы миграционной службы МВД РК о предоставлении инвесторской визы, – говорится в указе.

Однако информации о работе этого указа и, в целом, его существовании было мало. К тому же, условия получения этой визы были трудны, да и сугубо с юридической точки зрения предоставляла она не так много льгот, интересовавших инвесторов. Поэтому для реализации поставленной в послании задачи министерство торговли и интеграции внесло в конце октября в этот указ изменения, упрощающие его работу. 

Во-первых, выдачи ходатайства на получение инвесторской визы тогда были сокращены с 5 до 3 рабочих дней. Во-вторых, появилось право на оформление однократных электронных инвесторских виз А5 без затрат своего времени и дорожных расходов на основании согласованного приглашения на въезд иностранного инвестора в Казахстан. В-третьих, потенциальные инвесторы получили возможность приобретать ИИН и ЭЦП  по принципу «одного заявления» в загранучреждениях Республики Казахстан.

В результате этих изменений принцип работы инвестиционных виз, фактически,  стал неофициальной версией приобретения второго гражданства, – ведь инвесторы смогли получать те же условия жизни, что и местное население, только без УДЛ и паспорта.

Однако не обошлось без нюансов. Несмотря на то, что поставленная главой государством задача формально была выполнена, остались проблемы с прозрачностью инициативы. 

Дело в том, что указы «Об утверждении правил выдачи ходатайства на получение инвесторской визы» и «Об утверждении Правил оформления приглашений, согласования приглашений на въезд иностранцев и лиц без гражданства в Республику Казахстан» не содержат конкретных пунктов, указывающих сумму, которую необходимо вложить в экономику страны для получения визы. 

Это приводит к тому, что инвесторы, не знающие о послании главы государства, не могут получить из документа достоверную информацию о конкретных условиях для получения такой визы (кроме самого факта, что им нужно добровольно вложить свои деньги в страну). А, значит, госорганы вполне могут ими манипулировать, завышая требуемый показатель. Или, наоборот, незаконно лоббировать чьи-либо интересы и предоставлять своё ходатайство на предоставление инвесторской визы за меньшую сумму вложений.

В целом, сам нормативный документ, регулирующий получение инвесторской визы, довольно трудно найти, если не знать о его существовании и названии. На государственных ресурсах он нигде не закреплён в таком виде, чтобы его можно было быстро увидеть. 

Например, на сайте НК «Kazakh Invest», отвечающей за сопровождение инвестиционных проектов, есть раздел «Прибытие в Казахстан» с текстом о том, что руководители и заместители руководителя юридических лиц, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Казахстан, могут получить визу бизнес-иммигранта, но, опять же, про требования ничего не говорится и наименование указа не приводится. А в разделе «Нормативные правовые акты» на этом же сайте ссылка на указ размещена лишь на самой последней странице.

Отметим, что помимо инвесторской визы в Казахстане также существуют «Программа инвестиционного налогового резидентства» на базе МФЦА, которая предлагает получить разрешение на временное проживание сроком до 5 лет и налоговое резидентство иностранцам, которые инвестировали через биржу в утверждённые инвестиционные инструменты не менее 60 тысяч долларов. Информация о ней является чуть более открытой, но эта программа предлагает меньше свободы возможностей для инвесторов, так как диктует свои условия и является более бюрократизированной.

Такая ограниченность информации об инвесторских визах приводит к созданию новых коррупционных схем и к тому, что предоставленными возможностями всё ещё пользуются не очень много иностранных бизнесменов. 

В начале этого года издание LSM писало со ссылкой на данные, полученные от комитета по инвестициям МИД РК, что Казахстан в 2023 году выдал только 120 инвесторских виз. Получили их преимущественно граждане Китая, Южной Кореи и Турции. А в 2022 году, когда Касым-Жомарт Токаев озвучил в послании о необходимости улучшения условий для привлечения инвесторов, было предоставлено 103 визы. То есть, несмотря на то, что озвученная задача была выполнена, увеличение произошло всего на 16%, – это мало и не помогает стране избавляться от нехватки денег и зависимости от использования средств из своих копилок по типу Нацфонда. 

А ведь цель предоставления в обмен на инвестиции долгосрочных виз и ВНЖ, а в некоторых странах даже официального второго гражданства, именно в том и заключается, – создать эффективный инструмент привлечения иностранного капитала для стимулирования экономического развития, увеличения налоговых поступлений и создания рабочих мест в реальных секторах экономики. Эта мера внедряется и делается прозрачной во многих развивающихся государствах. Но в Казахстане из-за того, что программа есть, но её прозрачность не обеспечена, в очередной раз всё приходит к отсутствию необходимого эффекта, а, значит, бесполезности. И пока не будет обеспечена прозрачность, толку от этих виз так и не будет.

Ранее Exclusive.kz рассказывал о том, что Казахстан остаётся одной из немногих стран мира, запрещающих своим гражданам получать второй паспорт, в материале «Почему в Казахстане боятся двойного гражданства?».

Максим Елизаров




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. […] Поэтому легализация двойного гражданства требует осторожных и сбалансированных подходов. Если вариант полного пересмотра политики по двойному гражданству покажется слишком радикальным, Казахстан может рассмотреть варианты гибридных моделей. Например, путём введения ограниченного или условного двойного гражданство для отдельных категорий граждан – студентов, учёных или бизнесменов. Подробнее про такой способ стимулирования вложения средств в экономику страны расскажем в следующем материале. […]