Грозит ли Казахстану дефицит воды? - Exclusive
Поддержать

Грозит ли Казахстану дефицит воды?

Казахстан обладает значительными ресурсами подземных вод, которые по масштабам сравнимы с ресурсами поверхностных вод. Это настоящее сокровище, таящееся в глубинах земли, которым обладают далеко не все страны мира. Как его правильно использовать? Об этом рассказал Данияр Сапаргалиев, ответственный секретарь по инновациям, магистр технических наук НИИ гидрогеологии и геоэкологии им. У.М. Ахмедсафина.

– Данияр Серикович, чем занимается Институте?

– Основателем гидрогеологической науки в стране считается У.М. Ахмедсафин, который в 40-х годах организовал сектор, а в 50-х отдел гидрогеологии при Академии наук. Как институт он был выделен в отдельное научное учреждение уже в 1965 году. В 1985 году Институту присвоено его имя, академика АН КазССР, Героя Соцтруда. С 2016 года он входит в состав КазНИТУ имени К.И.Сатпаева и сегодня является единственным научным институтом, который занимается вопросами гидрогеологии в стране.

Институтом ведутся фундаментальные и региональные прикладные исследования в части изучения подземных вод по заказу как госорганов, так и различных частных организаций.

– Как у нас в стране обстоят дела с ресурсами подземных вод? Какова степень их изученности? И насколько рачительно и эффективно они используются?

– По последним данным, общая величина прогнозных ресурсов подземных вод по территории Казахстана составляет 176 млн.куб.м/сутки, из которых пресными являются около 63% или 111 млн.куб.м/сутки, это около 40 куб.км/год. Для сравнения: величина располагаемых к использованию ресурсов поверхностных вод, при среднемноголетнем стоке, в целом по Казахстану достигает 46 куб.км в год, что говорит об их сопоставимости.

В стране учтено более 4 тыс. месторождений и участков подземных вод, суммарные запасы которых составляют более 44 млн.куб.м/сутки, в том числе: 45,6%, или 20 млн.куб.м/сутки – для хозяйственного и питьевого водоснабжения, 48,12%, или 21 млн.куб.м/сутки – для орошения земель, 6,13% ,или 2,7 млн.куб.м/сутки – для производственно-технического водоснабжения, и 0,15% , или 0,06 млн.куб.м/сутки – для бальнеологических целей.

– Огромные запасы! И все они используются?

– Нет, к сожалению, эксплуатационные запасы, то есть та вода, которая используется или может быть использована уже сегодня, сейчас составляют не более 25% от прогнозных ресурсов. Это говорит о необходимости проведения более детальных гидрогеологических исследований.

Как и поверхностные воды, подземные воды распределены по территории страны неравномерно. Наибольшие ресурсы пресных подземных вод (59%) сосредоточены в южном регионе: в Алматинской, Жамбылской, Кызылординской и Южно-Казахстанской областях. Наиболее ограничены – Атырауская, Северо-Казахстанская, Мангыстауская, Костанайская и Акмолинская области.

Неравномерность распределения ресурсов подземных вод на территории страны предопределены особенностями структурно-геологического строения, гидрогеологических и климатических условий.

– С чем, на ваш взгляд, связан дефицит водных ресурсов в нашей стране, о котором все больше говорят и власти, и в обществе, и как можно его решить?

– Дефицит пресных вод характерен не только для тех стран, у которых водные ресурсы ограничены, но и для государств, в которых отмечается рост населения и экономики, и, как следствие, повышение водоотбора и загрязнение водных ресурсов.

Казахстан по объему речного стока относится к числу наименее водообеспеченных стран планеты. Это обусловлено тем, что часть наших регионов зависим от водохозяйственной политики соседних государств: России, Китая, Кыргызстана и Узбекистана, с территорий которых притекают такие мощные водотоки, как Ертис, Сырдария, Жайык, Иле и др. При этом, на территории Мангистауской и Атырауской областей, местный поверхностный сток практически отсутствует. В этой связи дефицит пресных вод может быть перекрыт путем использования подземных вод, которые менее подвержены сезонному и антропогенному воздействию.

– Как, с точки зрения науки, можно решить вопрос дефицита воды в этих регионах?

– Скорее всего, в недалеком будущем встанет вопрос о переброске пресных подземных вод из районов, где имеются значительные их запасы, в регионы с дефицитом пресных вод для решения проблем питьевого водообеспечения населения. Такой опыт есть у целого ряда стран.

В этом направлении работы уже начаты в Актюбинской области, где для переброски подземных вод для Атырау и области переоценено месторождение Кокжиде (водовод длиной около 350 км). Для водоснабжения города Актау и Мангыстауской области мы предлагаем переоценить запасы Северо-Айшуакского месторождения, расположенного также в Актюбинской области (водовод длиной около 800 км).

Город Астана и объекты Северного Казахстана могут получать воду из Павлодарской области (до г. Астаны порядка 400 км, а далее до Петропавловска – еще около 380 км.). Центральные районы Карагандинской области с городами Балхаш, Караганда могут быть обеспечены подземными водами месторождений Аксуское, Молалинское и Каратальское (протяженность водовода до г. Караганды около 900 км).

Есть аналогичные рекомендации и по другим вододефицитным регионам. Вместе с тем, не стоит забывать и о проведении поисково-оценочных работ, которые в Мангыстауской области, например, не проводятся уже более 10-ти лет. Запасы этих месторождений при использовании новых технологий и рациональной эксплуатации могут обеспечить растущие потребности этих регионов.

– Время идет вперед, наука и технологии не стоят на месте. Что нужно сделать для развития гидрогеологической отрасли в Казахстане?

– Развитие экономики Казахстана, как в целом, так и в разрезе областей и отдельных городов во многом зависит от обеспеченности водой. Поэтому крайне актуальной задачей, по нашему мнению, является разработка Водной стратегии Республики Казахстан, основными целями которой должны быть гарантированное обеспечение населения, промышленности, сельского хозяйства качественной водой; снижение водоемкости всех отраслей экономики; обеспечение охраны водных ресурсов от загрязнения, истощения, защиты от опасных гидрологических и гидрогеологических процессов; поднятие роли подземных вод в обеспечении населения страны качественной питьевой водой.

В современных условиях подземные воды, как составная часть водных ресурсов, становится наиболее ценным и добываемым полезным ископаемым. Добыча воды из подземных кладовых в 20-м веке в мире возросла в 5 раз. При этом использование подземных вод в мире составляет в среднем около 20%, тогда как в Казахстане оно составляет 5%, а в водоснабжении населенных пунктов – около 50%. Следовательно, для городов, поселков, других населенных пунктов значение подземных вод уже сейчас наиважнейшее, и оно будет только расти.

Для всего этого необходимо восстановить Управление гидрогеологии при Комитете геологии и его территориальных подразделениях. В апреле текущего года в результате структурной реорганизации такое управление было упразднено, что привело, практически к ликвидации отрасли. Кроме этого важно вернуть в компетенцию Комитета геологии функцию проведения поисково-разведочных работ на подземные воды для водообеспечения населенных пунктов. Сейчас эти работы выполняются акиматами, у которых нет гидрогеологических служб, нет специалистов-гидрогеологов, отсутствуют возможности контролировать методическую направленность данных работ, что, естественно, сказывается как на качестве гидрогеологических исследований, так и на их эффективности;

Нельзя тянуть с проведением научных исследовании по изучению формирования ресурсов и химического состава подземных вод. Это включает в себя установление гидрогеологических условий и районирования их по особенностям формирования прогнозных эксплуатационных ресурсов, защищенности подземных вод, перспектив использования подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения и т.д..

Нужно, на наш взгляд, усилить Государственный мониторинг подземных вод, без которого невозможно эффективное управление рациональным использованием подземных вод.

Срочно требуется также возобновить проведение региональных инженерно-геологических работ и изучение опасных геологических процессов, которые в настоящее время в республике практически не проводятся.

– Для воплощения в жизнь такой масштабной программы потребуется немало специалистов. Есть ли они у нас?

– Вопрос кадрового обеспечения – один из острейших на сегодня. С 2007 года, более 15 лет, специалисты-гидрогеологи нашими вузами не выпускались, что привело к дефициту кадров. Обусловлено это тем, что при переходе на европейскую систему образования гидрогеология как специальность отсутствовала в бакалавриате, хотя в магистратуре и докторантуре оставалась. Многие организации начали вместо гидрогеологов брать на работы специалистов смежных специальностей или искать магистров и докторов. Это несколько снизило остроту кадровой проблемы, но не решило ее. С 2021 года эта специальность восстановлена, но гидрогеологи-бакалавры начнут выпускаться лишь с 2025 года.

Мы считаем, что для обеспечения высококвалифицированными кадрами необходимо ежегодно выделять и увеличивать гранты в казахстанских вузах для подготовки гидрогеологов (в среднем около 100 грантов в год), а также ежегодно выделять гранты для подготовки гидрогеологов в рамках программы Болашак (в среднем около 10 грантов в год).

По нашему мнению, следует стимулировать качественное выполнение работ и повышение квалификации путем возрождения ведомственных наград, таких как «Первооткрыватель месторождения подземных вод Республики Казахстан», «Отличник разведки недр», «Почетный разведчик недр» и других. Сегодня обладатели таких советских наград имеют очень высокое профессиональное реноме в среде своих коллег.

Беседу вел Дмитрий Слинько




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *