Хоровод Пригожина – что должен понять для себя Казахстан
24 июня мир заглянул в пропасть, разверзнутую Россией, ужаснувшись и обнадежившись одновременно. Хорошо, что случился Пригожин и хорошо, что все закончилось, не начавшись. Стена оказалась гнилой, а король оказался голым и теперь нам всем надо наконец понять – рядом с нами живет непредсказуемый, но, что более важно, не осознающий своей ущербности сосед. Теперь главное – не последовать его примеру.
Надежда на то, что мятеж сметет режим Путина растворялась в ужасе перед тем хаосом, который после неминуемо начнется на территории России. Как это всегда бывает в авторитарных странах, весь хрупкий баланс на территории этой страны держится на Путине. Как ни парадоксально, но именно этот человек удерживает эту страну, склеенную страхом и пропагандой, от внутреннего развала. Регионы и национальные окраины быстро бы захотели припомнить Кремлю все обиды, накопленные за годы правления Путина. При всей ненависти к нему цивилизованный мир понимает, что развал последней империи – это процесс болезненный и долгий не только для нее самой, но и тех, кто «обречен» с ней делить судьбу и в первую очередь это касается Казахстана с его самой длинной в мире общей сухопутной границей, все еще тесными экономическими связями и все еще во многом общей ментальностью. Еще один огромный пояс нестабильности не нужен никому, но к его появлению стоит начать готовиться.
Поэтому прекращение мятежа Пригожиным для всего мира, и для нас в первую очередь, оказалось более желательным сценарием, чем его продолжение. Совершенно очевидно, что Пригожин это точно не тот человек, который смог бы удержать власть, а уж тем более обеспечить ее цивилизованную смену. А значит, его латентная поддержка со стороны части общества растворилась бы также быстро, как и возникла.
Но, как бы ни завершился экспресс-мятеж, у него есть бесспорный результат – легитимность Путина подорвана в глазах элит и даже лояльной ему части общества. И это чрезвычайно большая цена за то, что сегодня называют истинной причиной мятежа – так называемую передислокацию и «выявление» потенциальных предателей.
Россия еще раз с особой изощренностью показала свою ущербность всего за один день, когда одни «герои России» убивали других «героев России», преступники прощены, а пострадавшие торопливо забыты как досадные живые издержки операции. Россияне получили «черную метку» – закон был нарушен публично и на самом высоком уровне.
Будем надеться, что случившееся отрезвит Казахстан и всех остальных сателлитов Кремля. Пригожин показал, КАК ЭТО может начаться и в этом смысле это далеко «не внутреннее дело России», потому что пожар не знает границ, и его соседи будут вовлечены в первую очередь.
Последствия этого могут быть самыми драматичными. И это далеко не только волна беженцев со всеми вытекающими, но и большой вопрос над теми инвестиционными проектами, которые сейчас лелеет Казахстан, пусть пока только на бумаге позиционируя себя как альтернативу России для товарных и логистических маршрутов.
Однако, самое страшное, что из России будет импортироваться эпидемия нестабильности, которая легко перерастет в неконтролируемую социально-экономическую.
Ташкент, Бишкек, Душанбе и даже Баку с Ашхабадом, но в первую очередь Астана должны сделать «перезагрузку» своих отношений с Большим братом. И менее всего при этом стоит рассчитывать на Пекин, который, как показывает история, всегда предпочитает переждать неприятности, но чаще ими воспользоваться. И уж тем более не стоит рассчитывать на помощь Запада, который всегда действует в зависимости от того, насколько утопающий готов вытащить себя за волосы сам. Пример той же Украины показал, что только после того, как она выдержала первый натиск и показала решимость идти до конца, пристыженные европейцы начали оказывать ей реальную помощь.
Ни Европа, ни США, ни остатки СССР не готовы к распаду России, неизбежность которого только вопрос времени. Как мы уже писали, этот сценарий был просчитан задолго до вторжения в Украину, а теперь с каждым годом он становится все более реалистичным, как бы ни хотелось этого избежать. Как ни странно, но есть подозрения, что никто из мировых мозговых центров не имеет каких-то моделей новой архитектуры безопасности в Европе. Эксперты сильно проигрывают в своих сценариях реальности, попросту не успевая ее осмыслить.
Единственное, что могут в этих условиях делать наши власти – последовательно избавляться от всех типов зависимостей – логистической, энергетической, оборонной цифровой и прочих. И делать это нужно быстрее хотя бы потому, что в час Х это поможет и самой России уцелеть, когда процессы дезинтеграции начнут набирать силу.
России рано или поздно придется платить за то, что она не создала реальную систему сдержек и противовесов. Но за такую же ошибку не должны платить и мы – пригожинский демарш показал, как хрупка наша стабильность. И не тотальный контроль, и закручивание гаек по примеру Путина, а перераспределение функций внутри системы управления и создание точек опоры должны стать реальной стратегией Казахстана и его соседей. Иначе нас ждет судьба северного соседа, который сейчас отвечает за создание именно такой системы, которая только внешне выглядит мощной, но в реальности оказалась колосом на глиняных ногах.
Но первое, с чего мы должны начать – создать собственный голос в информационном пространстве. События выходного дня показали, что у Казахстана, как и его соседей, нет собственных медийных ресурсов, чтобы узнать то, что происходило на самом деле. В лучшем случае источниками были сообщения из социальных сетей и западных агентств, почти сутки страна жила вслепую, а теперь вновь вернулась в заботливые руки российских медиа, запоздало дающих свою картину мира, и как всегда, искаженную даже для себя.
Главное, что мы должны понять отчетливо – мы не можем ни на кого рассчитывать и должны надеяться только на себя. И может быть, только после того, как мы докажем это миру, он решит, что нам стоит помогать.
Комментариев пока нет