«Хромая утка» кыргызской дипломатии - Exclusive
Поддержать

«Хромая утка» кыргызской дипломатии

Осмысливая итоги первого официального визита министра иностранных дел Кыргызской Республики Жээнбека Кулубаева в Казахстан 10-11 января этого года, все еще непонятным остается его приезд в Астану. Г-н Кулубаев озвучил все тот же набор привычных штампов, где за общими формулировками абсолютно не просматривается конкретика по принятию реальных шагов на пути к сотрудничеству с Казахстаном. Между тем вопросов накопилось много.

Например, с 1 января 2025 года Казахстан был вынужден прекратить первичную регистрацию автомобилей, ввезенных через Кыргызстан, из-за отсутствия интеграции электронных паспортов транспортных средств (Э-ПТС). Нововведение касается автомобилей, которые были растаможены в Кыргызстане и предназначены для экспорта в Казахстан и Россию. Интеграция Э-ПТС есть между Казахстаном, Беларусью и Россией, однако кыргызская система все еще не подключена. Временное соглашение об информационном взаимодействии с Кыргызстаном до сих пор не подписано.

Простые кыргызстанцы начинают ощущать на себе последствия отсутствия интеграции базы Э-ПТС, что привело к очередному витку антиказахстанских настроений в Кыргызстане. Между тем, задача по отслеживанию этого вопроса является прямой обязанностью кыргызского МИД. Так, в законе КР «О взаимодействии государственных органов в сфере внешней политики Кыргызской Республики» закреплено, что МИД КР «в полном объеме обеспечивает» «координацию и взаимодействие органов государственной власти Кыргызской Республики в вопросах международной деятельности в целях обеспечения единства внешней политики и выполнения международных обязательств Кыргызской Республики». Поэтому остается открытым вопрос – почему обязательство Кыргызстана в рамках ЕАЭС не выполнено?

Следующий пример более масштабный. Власти Кыргызстана неоднократно заявляли, что в 2023 году построят Обводной Чуйский канал – 2 (ОЧК-2). Канал нужен и Казахстану и Кыргызстану. Однако вызывает недоумение странная позиция Кыргызстана. По линии минсельхозов обоих стран в Бишкеке достигнута договоренность о том, что казахстанская сторона будет строить канал. В тоже время кыргызская сторона в лице своего минэконома параллельно вела переговоры с китайской стороной и заключила соглашение о получении гранта в размере 50 млн. дол.США и о строительстве канала китайской компанией. Казахстанская сторона об этом узнала из кыргызстанских СМИ.

Конечно, это все внутреннее дело Кыргызстана. Тем временем, помощь казахстанского минсельхоза оказалась пустой тратой бюджетных денег, времени и сил казахстанских экспертов. Но самое главное, был вбит клин в отношениях между Казахстаном и Китаем. Делегации двух стран чувствуют себя «кинутыми», и полагают, что это произошло по вине другой стороны. Хотя на самом деле, кыргызский МИД в очередной раз не справился со своей работой. Что это было – принципиальная позиция г-на Кулубаева или узость его мышления? Что бы это не было – горький осадок от его первого официального визита в Казахстан остался.

P.S. «Хромая утка» на американском политическом сленге означает уходящего президента, однако в более широком смысле этот термин означает человека не способного выполнить свои обязательства.

Шерадил Бактыгулов




4 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Какое право имеет казахский интернет — ресурс обсуждать и осуждать работу кыргызского министерства? В казахских министерствах все так хорошо?
    Или про свои боитесь замкнуться?

  2. Казахский интернет-ресурс не имеет права обсуждать и осуждать работу кыргызского министерства. В казахских министерствах разве все идеально?
    Покопайтесь у себя или страшно?

  3. Талант, трудно не согласиться с Вами. Но достаточно странно, что автор статьи под ником Шерадил Бактыгулов рассуждает так о своем министре.

    *Шерадил Бактыгулов — кыргызстанский политолог и эксперт по региональному развитию и государственному управлению, директор Института мировой политики